• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в день Пятидесятницы (04.06.2017)

    04/06/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в день Пятидесятницы (04.06.2017)

    Деян., 3 зач., II, 1–11. Ин., 27 зач., VII, 37–52; VIII, 12

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в день Святой Пятидесятницы мы вместе со Святой Церковью воспеваем и прославляем святых апостолов: «Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную». Что же удивительного произошло в тех некогда простых людях, неученых, порой испытывающих страхования: когда пришли слуги архиерейские, чтобы взять Иисуса, они оставили Его одного, что же изменилось в сердцах их, что стали они столь мудрыми, что мудрость человеческая не могла противостоять слову их? Что же изменилось, что эти души робкие обрели такую крепость, что мир не мог поколебать их никакими испытаниями?

    Сегодня Святая Церковь свидетельствует о том, что Дух Святый явился в виде огненных языков и почил на апостолах, исполнил их премудрости, твердости, крепости, которой мир не смог превозмочь. Таково действие и сила Духа Святого, о котором, как мы слышали, обещает Господь в Святом Евангелии и говорит о том, что реки воды живой потекут в этом мире и будут напоять жаждущие души. Чем же уловляли и уловляют вселенную эти святые учители – апостолы? И мы свидетельствуем о том, что слово их доныне живо и сильно, и новые души и сердца уловляются в это особое соединение между собой в Церкви Христовой в Духе Святом.

    Уловляются сердца человеческие тем, что находят для себя в Церкви Христовой самое потребное и необходимое. Сколько бы мир ни пытался предоставить человеку свои утешения и радости, сколько бы ни отвлекал человека от того пути, который полагает ему Господь здесь в земной жизни, сохраняется в душе и сердце человека это предощущение блага, которое и дает Церковь человеку, наполняет его полнотой жизни и утешения и радости, да той, которую мир никогда не мог дать человеку. Стоит человеку прикоснуться к этой полноте жизни, к этой радости, как все земное становится для него не столь важным и значимым, ибо то, что он получает от Духа Святого, от той полноты жизни, утоляет всякую жажду и терзания сердца его. Дает ему возможность жить, дает ему силы и приносит сердцу его особую отраду и утешение. И не может мир дать сего человеку. Только в Церкви Христовой находит сердце человеческое путь ко благу своему. Путь к тому чистому, незамутненному источнику, который только и способен утолить жажду сердца человеческого.

    Дух Святый явился в виде огненных языков… Огонь дает тепло и свет. И это то, в чем более всего нуждается человек в жизни своей. Нуждается в теплоте и в свете. И это все получает в Церкви Христовой душа жаждущая, страждущая в мире сем. Через таинства приобщается она к этой особой благодатной теплоте, к этому свету, который помогает человеку находить путь в земной жизни, в непростых обстоятельствах, когда мир возмущает и смущает все вокруг, стремясь уловить человека в свои сети и увести его с пути спасительного, вновь подчинить своим земным радостям, преходящим, временным и уничтожающим порой все лучшее в сердце человеческом.

    Стоит только коснуться этого мира, как пустота и холод приходят в сердце человеческое. Не случайно мы говорим о том, что холодный есть человек, живущий умом своим, погруженный в философию мира сего, предающийся бесконечным размышлениям о стихиях мира сего. Не может он дать другому человеку того тепла, которого жаждет сердце человеческое. Холодно сердце философское, умозрительное, холоден человек и экономический – не дает он тепла, ибо не имеет сам в себе того: человек может дать только то, что имеет в себе самом. Не может такой человек быть светом для другого человека, ибо сам погружен во тьму, а свет есть Христос, о чем Он Сам нам сегодня свидетельствует: свет пришел в мир, ходите во свете Христовом и не поткнетесь, и сможете обойти все препятствия, которые мир полагает вам на вашем пути. Не отступайте от Христа! Не теряйте своей связи с Церковью Христовой, с ее таинствами, которые приносят в нашу душу тепло и свет!

    Но мы должны помнить и о том, что огонь – это некая стихия, уничтожающая и разрушающая негодное и ненужное. Как хворост и сено мгновенно вспыхивают от огня и уничтожаются им, точно так же порой стоит задуматься о том, с каким сердцем и устроением приступаем к таинствам духовным, ибо огонь касается души и сердца нашего. Какой страх и трепет должен быть на сердце у человека, когда он приступает к таинству церковному – тем паче, к таинству причащения! Огонь может поясть всякую человеческую нечистоту, сложившуюся уже в сердце, и уничтожить самого человека. Посему и Господь нас предупреждал и предупреждает: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие. Этот божественный благодатный огонь входит в нашу жизнь, и человек может быть причастником этого благодатного огня! Но требуется привести в порядок душу и сердце свое, чтобы этот огонь не уничтожил, не разрушил самого человека, и не потерпел такой человек от безрассудства своего еще большей беды, приступая к таинству и забывая о том, что огонь он воспринимает в сердце и душу свою.

    Мы живем в Церкви Христовой, в волнах благодати, в которую мы погружены. Но есть разные состояния сердца и души человеческой. Есть разные образы, в которых мы можем узреть и понять, в каком состоянии может находиться наша душа. Говорят святые и предупреждают о том, что человек не может, не желает и не умеет пользоваться благодатью Божией, которая исполняет эту особую полноту жизни церковной.

    Один из образов – это некий человек, стоящий по уста в воде, но умирающий от жажды и не хотящий пить. Какие бы слова ему ни говорились, как бы его ни убеждали, находясь в благодати Божией, он привязан к своим житейским устремлениям, умом не может услышать тех слов, которые ему говорят о том, чтобы он утолил жажду свою. Но продолжает он жить и желает только своих каких-то земных устремлений, и не желает ничего слышать иного, кроме планов своих.

    Другой человек умирает, сохраняя некое сокровище и не желая утолить свою жажду. Образ сей свидетельствует о человеке, который получает дарования Духа Святого и не желает их использовать в жизни своей. Не желает, подобно мудрым торговцам, пустить в оборот то, что получил, чтобы был прибыток в жизни своей. И эти таланты все время откладываются на годы и годы: когда-нибудь займусь и начну развивать эти дарования и таланты, данные от Бога. И молитва откладывается, и жизнь церковная - до времени. Исповедь, причастие, таинства церковные – все это когда-нибудь, после, но сейчас я храню то, что у меня есть, и занят своими делами, не желаю воспользоваться тем, что есть у меня.

    Другой человек, получив неожиданно зерно жемчужное, меняет его на зерно хлебное. Он не умеет пользоваться теми дарами Святого Духа, которые получает, и ни во что ставит духовное по своему животному рассуждению. Не может мыслить о духовном – все о земном, о мире. И привязанность такого человека к этому земному не дает ему увидеть того сокровища, которое дано ему. И теряет он мгновенно то, что получил. Как быстро, когда человек выходит за двери храма, теряется и рассеивается то, что мы общей молитвой созидали здесь в храме. Улетучивается это присутствие радости и благодати, которое мы переживали здесь на общей молитве. Не умеем пользоваться тем, что нам принадлежит. Теряем и не рассуждаем о том величайшем сокровище, которое делает нас причастниками - ни больше ни меньше, как Царя Небесного, ибо мы молимся особым образом в этот день: «Царю Небесный, Утешителю, … прииди и вселися в ны…». Просим этого у Бога. Но порой, подобно тем людям, которые не могут, не хотят и не умеют, мы не можем воспользоваться этим моментом, когда Сам Царь Небесный входит в нашу жизнь, в храмину нашей души.

    Желаю, чтобы этот день Пятидесятный – день рождения нашей Святой Христовой Церкви – был для всех нас напоминанием еще раз о том, в каком благодатном мире мы живем, сколь много желает дать нам Господь! Но сколь возьмем и как употребим – это зависит уже от каждого из нас. По его трудам, по его мере понимания и восприятия духовного строится жизнь человека. И мне желает того, чтобы эта полнота жизни наполняла сердца всех нас, чтобы мы «едиными усты и единым сердцем» славили Господа и Бога нашего Иисуса Христа!

    Аминь!


    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]