• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю 21-ю по Пятидесятнице (25.10.2015)

    25/10/2015
    Проповедь о. Андрея в Неделю 21-ю по Пятидесятнице (25.10.2015)

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ РЕЧИЦКИЙ

    Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
    25.10.2015


    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами слышали первосвященническую молитву Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа о тех, кто последуют по слову Его за Ним, взяв крест свой. Господь говорит о том, что они будут иметь «радость исполнену» - будут наполняться радостью сердца людей, которые готовы идти и идут за Христом, не взирая ни на какие трудности, соблазны и искушения, которые мир полагает перед человеком в его земной жизни. Господь указывает нам, что это есть в жизни сей единственный путь, по которому человек может идти и достичь того, чего более всего желает сердце человеческое. Каждый ищет счастья. Каждый ищет радости. Каждый ищет утешения здесь на Земле. И мы знаем, что к чему бы здесь человек ни прилепился своим сердцем, в чем бы он ни полагал утешение и радость – все это лишь до времени. Все земное оставляет человек на Земле, уходя в жизнь вечную. Ничто здесь на Земле не сопутствует человеку в жизнь вечную. Земное разрушается. То, что человек созидает, строит, требует от человека порой многих усилий для того, что содержать в определенном порядке. Много усилий, трудов требуется от человека для того, чтобы сохранять это земное утешение, земную радость, которые он себе полагает. И порой обессиливает человек в этом земном строительстве. Заботы превозмогают силы. Его. Он расстраивается, печалуется, не достигает он той радости, к которой, как ему казалось, он стремился. Все то, что недавно казалось достижимым и возможным, остается несбыточной мечтой.

    Но с Богом все иначе. Там, где человек следует за Христом, он достигает именно этой внутренней, сердечной цели, к которой он стремится. Достигает мира, покоя, достигает неизреченной радости, которой мир никогда не может дать человеку. Достигает утешения от тех скорбей и каких-то обстоятельств, которые смущают сердце человеческое.

    Сегодня рядовое воскресное евангельское чтение повествует о том утешении, которое получила женщина, когда Господь вернул к жизни ее умершего сына. Сколько скорби было на сердце у женщины, когда она лишилась единственного сына! Господь встречает похоронную процессию, выходящую из города Наин. Видит всю скорбь на сердце у матери, которая оплакивает сына – свою последнюю надежду. Оплакивает и саму себя, ибо по представлению того времени лишение единственного сына воспринималось как наказание за грехи. Остаться вдовой тоже воспринималось как наказание. Оплакивает она себя и понимает свою греховность, ибо принимает это наказание Божие, но скорбь не оставляет сердце ее. И Господь умилостивился над матерью сей и возвращает ей сына в здравии, чтобы утешилось и умирилось сердце ее. Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам, сколь много и как глубоко взирает Господь на сердце человеческое. Он видит и знает в нем все – до самых последних глубин. Нет ничего сокровенного в сердце человеческом, что бы ни было открыто Богу.

    Сегодня, здесь Господь посреди нас с вами, взирает на сердце каждого из нас. Видит те трудности, которые есть в жизни у человека. Видит и те обстоятельства, которые не позволяют человеку, которые не позволяют человеку сделать тот нужный шаг в духовной жизни для того, чтобы приблизиться к Богу. Видя и зная немощи наши – и телесные, и духовные – Господь старается помочь нам, чтобы мы приблизились к Нему, чтобы и мы могли вкусить радость, которую Господь готов дать каждому, кто последует за Ним. Но на нашем пути следования за Христом препятствием, прежде всего, являемся мы сами. Ибо первый духовный опыт в жизни человека начинается с познания своей ограниченности как творения, понимания того, что есть те пределы, за которые мы не можем заглянуть. Не можем простираться умом своим, выстраивая как события своей собственной жизни, так и события в жизни других людей и целых народов. Есть та мера, которая должна быть на сердце у человека, когда он может и должен себе сказать, что за эту границу я переступать не могу, ибо я не знаю, что будет и как будет, на все – святая воля Божия. Способность человека найти и чувствовать в сердце своем эту ограниченность и границы, а не судить без всякого толка о происходящем в жизни людей и целого – сие есть великое благо для человека. С этого только и начинается духовная жизнь, когда человек останавливается в этом благоговении зрения судеб Божиих и Промысла Божия. И не дерзает своей немощной и слабой рукой вмешиваться туда, где действует Бог.

    Другое основание нашей духовной жизни, которое мы должны полагать после познания своей ограниченности, это познание своей собственной греховности. В этом познание своего состояния мы многое начинаем понимать о самих себе. Понимать, что же препятствует нам идти за Христом, что же препятствует нам на пути к радости быть с Богом. Вглядываясь в свое сердце, мы находим там огромное количество препятствий, всякого рода немощных устроений и привычек, которые уже так или иначе привились на сердце и управляют событиями в нашей жизни. Порой человек подчиняет себя не следованию за Христом, не следованию за Евангелием, не Закону Божию, но подчиняет этим привычкам, которые взошли на сердце его. Земным представлениям, которые человек усвоил когда-то – вне Церкви. Это разрушает и мешает человеку понять свою собственную греховность. Сугубо мы это видим, когда начинаем доискиваться, кто прав, а кто виноват. «Все виноваты, кроме меня самого», - ибо человек в этом состоянии не способен увидеть самого себя, когда ищет свою собственную правду, когда начинает учить других, как им жить и как им поступать. Ибо в этих обстоятельствах видит он только себя самого, свои собственные понятия и представления о жизни. Но должны помнить, что строй и порядок нашей жизни определятся Законом Божиим, а не нашими человеческими представлениями о том, как должно быть. Умирить себя, остановить себя на этом пути, понять, что этот путь – погибельный, в который увлекает враг рода человеческого.

    Что же ждет человека на этом пути? И осуждение, и печаль, и всякого рода смущение и нестроения привносит человек своими поступками, словами и делами в жизнь других людей. Разрушает и себя, и окружающий мир. А все лишь оттого, что боимся заглянуть в самих себя. Прежде всего мы должны увидеть устроение своего собственного сердца, увидеть глубины падения своего, увидеть грехи свои «как песок морской» - это и есть для человека величайшее благо. И только тогда, когда человек способен увидеть и понять свою собственную греховность, тогда для него становится близко то церковное устроение покаяния и плача, которое постоянно сопровождает нашу церковную жизнь.

    Более всего в Церкви из того, что произносится и поется, мы с вами слышим – «Господи, помилуй!» Эти слова должны стать не внешними словами, к которым мы привыкли, которые мы часто упоминаем, не понимая, что за ними стоит. Но наверно та вдовица, которая оплакивала сына своего единородного умершего, знала иной смысл и содержание этих слов, когда увидела Господа. Как и многие другие люди, которые припадали ко Христу в немощах, болезнях и скорбях, желая и надеясь только на Него. Они припадали и просили «Господи, помилуй!» Велика цена этих всего двух слов, которые произносит от нашего лица вся Церковь, покаянием и плачем обращаясь ко Господу. Если сердце мы принимаем эти слова, то иной строй-порядок жизни должен утверждаться и посреди нас. Иначе мы должны видеть окружающий нас мир. Иначе мы должны видеть других людей.

    Много порой люди принимают на себя обязательств, которые им не по силам, или начинают представлять, что они могут что-либо определять. Промысел Божий все определяет в нашей жизни, он ведет как одного человека, каждого из нас, так и весь мир. Что должно быть – то будет, не взирая ни на какие наши человеческие усилия и земные представления. Есть только одно, что способно изменить. Сегодня мы слышали, как Господь воскресил юношу умершего к радости вдовицы и к недоумению и прославлению Бога тех многих людей, которые сопровождали эту похоронную процессию. Господь явил Свою силу и показал, что там, где присутствует Бог – там все возможно. Невозможное по человеческим меркам становится возможным. Промысел Божий опрокидывает все человеческие представления и все человеческие размышления. Но Промысел Божий может действовать только там, где сам человек ему позволяет. Господь никогда не нарушит нашу свободу. Никогда не будет врываться в двери, которые заперты перед Ним. Господь ждет, когда человек откроет навстречу Ему двери сердца своего. Если же приходит Господь, то приходит и неизреченная радость, как радость этой вдовицы, получившей воскресшего сына в руки свои. Поверить она не могла, что это возможно, что вновь возвращается к ней полнота жизни! Сколь много было благодарности на сердце у нее к Тому, кто это совершил! И Господь готов в Своих первосвященнических молитвах, которые Он возносил о каждом из нас, и по отношению к каждому из нас совершать такие же невероятные чудеса в нашей жизни. Но ждет только одного: чтобы сердце наше действительно обратилось к Нему, чтобы слова «Господи, помилуй!» не были для нас пустыми словами, где-то вне нас в пространстве пребывающими, но были в сердце нашем. Если сердце наше будет предстоять и видеть правильно самих себя в духовной жизни искренно перед Богом, произнося слова «Господи, помилуй!» вместе со всей Церковью, исповедовать всемогущество и силу Божию, то и радость вернется и придет на сердце наше.

    Господь не оставит ни одного скорбящего сердца, желающего помощи и утешения. Только одно мешает, чтобы Господь сотворил радость с каждым из нас и сотворил то величайшее чудо, которое человек переживает внутри сердца своего – это закрытые двери в сердце нашем. Когда приходит Господь, неясное становится понятным, невнятное становится ясным и рассудительным для того, кто получает в сердце свое свет от Господа и разумение видеть окружающий его мир.

    Мне сегодня хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали, что Господь «и ныне зде», в этой божественной Литургии сугубо посреди нас. Видит сердца наши, что мы желаем, к чему устремляемся. Но Он желает только одного, чтобы сердца наши были открыты навстречу Ему, чтобы земная суета не уносила нас куда-то на сторону. Но слова, которые мы все вместе произносим – «Господи, помилуй!» - были на сердце вашем, и Господь явит милость свою и радость, и ни один не уйдет не утешенным и безрадостным из храма сего. Только одно: откройте сердце свое Богу, дайте действовать Ему, оставьте пустоту и суету этого мира. «Возверзи на Господа печаль свою, и Той тя препитает!»

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]