• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении (21.01.2018)

    21/01/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении (21.01.2018)

    Мф., 8 зач., IV, 12–17
    Лк., 94 зач., XIX, 1–10 (о Закхее)

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Мы слышали сегодня слова Господа, обращенные к тем людям, которые были в доме Закхеове. Но эти слова обращены и к каждому из нас: «прiи́де бо Сы́нъ человѣ́чь взыскáти и спасти́ поги́бшаго». Господь все совершает для того, чтобы смог человек обрести то достоинство, в которое он был некогда облечен при творении Божием – как образ и подобие Божие. Господь приходит в этот мир, рождается, являет Отец Небесный этому миру Своего Сына. Мы слышали об этих событиях Богоявления в течение святочных дней, через которые мы с вами проходили, завершая эти дня Богоявления праздником Крещения Господня. Господь приходит в этот мир, рождается как человек. Господь растет, получает образование, профессию в этом мире около мнимого отца Своего Иосифа. Подклоняет Свою главу под руку Иоанна Крестителя. Все совершает для того, чтобы пройти тот путь, по которому идет каждый человек, чтобы мы смогли последовать во след Его.

    Господь приходит на эту Землю и все совершает для того, чтобы, как Он говорит, «спасти погибшего». Что же мешает человеку  последовать за Христом? Множество людей окружало Христа и слышало слово Его, слышало слово Иоанна Крестителя: «Се, Агнец Божий», когда он указывал на грядущего к нему Христа, но, тем не менее, лишь небольшая часть людей последовала за Христом – апостолы. Они желали слышать слово Его, не смущались никакими обстоятельствами, которые смущали людей, мнивших себя праведниками и знатоками Закона.

    Мы слышим и то, что смущало их, что Господь вошел в дом Закхеов: как может человек праведный войти в дом ко грешнику? Между людьми была проложена та граница и определенная вражда, которая не позволяла им быть близкими друг к другу. И это восприятие и понимание окружающего мира, которое разделяло их друг от друга, укреплялось и жило в их сердцах и не позволяло им сделать тот шаг навстречу Богу и навстречу ближнему, который мог привести их к спасению, который мог бы и открыть им тот путь, по которому они должны были бы идти. Люди мыслили по своим земным представлениям, по своим житейским понятиям и стремились этим представлениям подчинить окружающий их мир.

    Святитель Иоанн говорит, что грех состоит в том, что люди хотят быть мудрее Бога, то есть желания, хотения человеческие жить по земным понятиям и представлениям становятся, как говорят святые отцы, «медной стеной между человеком и Богом». Человек болен и не хочет этого осознать, ибо трудно ему преодолеть эту стену, которую он выстраивает между собой и Богом. Он желает жить в том мире, который ему понятен, в котором выстроены все его заботы, планы, мечтания. Они все касаются этого мира. И было лишь немного людей, которые последовали за Христом – планы которых преодолевали границы этого мира.

    Плотской человек, как говорит апостол, не наследует Царствия Божия. Как говорит Господь, земной человек и мыслит, и думает, и все устраивает по земному. Ибо не видит иного - того, что открывает перед человеком Господь, не видит тех духовных перспектив, которые открываются перед человеком. Господь желает лишь одного: чтобы мы жизнь свою подчинили не этим нашим земным понятиям, не этому земному измерению, но подчинили тому, о чем Он нам также сегодня говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Эта духовная перспектива нашей жизни – достичь Царствия Божия – должна определять всю нашу жизнь: взаимоотношения с другими людьми и поступки, которые мы совершаем по отношению к Богу. Нельзя разделиться внутри самого себя, - говорит нам Господь. Не может человек служить двум господам, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». Точно так же и человек не может одновременно служить и миру земному, и миру небесному. Ибо где-то он утратит послушание Богу, отступит от Него в угоду близких ему и угодных для плоти его утешений и радостей и забудет о Боге. Нельзя устроить свою жизнь в таких обстоятельствах, когда одновременно желается получить во всей полноте от мира сего и получить духовное благо.

    Но есть законы, о которых нам с вами возвещает Господь. Он говорит о том, что тот, кто принимает все тяготы этого мира, ничем не смущается, не переживает излишне о всех обстоятельствах и приключениях, с которыми он сталкивается в этом мире земном, такой человек получает от Бога ту сокровенную небесную помощь, которая все эти трудности, все то, что представлялось, может быть, в фантазиях и мечтах человеческих тяжелым, делает легкими. И не составляют для человека никакого труда те обстоятельства и трудности, с которыми он сталкивается в этой земной жизни, если с ним Господь. Без Бога же человек не может порой совершить тех простых земных дел, к которым долго готовится, вычисляет, представляет, но возникают неожиданные обстоятельства – и все разрушается, и человек не способен оказывается к таким небольшим делам в земной жизни без благословения Бога. Все разрушается, все вдруг перестраивается, уходит в другом направлении, о котором человек и представить себе не мог – развивается все иначе: не по человеческим представлениям, а по воле Божией.

    Человек болен своими хотениями, своими пожеланиями, которые не позволяют ему выстроить свою жизнь в след за Христом, последовать за Ним. А желает построить мир иной, желает быть, действительно, мудрее Бога, мудрее Церкви, не желает быть учеником у Бога, но желает сам учить Бога: как нужно поступать, что нужно желать. При этом не замечает того, что он переступает те границы, за которыми действительно начинается уже безумство. Человек этого не замечает, уходит все далее и далее на страну далече в своих представлениях, пожеланиях и теряет самое главное – теряет то достоинство, которое дал ему Господь. Он все больше и больше подчиняется стихиям этого мира, желаниям и не замечает того, как то сокровище, которое было дано ему Богом, теряется в его жизни.

    Замены духовной жизни здесь для человека нет, и все, в чем человек полагает свои земные пожелания и устремления, может быть, даже лучшие, приносит плод – уныние и печаль, потому что достигнуть того, чего желает его сердце, человек не может в этом земном измерении, в своих земных похотениях, желаниях и устроениях. Человек желает устроить свою жизнь, чтобы было все так, как хочется: мирно, спокойно, тихо, благополучно, сыто и т.д. (в зависимости от воспитания сердца человеческого). Но Господь нам говорит, что все это прейдет и обратится в ничто. Не устремляйте, не прилагайте сердца своего ко всем этим пожеланиям и устремлениям, но положите на сердце только одно: искать Царствия Божия.

    И Царствие Божие не находится где-то далеко от нас – оно находится внутри нашего сердца – стоит только его поискать и найти в самом себе, как изменится вообще окружающий мир для человека, как совершенно иное представление и о других людях, и о Боге взойдет на сердце человеческое. Найти и обрести Царствие Божие в самом себе – это тот труд, к которому нас призывает Господь: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие», оно близь каждого из нас, оно в сердце вашем. Не где-то далеком, не где-то в далеком времени, не где-то в каком-то тридевятом царстве - оно находится внутрь вас. Протяни руку свою – и ощутишь эту радость и этот свет, который исходит от Бога. Но ты должен сделать это сам. Господь уже все совершил ради тебя. Господь пришел в этот мир, Господь взошел на Крест для того, чтобы мы смогли обрести в возможность взойти к этой высоте духовной и ощутить и понять, что Царствие Божие близь каждого из нас.

    Для этого требуется подвиг, для этого требуется возможность для человека к тому поступку, который противоречит каким-то его земным понятиям и представлениям. Человек должен сделать шаг навстречу Богу. Найти ту решимость и мужество, которые позволяют ему оставить эти хотения и пожелания мира сего и пойти ко Христу. Увидеть тот свет, о котором нам возвещает Господь. «Люди, сидящие во тьме и сени смертной» увидели свет неизреченный, и этот свет напитал души их. И радость исполнила их, и никогда не были эти сердца, живущие с Богом, причастны к той печали мира сего, которая связывает людей и делает их не способными ни к каким делам и поступкам. Человек же, который жизнь свою выстраивает в духовном измерении, а не в земных понятиях, всегда находит решение в любых ситуациях. При любых обстоятельствах, которыми мир пытается смутить и повергнуть человека в уныние и печаль от того, что у него что-то не строится, не складывается, не клеится, есть всегда «при уста и сердце» человека слова, которые он произносит: Господи, да будет на все святая воля Твоя! Не так, как я хочу, но так, как Ты желаешь – да исполнится все в жизни моей!

    И это доверие к Богу позволяет преодолевать невозможное внутреннее пространство: между отчаянием и печалью к радости и свету. От тьмы к свету переходит сердце человека и становится способным жить со Христом, преодолевая трудности житейские, невзгоды, даже порой не замечая их. Как некогда игумен Никон писал в письме своей духовной дочери, когда он был болен тифом и находился при смерти, в бараке, на поселении: радости моей нет предела. Земное уже не имело власти над его душой. Земное уже ничто не значило для него, а радость, открывшаяся в сердце его, превозмогала все обстоятельства, трудности, в которых находился он в тот момент.

    Господь ждет от нас только одного: решимости пойти по пути добродетелей. Мы так легко поддаемся греху! Так легко можем злословить, обижаться, переживать о пустом. Но Господь говорит: оставьте этот широкий путь, найдите путь добродетелей, поучитесь тому, как должно жить в том мире, в котором живу Я. Это мир добродетелей – там, где никто никогда никого не обижает, там, где невозможно произносить праздные, пустые слова. Это мир, в котором каждый стремится помочь другому, услужить другому человеку во имя Христа. Там пребывает кротость, воздержание, смирение, послушание и многие другие добродетели, о которых нам возвещает Господь. И Господь желает только одного: чтобы мы пошли по этому пути доброделания, оставив путь нечестия, путь смрада, тьмы, в которые вовлекает сердце и душу нашу мир сей.

    Идти по пути добродетелей и возжелать этого пути для человека не просто. Но тот, кто сделает шаг, возжелает чистоты и целомудрия, тот получит от Господа неизреченную радость и ответ на сердце своем. Об этом мы не должны забывать и не должны смущаться теми обстоятельствами, с которыми мы сталкиваемся, когда нам нужно идти по пути добродетелей. Нужно пойти наперекор миру сему, его понятиям и представлениям. Но стоит только человеку сделать этот шаг, как он обретает мир в сердце своем от Бога. Многие хотят услышать, какова воля Божия, по какому пути идти? Но ты сам сначала сделай шаг навстречу Богу, прояви твое терпение, смирение, прояви твое послушание, возлюби целомудрие и другие добродетели – и ты услышишь, как Господь ответит тебе в сердце твоем неизреченной радостью. Ибо эта радость принадлежит Царствию Божию. Другого пути у человека в земной жизни нет. Господь нам с вами говорит: только два пути есть - путь широкий и путь узкий. Путь греха и путь добродетели. И каждый из нас должен сделать выбор: по какому пути он пойдет. И не должны обманывать самих себя и смущать: невозможно сразу идти по одному и по другому пути. Путь жизни человека только один: за Христом. Другого пути нам не надо! Не желаем мы этого! А путь за Христом – это путь добродетели, путь того, чтобы мы научились в своей жизни напечатлевать неизреченные, таинственные, не знаемые миром сем состояния, в которых пребывает радость от Христа, пребывает радость от того, что мы служим другим людям, от того, что мы слушаемся Церкви, а не мудрствуем лукаво и не пытаемся Бога научить тому, как Ему выстраивать отношения с нами.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали о самом главном: Господь зовет нас с вами к той неизреченной радости, которая сокрыта не где-то далеко от нас, но сокрыта в наших сердцах. И обрести мы ее должны сами, потрудившись и идя по пути добродетельной жизни.

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]