• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в день Воздвижения Креста Господня (27.09.2015)

    27/09/2015
    Проповедь о. Андрея в день Воздвижения Креста Господня (27.09.2015)

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
    Проповедь в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
    27.09.2015

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, мы с вами, вновь взирая на Честный и Животворящий Крест Господень, вспоминаем  историю, события этого праздничного дня, когда равноапостольная царица Елена возымела в сердце своем желание найти Честной и Животворящий Крест Господень, который много способствовал тому, чтобы была одержана победа царем Константином Великим – сыном ее – над теми, кто желал уничтожить веру христианскую в пределах своей империи, устраивал величайшие гонения на христиан. И в знак этой любви ко Кресту царица Елена устремляется во Иерусалим, чтобы найти какие-то свидетельства того, где же может быть Крест Господень.

    3 мая 326 года Господь по сердцу ее дал исполнение желания её и был обретен Крест Господень. Было найдено несколько крестов в том месте, о котором она узнала у старожилов иерусалимских – иудеев, где можно искать. И когда возлагали кресты на умершего, то когда на покойника возложили этот Крест, то ко всеобщему удивлению, изумлению и страху, покойник ожил. И так вновь было явлено свидетельство перед всеми о том, что найден Крест Господень.

    Множество людей желало поклониться Кресту Господню, но из-за сего количества желающих приблизиться и коснуться Креста Господня, никто не мог. И патриарх, взойдя на место высокое, стал воздвигать Крест и осенять собравшихся людей. Все только и восклицали: Господи, помилуй!

    Крест был положен на том месте, где был распят Господь наш Иисус Христос. Впоследствии там был воздвигнут храм Воскресения Христова, и со днем освящения этого храма – 13 сентября – был соединен праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, который стал отмечаться 14 сентября (ранее он праздновался на второй день Пасхи).

    С тех времен сохранилась память об этом празднике и совершается она до ныне.

    Мы знаем далее из истории Честнаго и Животворящего Креста о том, что через 300 лет, когда было завоевание Иерусалима персидским царем Хозроем, Крест Господень, как некий пленник, был взят в плен персами и отвезен в Персию. Много византийцы скорбели об утрате сей, долго продолжалась война, и через 14 лет – в 628 году – Крест Господень император Ираклий отвоевал у персов и как трофей возвратил в Константинополь. Император Ираклий и патриарх Захария сопровождали Крест Господень до Иерусалима, чтобы он вернулся на то место, откуда был уведен неверными в плен. От Елеонской горы император желал сам донести Крест Господень до Голгофы, чтобы поставить его на свое место. Но патриарх заметил о том, что недолжно на царские одежды возлагать Креста Господня. Господь в смирении нес Крест Свой. Император Ираклий снимает свои царские облачения, разувает ноги свои и в таком виде, смиренном и уничиженном для власти земной, несет Крест Господень на Голгофу и возлагает его там.

    Множество людей собралось поклониться вновь обретенной святыне Честному и Животворящему Кресту. И в подобие того воздвижения, при обретении Честнаго и Животворящего Креста, патриарх осеняет народ Честным и Животворящим Крестом Господнем.

    С тех времен к празднику Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста присоединяется ещё и праздник Возвращения Честнаго и Животворящего Креста из плена персидского.

    Сие все происходило в 7-ом веке. Но мы знаем из истории нашей земной, сколь многострадальной была Святая Земля. С 10-го века начинаются крестовые воины, чтобы освободить Иерусалим от турок, которые стали владетелями той земли. В 11-ом веке Иерусалим был освобожден крестоносцами. Даже был нареченный царь Иерусалимский Болдуин. Но во время Тивериадской битвы крестоносцев с турками Крест Господень был вновь захвачен в плен. И лишь в 1228 году вновь византийцам удалось отвоевать у турок эту святыню, вернуть ее в Константинополь. После этого уже Крест Господень был разделен на частички, которые были отправлены во все Церкви в разные концы мира того, где были христиане, почитавшие Крест Господень – в укрепление и утверждение в вере и в том доверии, что сила Честнаго и Животворящего Креста, которая являлась многажды в истории нашей Церкви, продолжала действовать в разных странах и укрепляла и утверждала сердца верующих людей.

    Мы видим, сколь много трудов употребляли христиане для того, чтобы хранить эту святыню, для того, чтобы в буквальном смысле отвоевывать ее у тех, кто брал святыню в плен. Те же, кто приходили и завоевывали Иерусалим, главный трофей своих воинских успехов видели во многом не в тех сокровищах, которые они надеялись отвоевать, а в том, что они брали в плен эту святыню. Крест Господень и для неверных был той огромной святыней, которую они желали отвоевать у христиан, ибо видели и зримым образом знали, что когда христиане лишаются этой святыни, силы порой их покидают, и впадают они в состояние, когда они уже не способны бороться и противостоять врагу. Так было при битве Тивериадской – когда крестоносцы увидели, что Крест Господень попал в руки турок, то перестали сопротивляться и сдавались и покидали поле боя, ибо весь смысл для них был в том, чтобы среди них был Крест Господень - чтобы они были со Крестом, ради него они поднимали воинские труды, чтобы слава Креста Господня продолжалась и утверждалась в сердцах многих людей.

    Но, видимо, иначе судит Господь. Видел Господь, что люди более стали уповать на внешнюю сторону присутствия Честнаго и Животворящего Креста Господня, больше, может быть, стали увлекаться этим внешним образом святыни – мы не знаем, что происходило уже в те века, когда назревало разделение Церквей, когда отделилась Западная Церковь от Восточной – и мы видим, что уже были признаки этого в тех событиях, которые происходили в XI веке на Святой Земле. Ибо святыня более значила для людей внешне, чем собственно их внутреннее устроение. Они как бы сами себя отделяли от святыни своим строем и порядком жизни. Достаточно почитать, что из себя представляли крестовые походы, и мы понимаем, что не было в них благочестия, которое должно быть у тех, кто стремится к святыне, кто желает, чтобы милость Божия и сила Божия совершалась в них. Сие утратилось в сердцах людей.

    И сегодня Святая Церковь полагает перед нашим взором Крест Господень, чтобы мы в большей степени самим себе напоминали, что сила Креста Господня совершается только там, где человек полностью вверяет себя в Руки Божии. Только там, где человек готов идти за Христом со своим крестом. И ничто внешнее не может заменить этого внутреннего сердечного устроения человека. И только тогда, когда человек действительно смиряется перед смирением Божиим и любовью Его, совершается сила Божия в сердцах людских. В их делах и поступках начинает выявляться нечто иное, отличное от того, что, как мы знаем, мир всевает в сердца людей, желая научить их поступать по своим понятиям, представлениям и человеческим ценностям, значимым для мира сего.

    Мы живем в своих поступках здесь на Земле, но эта сила Господня должна быть свидетелем того, что Господь – с нами, что сила Крестная является той силой, которой ничто не может противостоять в этом земном мире. И христиане должны эту внутреннюю силу Честнаго и Животворящего Креста являть для всего окружающего мира. Это как некий особый талант, который нам с вами предан Богом. Зная силу веры, силу Честнаго и Животворящего Креста, мы должны выстраивать и, соответственно, жизнь свою по этим понятиям, по вере своей, чтобы приумножался этот талант и в нашей жизни – талант веры. Чтобы другие люди, видя наши поступки и дела, могли для себя открывать, что есть в этом мире жизнь иная – иные ценности и иные понятия, по которым мы должны выстраивать нашу жизнь.

    Что же более всего отвлекает нас от этого пути, по которому мы должны идти? Здесь, в храме, нам все понятно, ясно. И желание и горение сердечное появляются, чтобы не отступать от Господа, чтобы быть послушными в Его руках. Но стоит выйти за границы церкви, как многое начинает меняться в душе и сердце человека. Человек живет жизнью общественной, семейной, личной. И если в общественной жизни нам помогают другие люди, мы, порой, внимательны к тому, как они относятся к нам, и стараемся не делать того, что может принести смущение или повредить их мнению о нас, стараемся быть внешне благопристойными. Это внешнее порой помогает нам удерживать ту нашу внутреннюю неустроенность, которую мы имеем в самих себе. Но жизнь семейная порой дает человеку возможность открывать себя таким, каков он есть – в своих поступках и делах. Здесь уже меньше тех окружающих людей, которые могут выносить суд о нем самом. Здесь уже порой и страсти, привязанности, пороки, которые есть на сердце, начинают более раскрываться во всей полноте, разрушая строй и порядок семейной жизни.

    А уж в личной своей жизни, когда никто не видит, что мы думаем во время молитвы, куда улетает наш ум, где сердце стоит, когда мы предстоим Богу в храме, на молитве, где мы оказываемся – Бог весть. И знает только сам человек и Бог, которому открыто все сокровенное, все глубины сердечные человеческие. Господь видит и знает все наши сердца. Но не этого ждет от нас Господь! Не такого лицемерного к Нему Самому!

    В земной жизни все начинается с жизни общественной, где человек пытается себя приукрасить, чтобы встроиться в этот мир по взаимоотношению с другими людьми. Но у нас должно все начинаться с нашей личной жизни – с ее благоустройства, ее благоукрашения, чтобы и все другие линии нашей жизни – и семейные, и общественные – получали то направление, которое должно. Чтобы другие люди, которые соприкасаются с нами, могли точно так же сказать о том, что велик Бог христианский, и сделать, может быть, первый свой шаг навстречу Богу. Вера наша, данная нам от Бога, возможность наша быть в храме, впитывать сердцем своим слова богослужения, ощущать таинственное присутствие Божие здесь, посреди нас – это некий особый талант, данный всем нам с вами. И укреплять, приумножать этот талант мы должны, прежде всего, в своем собственном сердце. И не утрачивать его, не пускать в свое сердце те худые, пустые помыслы, которые выветривают из сердца человеческого какие-то надежды, желания. Ростки веры засыхают под этим палящим ветром мира сего. Но стоит вновь и вновь прильнуть к этому источнику жизни, поклониться Христу, испросить у Него помощи и поддержки, исповедовать свою немощь со смирением, как некогда внешним образом смирился царь – точно так же и мы должны смириться пред Крестом Господним, поклониться ему в смирении сердца своего. И, понимая и ощущая в сердце своем, сколь много дал нам Господь, сколь многое Он нам простил, будем ли мы, отступая от Христа, подобно тому должнику, которому все было прощено, нападать на брата своего, давить и уничижать его, требовать с него ту малость, которую он, как нам кажется, должен дать нам – да не будет сего!

    И желаю, прежде всего самому себе, и каждому из нас, чтобы Крест Господень напоминал нам о смирении Бога, о той любви, которую Он являет по отношении к нам, и в сердце своем будем эти качества и добродетели стараться более и более напечатлевать, ибо без этих начал личной жизни – смирения и любви – ничто не пользует для человека. Как бы мы ни выглядели по отношению к окружающему нас миру в своей общественной жизни – личная жизнь всегда напомнит и покажет, каков же есть человек на самом деле.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]