• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю 9-ю по Пятидесятнице 21.08.2016

    21/08/2016
    Проповедь о. Андрея в Неделю 9-ю по Пятидесятнице 21.08.2016

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

    Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице
    21.08.2016
    Мф., 59 зач., 14:22-34

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали Евангельское чтение, которое повествует нам об удивительном событии, которое по каким-то человеческим понятиям, не укладывается в наш опыт: мы слышим о том, как по слову Господа Иисуса Христа апостол Петр, излезши из корабля, идет по водам к Нему навстречу. Но, почувствовав порыв ветра и увидев волны, которые поднимались вокруг него, он смутился, испугался и стал утопать у ног Иисусовых, взывая ко Господу: Господи, спаси мя! Господь простер руку Свою и избавил апостол Петра от той напасти, в которой он оказался, утопая у ног Иисуса. Господь поддержал его и вновь явил Свое божественное достоинство, Свою силу, показывая, что Он повелевает и ветром, и морем, и все подчиняется Ему. И по слову Его многое может совершаться в жизни человека, если человек просит и обращается ко Господу, - даже и не возможное по человеческим представлениям и по человеческим понятиям. Как это совершилось с апостолом Петром - в тот момент, когда решимость веры его потребовала: Господи, повели мне прийти к Тебе по водам! Никакой житейский опыт, никакие предварительные знания и рассуждения не могли подвигнуть его на такое обращение ко Господу. Только решимость веры! И он исполняет повеленное ему от Господа – идет по водам.

    Но не то удивительно, что апостол ходит по водам. Удивительно другое: какова сила веры. Когда решимость пребывает на сердце человеческом, то действительно человек с помощью и по благословению Божию может совершить невозможное – то, что даже не укладывается в его понятия и представления. Господь может дать человеку возможность преодолевать те или иные обстоятельства, те или иные затруднения, в которых человек оказывается в своей жизни. Но требуется для этого, как нам показывает сегодняшнее Евангелие, только одно – решимость веры. Если этого нет, то человек постоянно впадает в затруднения, постоянно оказывается в каких-то обстоятельствах, ситуациях, когда он тонет у ног Иисусовых: Господи, спаси меня! Хоть такая простая молитва должна излиться из сердца человеческого, обращенного к Богу. И Господь поможет и удержит человека над этой бездной, к которой устремляется он всем своим существом.

    Мы понимаем, что не волны, не «ветр крепок» стали причиной того, что Петр стал утопать. Это буря помыслов, которая возникает в уме человеческом, приводит человека к такому печальному, тяжелому состоянию, когда он уже и, видя множество чудес и благодеяний Божиих, напитанный и воспитанный у ног Иисусовых, тем не менее, может усомниться, дав возможность развиваться этим бурным помыслам в уме своем.

    Помыслы лишают человека этой решимости веры. Отвлекают его от Господа. «Все могу о укрепляющем мене Господе Иисусе Христе», - взывал апостол. Но как только помыслы начинаю бороть человека, как только человек дает волю этим помыслам властвовать над самим собой, то действительно и то простое, что раньше легко получалось и устраивалось, начинает разрушаться, не строиться в жизни человека.

    Помыслы приходят и получают доступ к нашему сердцу через те немощи и недуги страсти, которым предается наша душа. И мы, прежде всего, должны помнить о том, что есть одна из самых опасных страстей, которая погубила часть Евангельского мира – это зависть. Как только человек позволяет зависти поселиться в сердце своем, этому тонкому совершеннодействию, то помыслы  обуревают человека, лишают его той силы веры, которая была в его сердце, и он буквально начинает тонуть в житейском море.

    Зависть захватывает сердце человеческое. Зависть бывает и по отношению к внешнему, земному, материальному. Зависть бывает и по отношению к духовному. «У одного больше, а у меня – меньше», «у него лучше получается, а у меня хуже». Это тонкая прелесть вливается в сердце человеческое. Человек начинает жалеть и самосожалеть о самом себе. И враг достигает своей цели: человек оказывается в бурном житейском море, но бурю созидает он сам своими силами и своим умом, давая этим помыслам развиваться в сердце своем. Что мешает остановиться и взойти на молитву? Какая-никакая молитва, пусть самая простая, внимательная или ещё не достиг человек внимательности – но уже одно стремление сердца человеческого обратиться к Богу помогает многое преодолеть и остановить эту бурю помыслов, которая угрожает человеку, даже порой и его жизни.

    Останавливаться возможно только тогда, когда человек умеет делать в своей жизни паузу. Прежде, чем устремиться и что-то сказать – нужно помолиться, хотя бы простой молитовкой, которая должна быть всегда при устах твоих: «Господи, спаси! Господи, помоги! Господи, удержи!» «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих!» - так молился псалмопевец Давид. Если мы сумеем остановить внешнее, хотя бы не давать проявления этой бури вовне, чтобы она не изливалась на других людей, нам легче уже будет справиться с ней и в своем собственном сердце. Если же мы начинам перекладывать это состояние, бурю помыслов ума своего и на других людей – мы усиливаем ту бурю, которая начинает вокруг нас развиваться. И уже не только бедствуем сами, но и другие люди начинают бедствовать вместе с нами, и бедствие увеличивается и увеличивается до тех пор, пока не найдется тот, кто сможет помолиться и остановить это бедствие, которое охватывает порой огромное количество людей.

    Посему, собирая нас с вами в храме, Святая Церковь желает, чтобы среди этого житейского моря, среди тех воздвизаемых в уме помыслов, от врага всеваемых в наше сердце, мы научились жить иначе совершенно: жить не по этим устремлениям, не по этим эмоциям, которые захватывают человека и готовы изливаться на всех и вся, но жить молитвой. Человек должен полностью собрать себя в этом молитвенном предстоянии перед Богом, доверить в себя целиком, без всякого остатка в руки Божии. И тогда для нас действительно не будет невозможного. И по водам ходить будем, и горы переставлять будем – ведь это все возможно для каждого из нас. Ведь это Господь сказал, а не какие-то фантазии и представления. Это реальность, к которой нас призывает Господь. Проблема только в нас самих – как в апостоле Петре, а не в буре и волнах, которые воздвизались вокруг него. Если человек научиться останавливать этот бурный поток мыслей и помыслов своих через молитвы и преданность в руки Божии, то нет ничего для него невозможного. Об этом нам постоянно говорит Господь. И здесь Он ныне посреди нас видит желания, сердца и устремления каждого из вас. Господь готов всегда помочь, поддержать, вытащить из этой бездны, в которую устремляется человек прежде всего умом своим, но требуется только одно: чтобы молитва никогда не остывала в вашем сердце, чтобы оно не становилось каменным и не обращалось на эти помыслы страстные, которые без конца враг всевает в него, чтобы добрый плод приносило наше сердце, а не плевелы страстей и помыслов возрастали в нашем уме.

    Мы должны научиться удерживать себя. И прежде всего, хотя бы внешним образом, от проявления этих внешне бурных помыслов обид, зависти, тщеславия, превозношения и всего прочего из того, что нам, прежде всего, сказал Сам Господь и что мы читаем и знаем из Святых отцов.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего, самому себе, и каждому из нас, чтобы внимательная духовная жизнь не терялась среди суеты и всех наших забот, чтобы мы помнили, что прежде – духовное, потом – все остальное, житейское и будничное. Господь все устроит, Господь все управит. Но если только мы не теряем главное в нашей жизни – Царствие Небесное. Тогда все приложится нам, все устроится. Но стоит потерять этот путь, подчинить себя житейским, земным радостям и устремлениям, и даже то, что имеем, отнимется у нас, как говорит Господь.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]