• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице (27.08.2017)

    27/08/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице (27.08.2017)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами слышали о том Евангельском событии, когда некий юноша подошел к Иисусу, вопрошая Его, что он должен сделать, чтобы наследовать «живот вечный». Подходя ко Господу с этим вопросом, он называет Его «Учитель благий». Господь сразу указывает ему на то несоответствие, которое есть между его сердечным устроением и его вопрошением. Господь видел в сердце Своем, что он подходит к Нему как к человеку, желая получить какой-то ответ, наставление, но при этом, сам того не ведая, обращается к Нему как ко Господу. Господь указывает ему: «чтó мя глагóлеши блáга? никтóже блáгъ, тóкмо еди́нъ Бóгъ». Если ты обращаешься ко Мне как к Богу, то будь готов услышать то, что Я тебе скажу, и исполнить то, что ты услышишь - если ты желаешь услышать это от Бога.

    Господь открывает ему состояние его собственного сердца, ибо вопрос  был о том, что необходимо для того, чтобы наследовать жизнь вечную. Необходимо исправить свое сердце – сделать его способным войти в эту жизнь вечную, чтобы быть всегда с Богом, славить Его и прославлять Его. Но для этого необходимо особое состояние сердца, которое не обретается пока в этом юноше. Господь желает исправить этот недочет его внутреннего состояния, указывая ему на те его привязанности сердечные, которые не позволяют ему исполнить то, о чем он вопрошает: как внити в Царствие Небесное. Господь говорит: ты настолько привязан к земному, что даже это вопрошение, которое ты произносишь, останется неисполненным - если ты сердцем своим не поймешь и не почувствуешь того, что говорит тебе Господь. Если же ты услышишь это слово Бога и будешь готов его исполнить, то невозможное станет для тебя возможным.

    Юноша, услышав слово Господа: «иди́, продáждь имѣ́нiе твоé и дáждь ни́щымъ …и гряди́ вслѣ́дъ Менé», – был весьма опечален. Ибо не мог, как ему казалось, исполнить того, что желал от него Господь – не мог освободиться из этого плена своего представления о Христе как о человеке. Если бы он понимал и желал того, что он хотел услышать от Самого Бога, то, наверно, обращенные к нему слова изменили бы всю его жизнь. Но он этому сопротивляется, отходит опечаленным, потому что хотя и сам свидетельствовал о том, что обращается к Христу как к Богу – Учитель благий, – но не был готов исполнить то повеленное ему от Бога, чтобы наследовать жизнь вечную.

    «Иди́, продáждь имѣ́нiе твоé и дáждь ни́щымъ», - кажется для нашего представления не простым испытанием, которое должен был понести этот юноша, но мы забываем о самых сладостных и радостных словах, которые только могут быть у человека, сказанных ему Господом: «гряди́ вслѣ́дъ Менé». Господь принимает его в число Своих учеников, если он исполнит повеленное ему. Он будет всегда рядом с Господом! Он будет в числе ближайших Его учеников! Но земное не отпускало этого сердца, и не смогло оно подняться до этих высот духовных, не смогло взлететь и отступило от Господа опечаленным.

    Так всегда бывает с человеком, когда он не желает ответить на призыв Божий, отступает, что-то делает по-своему, по своим хотениям и желаниям. И всегда бывает опечаленным, потому что не исполнил повеленное ему. Печаль, как некая печать, ложится на сердце человека, свидетельствуя о том, что пошел не по тому пути и не последовал за Господом.

    Сегодняшнее Евангелие напоминает нам о том, что жизнь не является для человека чем-то легким, утешительным, комфортным. Как казалось: пришли – попросили – получили, радостно и весело продолжили свой путь земной на стране далече, все истратили, потом пришли опять, попросили – получили, пошли еще порадовались, как кажется человеку, на стране далече. Но духовная жизнь иная. Господь говорит о том, что человек должен, прежде всего, исправить свое собственное сердце для того, чтобы жить с Богом, чтобы следовать за Ним. Ни какие-то внешние обстоятельства, ни какие-то внешние для человека побудительные причины, которые ведут человека в храм, еще не являются значимыми и важными и не свидетельствуют о том изменении, которое произошло в самом человеке. Свидетельством изменения сердца человека является желание быть со Христом, следовать за Ним. И если бы услышали мы сейчас слова Господа: иди, продай все, что имеешь, освободись от этого земного и следуй за Мной, - то способно ли было наше сердце сейчас поступиться теми благами земными, которыми мы обладаем, чтобы последовать за Христом?

    Но Господь всегда соизмеряется с мерой, с возможностью человеческого сердца, с мерой его духовным сил и никогда не дает человеку более того, что он может понести. Ищешь Царствия Небесного, желаешь большего, стремишься к Небу, желаешь оставить эту Землю ради того, чтобы небесный свет воссиял в твоем сердце и душе, осветил твой жизненный путь – то вот тебе твой путь. Так порой указывает и показывает нам с вами Господь - через те или иные жизненные обстоятельства, через те или иные возможности, которые порой неожиданно открываются для нас: какие-то новые двери вдруг открылись – совсем не там, где человек пытался достучаться… Изменяется строй-порядок жизни человека, открываются его какие-то новые жизненные перспективы.

    Но все это связано только с желанием и способностью человека принять то, что ему говорит и показывает Господь. Там, где свои хотения идут впереди Божиего Промысла, там ничего доброго не может быть. Ничего не может человек в своей жизни сделать за счет высшего. Человек порой желает насытиться низшим и приносит в жертву высшее в своей собственной жизни. То есть никогда ничего невозможно сделать за счет богослужения, за счет молитвы. Как бы человек ни стремился порой устроить свои земные дела, полагая, что это более важно, значимо, чем молитвенное делание, чем молитвенное правило, чем следование за Христом, может быть, в малом деле, которое мы можем выполнить, и оно посильно для нас здесь на Земле, – но человек предается каким-то земным своим размышлениям, рассуждениям, устает – и лишается самого главного: лишается молитвенного делания. И в итоге оказывается, что и молитва утеряна, и дело толком не ладится, не клеится, не делается, и печаль ложится на сердце человеческое.

    Впереди всех наших дел и забот земных, для того, чтобы нам научиться жить с Богом, всегда должно идти это искание иного – искание Царствия Небесного. Сам Господь нам говорит: ищите прежде Царствия Небесного, и все остальное приложится вам. Это искание в нашей жизни особого благодатного состояния нашего сердца является непростой задачей, потому что изменить самого себя, изменить свой строй-порядок жизни бывает для человека невероятно сложно. Но если делается хотя бы наперекор самому себя небольшой шаг, и человек ставит перед собой задачу: делать «как будто мне это нравится, как будто мне этого желается и хочется», уговаривая самого себя, то через какое-то время это делание становится для него той неотъемлемой составляющей его жизни, с которой он не может расстаться. Входит это делание, строй-порядок молитвенный, в плоть и кровь нашей жизни, забот земных, и мы уже понимаем, что те понуждения, которые требовались от нас, уже приносят нам не обременения, не трудности, но приносят радость и сладость. И от этого сердце наше уже никогда не сможет отказаться, потому что ничто не может заменить нам радости молитвенного предстояния перед Богом, этого особого благодатного состояния, когда мы придаем себя в руки Божии как дети, понимаем, что мы слабы, немощны, порой ничтожны, но Господь нас не оставляет, любовью все покрывает как любящий Отец. Принимает нас, из какой бы страны далече мы ни приходили, с любовью, с радостью – и все забывается в миг ради этой радости, которую Господь полагает на сердце человеку.

    Духовная жизнь требует от человека, безусловно, этого особого испытания самого себя, потому что шаг навстречу Богу человек должен сделать сам. Первый шаг делает человек, все остальное – это дело любви Божией, как говорит Господь. Порой достаточно человеку сделать взор в ту сторону, где Господь, где иные ценности, иной мир, как многое начинает меняться в его жизни. Многое начинает приобретать какие-то иные очертания. И вдруг свет открывает какие-то иные тропиночки, дорожки, по которым мы должны в своей жизни. «Скажи́ мне, Господи, путь, во́ньже пойду́, яко к Тебе взях ду́шу мою», – обращаемся мы ко Господу вместе с псалмопевцем Давидом.

    Но так ли часто мы видим эти пути, которые полагает нам Господь? Порой кажутся они нам трудными, невозможными, кажутся столь тяжелыми, что и ступить на этот путь для человека бывает трудно. Порой человеку кажется, что Господь говорит ему: вот пропасть перед тобой, сделай шаг в эту пропасть. В человеке все противится, все восстает против того, что говорит ему Господь. И уходит такой человек опечаленный, смущенный, так ничего и не понявший. Тот же, кто, собрав в себе остатки решимости и сил, сделает шаг в пропасть, которая, как ему кажется, разверзается перед ним, вдруг почувствует, что твердая почва под его ногами. Сделав это первый для себя шаг через решительность и преодоление самого себя, он вдруг легко и быстро, как ему кажется, идет через эту пропасть, которая находится под его ногами. И не заметит ничего, не повредит самому себе.

    Господь научает нас с вами тому, чтобы мы научились самому главному в духовной жизни – доверять Господу. Доверять тем словам, которые мы слышим от Него. И относится к тому, что мы слышим, не как к словам, которые исходят от другого человека, может быть, для нас важного и значимого - но тогда остается у человека возможность как бы «обратного хода»: ну, можно сделать скидку, человек сказал, а в следующий раз еще раз спросим, и, может быть, что-то изменится… Но мы должны всегда в своем сердце помнить, что, предстоя в Церкви в молитве, мы предстоим перед Самим Богом. И то, что мы сейчас услышим, мы это должны исполнить.

    Здесь сейчас в храме Господь посреди нас. Он зрит сердце каждого из нас, как зрит сердце этого юноши. Желает что-то вам сказать. Но ведь важно, чтобы вы услышали то, что говорит вам Господь, и исполнили, чтобы не были опечаленными в своей жизни. Господь обязательно ответит на все вопрошения, на все сердечные переживания. Не может остаться ничего без ответа. Вопрос только в том, чтобы мы немножечко побыли в этой тишине своего сердца и постарались услышать этот глас Божий, обращенный конкретно к каждому из нас. Ответ придет! И все человеческие переживания уйду, отступят, если только мы, послушав этот глас, сделаем свой первый шаг в том направлении, которым Господь желает вести нас в нашей жизни.

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]