• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением. 26.09.2021

    26/09/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением. 26.09.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы слышали три Евангельских чтения. В первом Евангельском чтение говорится о той любви, которую являет Господь по отношению к человеку, –  оно читается в Неделю пред Воздвижением Животворящего Креста Господня.

    Второе Евангельское чтение – Недели рядовой, текущей, воскресное – в нем читается притча, которую Господь сказал, обращаясь к тем, кто был вокруг Него. В притче говорится о том, как званные на пир царский, оказались недостойными – отказались от приглашения на царский пир и остались вне этого брачного чертога, и некоторые из них, как говорит Евангелие, поступили зло по отношению к посланным от господина. Тогда господин послал слуг: «погуби́ уби́йцы о́ны и гра́дъ и́хъ зажже́».

    Третье Евангельское чтение посвящено обновлению Храма Воскресения Господня во Иерусалиме. Здесь мы слышали о том, как Господь принимает исповедание Его, как Бога истинного, апостолом Петром, в отличие от тех, кто говорил, что Христос – один из пророков восставших. Господь говорит, что на этом исповедании, на вере в Него как истинного Бога Он созиждет Церковь Свою, «и врата́ а́дова не одолѣ́ютъ е́й».

    Господь, обращаясь к нам словами Евангелия, вновь и вновь говорит о том, сколь велика любовь Бога по отношению к творению Своему, к Своей твари. Господь даже не пощадил Сына Своего, который принял послушание Отцу: «послушли́въ бы́въ да́же до сме́рти, сме́рти же кре́стныя» для того, чтобы спасти человека от рабства греху, от смерти, от рабства дьяволу. Чтобы вернуть ему то духовно-нравственное достоинство, в которое некогда был облачен человек от Бога.

    Евангелие нам сегодня также указывает на то, как человек отвечает на ту любовь, которую являет Господь человеку. В притче Господь говорит, что как бы мы ни старались соединить житейские дела и заботы с духовной жизнью, этого не получится. Житейские заботы уводят человека от Господа, когда он предается им, когда они становятся для него смыслом, содержанием всей его жизни. Тогда и оказывается человек вне этого пира, на который созывает нас всех Господь, сугубо – за Божественной Литургией.

    Господь еще раз говорит нам о том, что важно не только быть среди участников пира, быть призванными на пир, но Господь указывает на нечто большее – указывает на человека, который оказался на этом пире не в брачных одеждах. В те времена, по обычаю, званным на пир выдавалась особая брачная одежда, чтобы они могли присутствовать и радовать самого хозяина на пире. Человек этот по каким-то причинам не принял эти одежды, светлые, красивые, которые ему предлагались. Остался он при своем рубище, тем самым отвергнув любовь господина. И мы слышим, что терпит он бедствие: господин пира говорит слугам: «связа́вше ему́ ру́цѣ и но́зѣ, возми́те его́ и вве́рзите во тму́ кромѣ́шнюю».

    В этом образе человека, оказавшегося без светлых, брачных одежд на пиру, можем видеть и самих себя. Мир, в котором мы живем, постоянно предлагает нам одежды, в которые мы можем одеться. Как некий кудесник, без конца предлагает нам одежды, которые порой могут быть скромными, красивыми, но могут быть вызывающими и бесстыдными, в которые может облачаться человек, принимая помыслы. Помыслы – это как некие одежды, в которые предлагается нашей душе облачиться в этом мире. И какие человек принимает помыслы – в таком образе он и предстает. Ибо мы видим, как помыслы, принятые человеком, отражаются внешним образом на нем самом: страстные помыслы, обиды или печаль безмерная, или уныние. Все это мгновенно отражается на самом человеке – видно, во что одета душа человека. И это облачение нашей души мы должны выбирать сами – выбирать не то, во что желает облачить нас этот мир. Мир предлагает одежды, которые кажутся светлыми, блестящими, но стоит человеку их надеть, как оказывается, что это рубище, и порой зловоние исходит от этих одежд.

    И что бы мир нам ни предлагал, как бы он ни пытался втолкнуть в эти неприятные и неприличные одежды нашу душу, нужно помнить, что главным одеянием души является молитва. Молитва, в которую облачается внешним образом душа, она согревает и утешает, и действительно отражается на человеке и не дает возможности этому миру получить власть над человеком, чтобы одеть его в свои одежды – мирские одежды. Молитва облачает нашу душу в сакральные одежды – одежды мира, тишины, покоя, особого состояния, когда мы чувствуем своим сердцем и душой присутствие Бога рядом с собой. Тогда действительно мы чувствуем, что пребываем на этом удивительном событии, которое именуется Божественной Литургией.

    Литургия по-гречески – λειτουργία – «служение», «общее дело», означает делать даже обычные дела.  В этом общем делании, в единстве нашей жизни важно, что молитвенное устроение каждого из нас передается другому. Мы зажигаем своим огонечком, своим теплом других людей, которые оказываются рядом с нами, помогаем им сохранить в чистоте одежду души своей и не испачкать ее помыслами грязными, в которые мир пытается нас облачить.

    И вся эта полнота и радость жизни совершается в Церкви Христовой. Все это будет совершаться до скончания века, как сегодня нам обещает Господь. Мы всегда будем в этой радости пира Господня, в этой радости Божественной Литургии. Но от нас требуется только одно: чтобы душа наша была облачена в одежды молитвы и не теряла это устроение, чтобы она не была наказана Господом за ту нечистоту, в которой человек оказывается своими помыслами здесь, за Божественной Литургией. Как бы мир ни пытался увести на сторону во время Литургии, как бы он ни пытался нас похитить своими заботами, как некогда этих людей из притчи, которые не пошли на пир к господину своему, мы должны помнить, что от нас требуется усилие, чтобы вновь и вновь возгревать молитву в своей душе. Какие бы помыслы мир ни вкладывал в наши мысли, как бы ни пытался рассеять нас за Божественной Литургией, но раз и навсегда дана нам молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!». Если эта молитва будет звучать в нашем сердце, то радость полноты Божественной Литургии никогда не будет покидать наше сердце. И мы будем чувствовать это особое присутствие Божие посреди нас. Ведь не ложны слова, которые Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

    Нас много здесь в храме, и если мы будем молиться одной пламенной молитвой, восходящей к Богу, то Господь, присутствующий здесь, увидит сердце каждого из вас, увидит нужды и заботы, скорби и печали и обязательно утешит. Ведь Он ради этого приходил, ради каждого из нас, чтобы мы обрели возможность жить во свете, ходить во свете и быть рядом с Ним.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]