• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю о блудном сыне (28.02.2016)

    28/02/2016
    Проповедь о. Андрея в Неделю о блудном сыне (28.02.2016)

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

    Проповедь в Неделю о блудном сыне
    28.02.2016

    Лк., 79 зач., 15:11-32

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в Неделю о блудном сыне мы слышали в евангельском чтении притчу, которую Господь сказал предстоящим Ему людям. И сегодня для нас с вами звучат слова Господа нашего Иисуса Христа, чтобы мы сделали для себя некие выводы в жизни своей, взирая на образы двух сыновей отца, которые своеволием и дерзостью своей принесли ему страдания. И сами лишились многого от своего своеволия и от своей дерзости. Но отец их являет величайшую любовь и снисхождение к немощи своих детей. Он принимает их такими, какие они есть. Желает от них лишь одного: чтобы они обратились к нему и преодолели тот недуг души своей, которым были поражены.

    Своеволие, которое являет сын юнейший, как говорит нам Евангелие, состояло в том, что он, приняв от отца свою долю, видит его таким, что можно от него потребовать и свою часть, как некое наследство. Мы знаем о том, что наследство переходит к наследнику по смерти отца его. Сын видит себя наследником части отцовского достояния, хотя отец ещё жив. Чем свидетельствует, что в его сердце охладела любовь, и для него отец представляется как мертвый. Желает он лишь одного: иметь свою часть достояния. Уходит с той частью, которую он забрал, «на страну далечу». С прелюбодейцами и множеством так называемых друзей, которые готовы поживиться и погреться у чужого огня, растратил он все свое достояние, и начал страдать, ибо страну ту постиг великий глад. Не имел он уже возможности даже насытиться. Пошел пасти свиния, но даже около свиней не мог он насытить чрево свое, ибо ему не давали даже той пищи, которую ели свиньи. Пришед в себя, он говорит: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. С этими словами он возвращается в свою семью, и отец являет ему свою любовь: видя сына, грядущего к нему, он сердцем своим понимает, что произошло. Видимо, он все знал, что происходило с сыном его в стране далече, ибо приходили к нему горестные вести, и скорбело отеческое сердце его. Являет он любовь свою по отношению к этому неразумному сыну, облачает его в одежды первые, перстень возлагает на руку его – как свидетельство его сыновнего достоинства, и устраивает радостный пир о том, что сын его вернулся в дом свой.

    Старший же сын, услышав о том празднике, что происходит в доме, смутился сердце своим. Принял он в сердце свое дерзостные помыслы о том, говорит дерзко и прямо отцу: когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка, а я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. Видимо, сие было неправдой, так как не мог он жить в доме своего отца без радости, без того веселия, которое всегда сопровождает полноту жизни в доме, в семье. Своими словами он немало преогорчил отца, но отец преодолевает это огорчение и являет и ему любовь свою, уговаривает его, чтобы он вошел в дом и стал так же причастником радости, которая вернулась к ним в дом.

    И один, и другой сын приняли в сердце свое помыслы, которые сделали их далекими от отца их. Один ушел на страну далечу, другой дерзостно обличает его в тех незаслуженных, но важных для него действиях отца: чего-то ему не додал, где-то не оказал ему внимания.

    Сегодняшнее событие, прежде всего, говорит нам о том, что все эти события не так уж и далеко отстоят от сердца каждого из нас. Господь повествует о том, что уходит юнейший сын на страну далечу. Это происходит в чреде какого-то времени: он собирается, выходит в находящуюся где-то страну далечу. Но в духовном измерении страна далеча всегда близь каждого из нас: стоит только человеку принять своевольный, дерзостный помысел – и он уже «на стране далече». Не с Богом он уже находится, а в некой другой стране, где иной хозяин диктует ему свои правила, как ему поступать. Порой, этот помысел, который принимает в сердце свое человек, помысел своеволия и дерзости по отношению к Богу и другим людям, в первую очередь – по отношению к близким своим – лишает человека того благодатного состояния, в которое он обличен в жизни Церкви, в таинствах церковных, сугубо – в таинстве покаяния и таинстве причастия. И как, наверно, тяжело переживается, когда после благодатного состояния, которое приходит на сердце после Литургии, после причастия, вмиг один какой взор, одно слово – и какая-то пустота и холод приходят в сердце, и остается только скорбеть о том, куда же девалось благодатное состояние, которое некогда было на сердце. Очень просто: ушел на страну далечу и растратил те благодатные дарования, которые были даны от Бога.

    В духовной жизни все совершается мгновенно. Духовная брань происходи во мгновение: один только помысел, принятый в сердце, изменяет всю жизнь человека. Только что, казалось бы, человек имел благие цели, намерения, но помысел, пришедший на сердце человеческое, принятый от врага, тут же меняет все внутренние его установки, ибо меняется состояние самого человека. Меняется состояние его ума, его сердца и его тела, ибо сердце становится жестким, требовательным, завистливым. И другие качества мы знаем по самим себе, которые бывают на сердце нашем, когда оно лишается благодатных дарований. Ум человека становится вялым и тупым, завистливым и памятозлобным, раздражительным. Тело же человеческое состраждет этому состоянию ума и сердца человеческого, становится больным и не способным к тем активным действиям в жизни для того, чтобы нести свои послушания.

    Мы должны всегда помнить о том, что мы живем в духовном измерении, и близь каждого из нас – либо ангел-хранитель, либо враг, который стремится увести на страну далечу. И необходимо различать, какой помысел мы принимаем: ангельский или дерзостный, самолюбивый, у которого источник совсем другой. И стоит этому помыслу, который сроден некой духовной болезни, прийти на сердце человеческое, как начинает человек требовать: дай мне, я хочу! И это хотение человеческое начинает уничтожать, прежде всего, самого человека. Человек не ведает, чего просит, не ведает, что творит, кого не слушает и становится для самого себя тем, кто только для него важен, значим. Свои переживания, свое устроение только важно и значимо. Человек будет следовать только по тому пути, к той цели, которую он себе наметил. Он не способен услышать совета. Человек становится «бессоветником», как некогда древние люди, о которых мы читаем в Священном Писании. Они были такими людьми, которые жили по воле сердец своих, не принимали  помощи ни от Бога, ни от других людей, но считали себя способными решать все жизненные задачи, которые они перед собой полагали. Но кто полагал – мы с вами знаем, находясь в Церкви. Господь нам прямо открывает, и Апостол нам говорит: духа различайте, с кем имеете дело в тот или иной момент.

    Эти помыслы, которые восходят на сердце человеческое, мы должны различать, если мы не хотим оказаться на стране далече, где мы будем требовать: я хочу, дайте мне так, как мне видится и представляется. И надоедает такой человек, как порой это бывает в жизни, просьбами другим людям, хотя они и понимают, что не к пользе служат этому человеку его требования. Точно так же и Господь, видя неотступность человека в своих сердечных требованиях - я хочу – являет для человека Свое учительство: возьми свое и пойди, - говорит Господь такой душе.

    Если не хочет душа научиться от совета, не хочет делать все с благословения, с послушанием, то становится она самоисполнительницей своих хотений и желаний. И здесь Господь учит человека горьким жизненным опытом, когда человек до конца доходит путь своих хотений и желаний, и раскаивается в том, что он совершил, как блудный сын, о котором мы сегодня слышали в притче. Отец отдает ему то, что он просит. И, дойдя до дна, эта душа приобретает горький жизненный опыт. А вся последовательность событий исходит из одного источника – из того помысла, который принял человек, положив на сердце свои хотения и желания более, нежели тот строй-порядок жизни, который должен бы быть на сердце у человека, когда он живет с Богом, когда ангел полагает на сердце человеку какие-то особые радостные мгновения, приоткрывая радость жизни с Богом. И ничто не может сравниться с тем состоянием, когда человек доверяет Богу, когда Господь ведет человека по жизни. И многие проблемы решаются, все выстраивается, нет никаких задворков, через которые приходится идти человеку, если он руководствуется только своими хотениями и желаниями.

    Мне сегодня хотелось бы напомнить, прежде всего – самому себе, и каждому из нас о том, что духовное состояние каждого из нас зависит лишь от того, насколько мы внимательны в духовной жизни, от того, как мы относимся к тем помыслам, которые мы принимаем: сразу ли хватаемся и устремляемся исполнять то, что приходит к нам, или проверяем все молитвой, той особой своей тишиной сердечной, чтобы разобраться: что ко мне пришло? кто стучится в дверь сердца моего? надо ли открывать дверь навстречу этому помыслу? Во что бы он ни рядился, как бы красиво он ни выглядел, но мы должны знать о том, что содержание этого помысла, идущего от духа злобы поднебесной, несет в себе яд и горечь, отравляющую всю жизнь человека.

    Различать помыслы очень трудно. Это величайшее искусство, которому человек научается всей своей жизнью. Но от нас требуется одно: не принимать помыслов и стараться все делать с рассуждением, с благословения церковного, а не руководствоваться своими хотениями, своими пожеланиями и устремлениями. И тогда некая безопасность духовная будет для нас залогом того, что не повредится ни сердце, ни ум, ни тело наше в этих тяжелейших состояниях, в которые впадает человек через принятие греховных помыслов хотения, саможаления, самоистуканности.

    Сегодня мы все ближе и ближе подступаем к границе Великого поста. Церковь нас учит и назидает, и желает положить в наше сердце размышления и помыслы иные, нежели полагает нам в мир, в котором мы живем, желая соблазнить нас и увести в страну далечу. Как же сделать так, чтобы благие размышление и помыслы не оставляли нас? Вот мы прошли Неделю о мытаре и фарисее. Вчера была особая Всенощная служба Недели о блудном сыне, на которой читался канон, пелись стихиры, в которых раскрывался смысл того, что происходит в эти дни, с каким настроением мы должны проходить недели подготовки к особому празднику души – Великому посту – это памятование о тех словах богослужений, которые совершаются в храме. Не всегда бывает возможность бывать в храме, и не всегда эти помыслы, даже если человек присутствует в храме, остаются на сердце его. Фразы, отрывки из богослужебных текстов быстро исчезают, теряется смысл и содержание происходящего. Но в течение недели каждый может найти и читать хотя бы кондак, посвященный тем событиям, через которые мы проходим во время подготовки к дням Великого поста. По возможности, старайтесь вникать в богослужения, старайтесь жизнь свою не подчинять своим хотениям, желаниям, каким-то, может быть, благочестивым представлениям. Ведь очень легко под внешним благочестием утерять внутреннее содержание того, что происходит в Церкви, остаться один на один со своим благочестием вне церковного времени, в котором мы сейчас сугубо живем во время подготовки к Великому посту. Кто имеет больше благого дерзновения, тот может прочитывать эту службу – всю службу Недели блудного сына, канон. Там очень много сказано необходимого для нашей души. И тогда те хотения, желания и помыслы, которые пытается вложить нам в сердце враг рода человеческого, будут для нас уже не опасны, ибо мы будем размышлять уже об ином. Иное состояние, иные размышления желает Церковь положить нам в эти дни.

    Желаю и самому себе, и каждому из нас, чтобы эти благие размышления, которые дает нам в эти дни Святая Церковь, не утерялись в нашей жизни. Это очень дорогие дни! Они не повторяются в кругу нашего будничного богослужения. Только раз в год в преддверии Великого поста мы слышим те удивительные слова, которые очень важны и значимы для нашей духовной жизни.

    Посему и желаю, чтобы эти слова не были праздными и пустыми для каждого из нас. Хотя бы кондак прочитывайте в течение Недели о блудном сын
    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    Кондак, Глас 3
    Отеческая славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив, еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих.

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]