• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю 20-ю по Пятидесятнице (18.10.2015)

    18/10/2015
    Проповедь о. Андрея в Неделю 20-ю по Пятидесятнице (18.10.2015)

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
    Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
    18.10 2015
    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в евангельском чтении мы слышали обращенные к нашему сердцу слова Господа «будьте милосердны, яко милосерд и Отец ваш Небесный». Мы знаем, сколько милости являет Господь над каждым из нас в тех или иных жизненных обстоятельствах. Сколь много являл и являет Господь милости и в Отечестве нашем! Мы знаем множество свидетельств явления милости Божией среди окружающих нас людей. Мы понимаем и чувствуем, что без этой милости Божией немногое удалось бы совершить нам здесь на Земле, и многое наверно приводило бы нас в страх и трепет, в недоумение и смущение сердечное, если бы милость Божия не покрывала каждого из нас. Господь видит нужду каждого сердца. Он слышит наш глас сердечный и, по мере готовности человека принимать от Бога помощь, Он укрепляет человека, помогает ему на его земном жизненном пути. Бог есть любовь. А милость есть действенное проявление любви Божией.

    Точно так же обращается к нам Господь и говорит о том, что мы должны являть любовь по отношению к другим людям, ибо сами в этом нуждаемся, сами просим и молим Господа об этом. Мы знаем, что Господь ведает всю нужду наших сердец. Мы открываем Ему свои тайны, поверяем Ему сокровенное сердца своего – и Господь не замедлит прийти помочь, укрепить, утешить и поддержать каждого из нас. Но почему же бывает для нас это проявление любви по отношению к другому человеку трудным, и порой требуется совершить усилие над собой, чтобы сделать шаг навстречу человеку?

    Сегодняшнее евангельское чтение открывает недуги, тайны сердца. Господь говорит о том, что корысть мешает людям в их взаимоотношениях между собой. Любовь не терпит никакой корысти. Любовь чиста и светла. Она строится только на милосердии, на милости, которую Господь являет по отношению к нам. И милость мы должны являть по отношению к нашим ближним. В корыстных взаимоотношениях мы не видим другого человека, видим же свою выгоду либо возможность разрешения каких-то своих жизненных задач, обстоятельств, где другой человек в той или иной степени становится средством для решения наших задач. Мы готовы оказывать некую любовь, готовы показывать по отношению к другому человеку благорасположение, но при этом внутри себя мы знаем, что порой мы лицемерим и не чисты наши движения сердечные. Ибо стоит только измениться тем или иным обстоятельствам, как человек уже может перестать быть важным для нас, перестает существовать в нашем сердечном пространстве. А иные заботы, иные жизненные обстоятельства влекут нас, и на этом жизненном пути мы вновь и вновь других людей видим как помощников или скорее – как тех, кто должен помочь нам решить те или иные жизненные задачи. Мы не видим людей с их нуждой, мы видим только свою собственную нужду, видим самих себя. Мы не видим других людей в их скорби, в тех или иных жизненных обстоятельствах. И порой не требуется сердцу человеческому много знать или слышать, не требуется, чтобы человек приходил и рассказывал эти многотомные телефонные разговоры, желая вынудить у другого какую-то помощь и утешение.

    Но сердце, исполненное любви и милости, не имеет нужды в столь подробных выяснениях тех или иных обстоятельств, чтобы не смутить и не задеть деликатно другого человека. Сердце милующее чувствует присутствие скорби другого сердца.

    Есть в нашей жизни разговоры, когда мы говорим словами, обращаясь друг к другу, передаем те или иные наши состояния, но есть разговор от сердца к сердцу, когда сердце слышит сердце другого человека в тишине, в том особом молитвенном пространстве, где не нужно уже тех бесконечных слов человеческих, в которые мы пытаемся облекать внутреннее состояние своего собственного сердца. Мы не находим тех слов, они оказываются пустыми , потому что нет ещё того духовного опыта, когда можно было бы точно сказать и облечь в слова состояние своего сердца. Без конца мы говорим-говорим, описываем, но все это касается порой нас самих, нашего состояния, наших переживаний. А вот того особого чувства другого человека мы не обретаем в себе. От сего и милости не можем творить, ибо ограничены в понимании и познании окружающего мира своей любовью к самому себе. Эгоизм – не видеть другого человека, не чувствовать его нужду – это великое бедствие для человека, ибо оно говорит о сердце самого человека, которое исполнено особого корыстного отношения к другим людям.

    И, наоборот, там, где человек желает милости от Бога к самому себе, там он непрестанно вглядывается в свое собственное сердце. Ищет он у Бога милости, ибо, вглядываясь в свое собственное сердце, он более и более видит те глубины греховные, которые отверзаются перед ним. И величайшее благо для человека, как нам свидетельствуют святые отцы, – не ангелов видеть, но видеть грехи свои как песок морской. И от такого состояния правильного видения и понимания самого себя в сердце человеческое приходит трепет, и ждет он только милости от Бога. Получая же и чувствуя эту особую весточку сердечную, которую Господь полагает на сердце человека, приходит в радость и изумление сердце человеческое, ибо Сам Бог ответил человеку на скорбь души его. И этот опыт, пережитый человеком, становится для него основанием для того, чтобы и самому подобным образом относиться к другим людям. Ибо тот, кто видит грехи свои, будет видеть окружающих его людей как ангелов, он будет видеть и чувствовать Промысел Божий, а не какие-то корыстные и завистливые движения других людей. Он будет обращен к своему собственному сердцу, и в этом сердце покаянном будет лишь благодарить Бога за те милости, которые Господь являет над ним. В таком сердце, имеющем опыт покаянной жизни, которое обращено к Богу, будет обретаться и милость по отношению к другому человеку. Ибо человек, знающий, что он нуждается в милости от Господа, будет понимать и чувствовать и нужду другого человека – что он точно так же нуждается в этой помощи, что мы все здесь в той или иной степени имеем нужду  в милости и любви Божией по отношению к каждому из нас. Нет праведников, есть те, кто желает исправить свою жизнь и правы творить пути своя пред Господом. И, зная, как это трудно, имея этот опыт сердечный, человек будет иметь снисхождение и по отношение к другому человеку.

    Если нет этого внутреннего опыта борьбы с самим собой, нет опыта преодоления самого себя и праведного искания милости по отношению к самому себе у Бога, то никогда не сможет человек правильно выстроить и взаимоотношения с другими людьми. Постоянно будет впадать в смущение, постоянно будет переходить те границы, которые приводят другого человека в смущение и разрушают мир между людьми. Теряется та деликатность, которая должна присутствовать в отношении друг к другу.

    Мы понимаем и знаем, как важно, когда вокруг человека, а сугубо – в храме, внешне все было благоустроено, было чисто и красиво. И там, где мы видим непорядок, тут же стараемся исправить его внешним образом. Но точно так же это должно касаться, и – прежде всего, и – более всего, нашего внутреннего устроения. Видя непорядок души и сердца своего, мы тут же должны его исправить, не откладывать это на потом. Сегодня мы должны потрудиться, потому что Господь являет любовь и милость по отношению к нам. Господь ждет и от нас к Нему первого шага в сердце, прежде всего. И, научившись этому духовному деланию, этому духовному труду по своему усмирению  сердечному, мы точно так же сможем видеть и понимать и окружающий нас мир, и других людей.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы были внимательны по отношению к действиям сердца своего, чтобы корысть не входила в наши отношения, чтобы лицемерие и лукавство не поражало наше сердце, но та простота, о которой нам возвещает Господь, должна быть и во взаимоотношениях всех нас, когда мы славим Богом, живем одной духовной жизнью. Никогда двоедушие не должно поражать сердце человеческое – это страшнейшая болезнь, разрушающая и самого человека, и окружающий его мир.

    Ещё раз мне хотелось бы пожелать и самому себе, и каждому из нас быть внимательными к движениям сердца своего, не давать спуску тем незначительным, малейшим проявлениям небрежения по отношению к другому человеку. Деликатность никогда не должна покидать нас. Мы должны сделать все, чтобы в первую очередь не смутить другого человека, не задеть его совесть и сердце, чтобы скорбь не посетила его сердца. Ибо и без того обременен он многой нуждой, многими скорбями, и наша милость, прежде всего, будет состоять в том, чтобы хотя бы не добавлять скорбей другим людям.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]