• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице. 19.09.2021

    19/09/2021
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице. 19.09.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Нищета духовная – это необходимая первая ступень духовного совершенствования, первая ступень пути к Богу. Нищета подразумевает не количество богатства, а стремление к этому богатству. То есть нищие – это не обязательно бедные. Нищий человек – этот тот, который просит, которому мало. Христос призывает нас стать «нищими духом», то есть, чтобы нам всегда духовной жизни было мало. Без этого стремления духовная жизнь превращается в фарисейство, когда человеку «достаточно»: он исполняет то, что он посчитал достаточным, и становится «холодным». Феофан Затворник говорит, что одним из признаков настоящей духовной жизни является ревность по Богу. Когда эта ревность из нашей жизни пропадает – это для нас тревожный звоночек: мы теряем нищету духовную.

    Господь нам во множестве пока что дает шансы в современной жизни эту нищету можно удовлетворить и даже – ее разжечь. Духовная жизнь немножечко похожа на материальное богатство: когда настоящий сребролюбец копит земное, ему кажется – все мало; сколько бы он ни накопил – он хочет еще. Вот такими духолюбцами мы должны стать. Духовная жизнь так устроена: чем больше ты копишь, чем больше ты отдаешь Богу свое сердце, тем тебе еще больше хочется. И вот это – настоящая жизнь духа, потому что дух – он горячий. Господь говорит: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». То есть тот, кто действительно служит Богу, он всегда от сердца это делает. Вот Господь нам в современной жизни дает шансы увеличить нашу нищету духовную и более и более распаляться ею.

    На прошлой неделе был праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Церкви мы воспеваем его – как Христос говорит – «не воста́ въ рожде́нныхъ жена́ми бо́лiй Иоа́нна Крести́теля». То есть, нет человека большего, чем Иоанн Предтеча. И вот Церковь учит праздновать память таких угодников Божиих, потому что через молитву к ним мы с вами научаемся их делам. Через молитву к ним мы с вами разжигаем собственное сердце и, действительно, можем отлепиться от земных помышлений, которые нас постепенно, мало по малу, капля за каплей, отдаляют от Бога, от Царства Небесного. Закрывают Царство Небесное от нашего мысленного взора.

    Быть религиозным человеком недостаточно, чтобы спастись. Это мы прослеживаем, читая Библию с самого начала – вспомните 4-ю главу Книги Бытия, когда Каин принес от начатка своих овощей в конце дней. Было, видимо, ежегодное жертвоприношение. И Авель принес от стад своих. И Бог призрел на жертву Авеля, а на жертву Каина не призрел. То есть Каин был религиозным человеком, он Бога-то не отрицал. Но в этом приношении он совершил первый грех. Если вы будете читать Библию по-славянски, там Бог объясняет Каину, в чем его грех – Он говорит: правильно принес, но неправильно разделил еси. Вы знаете, что в древности были разные жертвы Богу: были жертвы, от которых можно было вкушать жертвующему священнику, а были жертвы, которые приносились целиком. По-видимому, это была та жертва, которая приносилась целиком. Возможно он ее целиком не принес – он взял себе от этой жертвы.

    Это очень важный момент, потому что в единую секунду человек из религиозного человека превратился в богоборника, стал основателем богоборных людей по всей земле. Хотя по факту он, если на современный язык перевести, ходил в храм, приносил жертву свою Богу. Но что-то в его жертве было не так! И вот, он совершил первый грех.

    Вот этого первого греха, совершенного не в Раю, а уже на этой земле, нам с вами надо очень опасаться, остерегаться этого греха – неправильного жертвоприношения. Надо вдуматься: что мы приносим Богу в современном мире?  Что приносит священник от лица всех прихожан? Это хлеб и вино. Что этот хлеб по толкованию святых отцов? Хлеб – это символ жизни. То есть мы Богу приносим жизнь. Об этом мы на каждой ектенье молимся в конце: сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. По-славянски «живот» - это «жизнь». В этом – смысл нашего жертвоприношения: от всего сердца послужить Богу.

    И когда мы Богу начинаем служить не от сердца, не используем те моменты благодатные, которые нам Бог дает, чтобы Его прославлять…Например, на Всенощном бдении накануне праздника слеза наворачивается на глаза, потому что храм пустой. Мы ослабеваем, мы ленимся, у нас какие-то причины находятся, чтобы не ходить на Всенощное бдение, не прославлять Воскресение Христово. В воскресных песнопениях третьего гласа есть слова о том, что «вся тварь прославляет Тебя». Все творение прославляет Господа. Когда птички на улице поют – это они Бога прославляют. Когда ветер гудит в деревьях – это он Бога прославляет. А мы с вами, христиане, ленимся… У нас есть какие-то причины не прославлять Бога, какие-то другие заботы.

    И вот Каин после того, как неправильно принес эту жертву, как сказано: «лицо его поникло», то есть он стал смотреть в землю. Когда человек смотрит в землю, то он и видит землю, то есть для нас это символическое объяснение того, что человек начинает полностью увлекаться земными помышлениями, которым «несть числа», их невозможно преодолеть. Невозможно сказать: вот, у меня детки подрастут, и я тогда смогу ходить в храм Божий. На примере пожилого поколения мы видим, что это не так: те люди, которые могли бы денно и нощно быть в храме Божием, не проявляют такой ревности, несмотря на то, что нет попечения о работе, нет попечения о детях. Это все отговорки, которыми лукавый приковывает нас к земле.

    В конечном итого, что случилось с Каином? Он убил брата, то есть совершил еще больший грех. Начал с греха – с неправильного жертвоприношения – с этого начинается отпадение от Бога, начинается богоборчество. Мы это видим на примере 1917 года, когда отпали многие бывшие семинаристы или люди верующие… Почему они в такое сердечное состояние пришли? Потому что без горения служили Богу, формально, просто приходя по воскресениям в храм, как это было принято в то время: необходимо прийти – я и пришел.

    То же самое сейчас случится: в праздник Рождества Богородицы христиане придут в храм, а в следующий воскресный день могут и не придти: я же был на этой неделе в храме, чего мне приходить, какой в этом смысл? А смысл такой: Господь нам эти праздники дает не для того, чтобы нагрузить нас еще больше в нашей ежедневной нагрузке, а для того, чтобы тренировать наше сердце в любви к Нему. Апостол Павел сегодня говорит: «вся вам любовью да бывают». То есть через любовь можно действительно прилепиться к Богу, а не через формальное выполнение постановлений церковных, или «как батюшка сказал»… Ищите в своем сердце любовь к Богу! Только через любовь, только через сердце можно приблизиться ко Христу, только через живую молитву, через жертву Богу всей своей жизни можно действительно избежать Каинова греха и получить благословение Авелево.

    И, подобно Петру и Февронии, память которых мы сегодня празднуем, действительно прославиться со всеми святыми, войти в Царство Небесное. У каждого человека, который в храм сегодня пришел, путь будет свой. Нужно творчески подойти, искать, как ты в своей жизни лично сам можешь угодить Богу, как ты в твоем славословии, в твоем молитвенном правиле можешь выйти из этого фарисейского состояния, из состояния уныния, холодности сердца, в которое нас ввергает дьявол, выйти из него через молитву, через милостыню, через ревностное отношение к богослужению, через ревностное Причастие Святых Христовых Таин, через ревностное изучение Священного Писания. Только через ревность можно действительно приблизиться к Богу и правильно принести Ему жертву – не край своей жизни, не самое худшее, что у нас есть (как в поговорке: «На тебе, Боже, что мне негоже»), а через то, чтобы принести Богу все свое сердце, целиком, как и в каждой ектенье мы говорим: «сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]