• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю мясопустную, о Страшном Суде 19.02.2017

    19/02/2017
    Проповедь о. Андрея в Неделю мясопустную, о Страшном Суде 19.02.2017

    Протоиерей Андрей Речицкий

    Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде
    19.02.2017
    Мф., 106 зач., XXV, 31–46

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Господь в Евангельском чтении, которое мы слышали сегодня, в Неделю мясопустную, приоткрывает нам с вами тайны грядущего для того, чтобы каждый из нас имел возможность избежать той участи, о которой только что мы слышали в Евангелии: когда те, кто не исполнил Его воли, идут в огонь вечный и нет у них уже надежды и упования изменить участь свою. Суд последний – решения уже не подлежат пересмотру. Господь определяет участь человека, как Он сегодня приоткрывает в Евангелии как некую особую тайну, по тому, как выстраивалась жизнь человека с его ближними. Святые говорят, что в ближнем твоем и спасение твое, и падение твое. Господь говорит нам сегодня, что наши добрые и худые дела, которые мы совершаем по отношению к нашим ближним, Он усваивает Самому Себе. И, в зависимости от этих трудов и дел, которые совершает человек, будет определяться и судьба его в вечности.

    Мы слышали о том, что многого Господь не требует от человека. Желает лишь одного, чтобы человек проявил внимание, сострадание к другому – ближнему своему. И эти дела сострадания не составляют большого труда для человека. Напоить чашей воды, посетить болящего, оказать внимание, содействие тому, кто находится в темнице, проявить внимание к тому, кто страждет, находится в странствии. Дела эти не представляют большой сложности для человека, и порой так человек поступает, когда другой человек близок к нему. Человек даже не задумывается в этих делах, которые перечисляет Господь, по отношению к своим близким, родным – в них нет ничего необычного.

    Но Господь говорит и приоткрывает еще одну тайну: о том, что широк путь, ведущий в погибель, многие идут по нему, путь же спасения узкий и тернистый для человека. Почему же получается так, что те дела, о которых говорит Господь, которые каждый может совершить и они не представляют больших трудов для человека, становятся преткновением для человека, когда он стремится и желает идти по пути спасения? Можно, казалось бы, человеку совершать эти простые дела, считать количество стаканов воды, которые он подает, вести некий учет того, сколько раз посетил больных, и при этом чувствовать, что он уже достигает спасения, что он уже близок к тому, чтобы достичь праведности. Но мы с вами слышали в Евангелии о мытаре и фарисее, когда вот эта праведность начинает говорить страшные слова по отношению к другому человеку. «Слава Тебе, Боже, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Человек начинает возвеличиваться в делах своих, начинает осуждать других людей, что они не делают так, как он, начинает уповать на праведность свою. Он начинает полагать, что в тех делах, которые он совершает, есть дело спасения.

    Но Господь предупреждает нас с вами и говорит, что не так все просто, как кажется плотскому человеческому уму. Господь желает нечто иное от каждого из нас. Он много раз говорит: «по тому узнают, что вы Мои ученицы, что любовь имеете между собою». «Любите враги ваши, благотворите проклинающим вас». Такие заповеди оставляет Господь Своим ученикам. И приоткрывает сердцу нашему, что спасение не в тех делах, которым мы можем иметь счет, но спасение в любви, которую должен иметь человек на сердце своем по отношению, в первую очередь, к Богу. «Возлю́биши Гóспода Бóга твоегó всѣ́мъ сéрдцемъ твои́мъ, и всéю душéю твоéю, и всѣ́мъ умóмъ твои́мъ, и всéю крѣ́постiю твоéю: сiя́ éсть пéрвая зáповѣдь. И вторáя подóбна éй: возлю́биши бли́жняго своегó я́ко сáмъ себé». Первая заповедь – о любви к Богу – из нее должна выстраиваться вся жизнь человеческая и отношение к другому человеку, ближнему нашему.

    Сколько бы человек ни пытался построить вот эту особую свою жизнь на Земле, мы знаем, что он никогда не достигает той цели, к которой он устремляется. Любовь плотская имеет свои границы и пределы. Как только человек выходит за границы своей любви - там сразу возникает вражда, разделение, зависть, ревность и прочие пороки и страсти, о которых, как человеку кажется, он может отгородиться какими-то внешними обстоятельствами: не встречаться, не видеться. И при этом надеяться, что может выстроить свой спокойный и тихий уголок в этом мире. Но никто еще не смог этого сделать. Мир врывается в жизнь каждого человека, сносит, как некое страшное цунами, эти все человеческие построения, в которых человек надеялся себе устроить тихое обиталище и пристанище. И смущается такое сердце человеческое. И порой не имеет того твердого основания, на котором должна была бы строиться жизнь человека. Господь нас с вами тоже предупреждает и говорит, что мы должны понимать, на каком основании строим жизнь свою. Если строим на песке своих человеческих мнений, своих понятий и представлений, то ничего не получится у нас построить, ибо все, что стоит на песке, будет уничтожено: придет вода, как говорит Евангелие, и смоет все. Только там, где человек строит на твердом основании, есть надежда, что выстоит, выдержит это здание трудов и дел человеческих.

    Господь нам с вами сегодня говорит о том, что внешние дела, которые совершает человек, должны быть исполнены внутреннего содержания. А внутренним содержанием является любовь ко Христу. В нашей жизни нет большего и более радостного утешения чем то, что Христос здесь, посреди нас, что Он слышит все наши молитвы, что есть Тот, кто всегда готов нам помочь, нас поддержать, что Господь являет ту неизреченную любовь и милость, и сострадание по отношению к каждому из нас, если мы вглядываемся в свою жизнь и помним те благодатные минуты, когда Господь помогал и, в буквальном смысле, вытаскивал нас из тех или иных тяжелейших испытаний, страхований сердечных. И вот эта благодарность Богу никогда не должна оскудевать на сердце человеческом.

     Памятование необходимо об этих благодатных минутах нашей жизни или даже секундах, когда Господь все исправил и изменил. Когда, может быть, отчаяние приложил на радость и иной путь открыл человеку в жизни его. Мы должны помнить эти особые благодатные минуты посещения Божиего в нашей жизни. И только тогда, когда с благодарным сердцем мы будем творить и совершать наши дела по отношению к нашим ближним, они будут иметь ту цену в глазах Божиих, о которой Он нам сегодня говорит.

    Имея сердце благодарное и обращенное к Богу, прежде всего мы понимаем, что не достойны тех милостей и благодеяний, которые являет Господь. Сердце благодарное всегда будет иметь и покаянное настроение, ибо понимает, что то, что дал Господь, не по заслугам нашим, не по каким-то трудам и подвигам, но только по Его милости и состраданию каждому из нас. И понимаем мы то, что то, что дает нам Господь, мы никак не можем заслужить своими делами, но это – Его любовь. Мы понимаем, что не достойны этой любви. Понимаем, сколь велик этот образ, идеал, который стоит перед нами. И только в покаянном сердце человеческом и может рождаться благодарность.

    Сердце гордое, тщеславное и устремленное никогда не может быть благодарно, в первую очередь, Богу. И, конечно же, если человек не может быть благодарным Богу, он никогда не будет благодарным и по отношению к другим людям. Все  в нашей жизни определяется нашим отношением к Богу. И если сердце человеческое находит этот путь покаяния и безмерной благодарности Богу за Его величайшие благодеяния, то и труды, которые будет совершать такой человек, будут только ради Господа. Человек будет видеть в другом человеке посланника от Бога. Нравится или не нравится, как он ведет себя, близок ли он нам, поступает ли он так, как бы нам хотелось, но мы будем видеть в нем то полезное для нашего сердца, когда и терпение, и сострадание, и любовь мы можем проявить по отношению к этому человеку. Потому что Господь так поступает с каждым из нас. И тогда цена тех поступков, трудов и дел, которые мы совершаем в нашей жизни, будет совсем иной. Иное содержание будет в тех делах, которые мы совершаем здесь на Земле. Спасает человека только любовь. Вне любви никакими делами, никаким персчетом и зачетом сделанного спастись невозможно. А любовь – это особое состояние, которое проявляется в окружающем нас мире различными образами, о которых нам говорит апостол: кротость, милосердие, сострадание, милость – все это должно проявляться и по отношению к нашим ближним. Через наши дела и поступки мы должны являть эту любовь по отношению к Богу. Не по отношению к человеку, не по плотской любви мы должны выстраивать свои отношения здесь на Земле, а по любви к Богу. Тогда эта любовь по отношению к Богу будет иметь свое продолжение в жизни других людей. Она будет касаться их сердец, будет изменять их жизнь точно так же, как и наша жизнь, увлеченная этим благодатным потоком жизни во Христе, будет и для человека спасительной и отрадной, утешительной.

    Сегодня нам Господь напоминает о Страшном Суде и еще раз говорит о той тайне, о которой мы никогда не должны забывать: первая заповедь – это заповедь о любви к Богу, и она должна продолжаться в нашей жизни по отношению к нашим ближним. Другого пути к спасению нет. Посему и труден этот путь, потому что любовь духовная рождается только в сердце чистом и непорочной совести. Другого пути обрести эту любовь у человека нет! Без духовного внимательного труда над самим собой достигнуть этого состояния невозможно. Потому и узок и тесен этот путь, ведущий человека ко спасению.

    Предаться плотским утехам, радостям, каким-то человеческим устремлениям очень легко, путь широк, предложений очень много – выбирай, что хочешь. Но мы должны всегда знать, чем это все закончится. Поэтому, наверно, совершенно неразумен тот человек, который поступает и при этом не оценивает результат, которым все закончится в его жизни.

    Господь нам сегодня говорит без каких-то притч, но прямо обращаясь к нашему сердцу, о том, чем закончится наша жизнь. На что мы должны обратить внимание, чтобы потом уже не оказаться в бедственном положении? Что можно исправить еще сейчас в нашей жизни для того, чтобы достичь радости совершенно иной, отличной от той, которую предлагает нам этот земной мир? И выбор остается за сердцем каждого человека. Каждому из нас дана свобода. Господь этой свободы никогда у человека не отбирает. Он ее дает как дар, а уже как человек распорядится этим даром Божиим - своей свободой – зависит от него самого. Но Господь нас предупредил! Господь нам все сказал! Господь раскрыл для нас все тайны. Более того, Он говорит: Я здесь, посреди вас! Дерзайте, трудитесь, преодолевайте самих себя, исправляйте сердце свое от той плоти, которая берет верх над духом! Изменяйте жизнь свою! Доверьтесь Мне, и Я выведу вас из этого плена страстей, похотей, в который ввергает мир человека. Избавлю вас от всех страхований! Но вы только поверьте Мне, - обращается к нам с вами Господь, Который сегодня здесь присутствует на нашей общей церковной молитве. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Это истина. И видит Господь нужду каждого сердца. Знает те трудности, борения, которые испытывает человек, и никогда Господь не оставит человека в этом его восхождении, преодолении этого земного мира.

    Требуется лишь доверить себя Богу. И поверить в то, что те слова, о которых мы слышим в Евангелии, не ложные. Они все исполнятся сполна в жизни каждого человека. И потом не сможем уже говорить о том, что мы не знали, не слышали, не ведали, что если бы нам кто-то сказал, то мы могли бы исправиться, измениться. Все сказал Господь! Безответна будет наша душа пред лицем Божиим. Нет ни одной тайны, которую бы нам не поведал Господь!

    И мне хотелось бы, прежде всего - самому себе, и каждому из нас, пожелать того, чтобы мы были внимательны к тому, что нам открывает Господь, и эти Его слова стали бы определяющими в нашей жизни. Не человеческие мнения, представления, не мирские понятия определяли бы нашу жизнь, но те таинственные понятия, о которых нам возвещает Господь через Евангелие, должны определять нашу жизнь. Мы должны изменить себя через покаяние, выстроить совершенно другую личность, не по похотям, не по мирским понятиям живущую, но живущую во Христе.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]