• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. 05.09.2021

    05/09/2021
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. 05.09.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Когда мы слышим в Евангелии о немилосердном человеке, которому царь отпустил весь долг, а он пошел к своему товарищу, который должен был ему всего лишь 100 пенязей (по–нашему, 100 рублей), и стал душить его и требовать, чтобы тот вернул ему весь долг. И когда товарищ просил, умолял его потерпеть, прежде чем он вернет ему весь этот долг, то не стал дожидаться и посадил его в темницу, пока он весь этот долг не отдаст.

    Когда мы слышим о таком поведении человека, нам кажется, что он такой немилосердный человек, страшный. Точно уж не христианин - мы так никогда себя не ведем! Но под этим долгом, о котором Господь говорит – этими 100 рублями – подразумеваются те вещи, которые мы постоянно требуем от наших ближних. И не только от ближних, но даже от Самого Бога умудряемся требовать чего-то. Современный человек постоянно живет с ощущением, что ему все должны. Ему Бог должен обеспечить здоровье близких – так, как ему хочется. И когда мы этого не получаем – мы начинаем на Бога роптать. Мы ропщем постоянно на начальство, когда нам, например, задерживают зарплату, или когда начальник прошел и на нас внимания не обратил. Или когда батюшка прошел и на нас внимания не обратил – все, не буду у него благословения брать! Или когда с днем рождения не поздравил – такой батюшка невнимательный!

    Это все – тоже долги! Долги, которые, как нам кажется, наши ближние должны нам заплатить. Жена должна суп сварить – это тоже долг, как нам представляется, справедливый. И действительно, жена должна суп варить, но если она этого не делает, то это не значит, что нам надо срываться и кричать: ты мне суп не сварила! Или муж не прибил полочку дома. И мы начинаем сразу озлобляться на это и требовать: ты мне должен, ты мне верни! Или когда мы к нашим детям выросшим начинаем предъявлять претензии: я на тебя жизнь свою потратил, а что ж ты так себя ведешь по отношению ко мне? Этот список бесконечно можно продолжать.

    То есть, когда мы начинаем мелочность проявлять в нашей жизни – это и есть те долги, которые мы постоянно требуем с наших ближних, с тех людей, которые нас окружают. И надо быть внимательным в жизни, когда мы начинаем просить наших ближних эти долги вернуть.

    Другое очень важное откровение, которые видится в этой притче: тот долг, который простил Господь – тот долг, который простил царь первому должнику – это 1000 талантов. Когда в Священном Писании встречаются такие слова, как 1000, или когда на вопрос, сколько раз на день надо прощать – «седмьдесят крат седмерицею» – это значит: бесконечность. Язык Священного Писания символичен. Талант - это мера веса, 50 килограмм. 1000 талант – это 50 тонн серебра или золота. В те времена даже бюджет страны был меньше, чем этот должник задолжал. Почему такая большая сумма? Почему мы такие большие должники Богу? Потому что все, что мы имеем – мы имеем от Бога. Само тело мы имеем от Бога, душу нам Господь даровал. Мы живем и ежесекундно получаем благодать Святого Духа, которая нас оживотворяет. И когда Господь забирает эту благодать, мы умираем. Мы все смертны потому, что не имеем в себе вечной жизни. И только причащаясь Иисуса Христа, мы можем стать бессмертными.

    Что делает человек в притче? Он говорит: потерпи на мне, и я весь долг отдам Тебе. Через это явно проступает безумие этого человека, потому что как ты можешь отдать такое количество денег, которое больше бюджета страны? Во всей стране нет стольких денег, которые ты должен отдать. Также и человек думает, что может своими добрыми делами умилостивить Бога, чтобы Господь его спас. Когда нам кажется, что нам просто заповедано быть добрыми людьми, когда мы говорим: я никого не убиваю, не краду, курить бросил, милостыню дал, кому-то помогаю – нам кажется, что эти вещи нас спасают, помогают нам стать к Богу ближе. Но надо понимать, что этими вещами мы не можем стать ближе к Богу. Эти вещи мы должны делать потому, что мы любим Бога. А за что Бога любить? За то, что Он простил нам наш неоплатный долг. Мы, по безумию своему, просили одного, а Господь нам дал гораздо больше: Он простил нам долги через то, что послал на землю Сына Своего Единородного Иисуса Христа, Который стал Человеком, оставшись при этом Богом, и принял на Себя грехи наши все, которые совершили до Его пришествия и которые еще совершим. И все эти грехи уже прощены через пролитие Его Крови Пречистой. И нам остается только войти в эту радость. Долг нам уже прощен! Потому что у Бога нет времени, и Он простил не только наши прошлые грехи, но и будущие!

    Это повод для того, чтобы любить Бога и служить Ему от всего сердца, и совершать те дела, которые Господь повелевает нам творить, в частности, милостыню, и чтобы прощать грехи другим людям, прощать их долги нам просто так, потому что мы Бога любим. Потому что Господь нам все прощает, хотя долг наш неоплатный, потому что этот долг начинается с Адама – когда произошло разделение человека и Бога. И Господь это разделение упразднил. Он прощает нам долг смерти, и мы уже не должны умирать. Мы умираем, конечно, телесно, но душа наша больше не попадает в ад, как это было до пришествия Христова, когда даже все праведники попадали в Шеол – Ад, по-нашему. А теперь нам нет необходимости идти в Ад, потому что Иисус Христос открыл нам дорогу к Раю – через исповедание Его, через причащения Пречистых Тела и Крови Господа Иисуса Христа и через исповедание своих грехов. Через очищение, через соединение с Господом, через любовь к Нему – любовь от всего сердца.

    Но очень часто мы этот долг свой в 1000 талантов не чувствуем. Живя в современном мире,  человек, даже христианин, не чувствует этого долга, не чувствует благодарности Богу. Что такое «евхаристия»? Это «благодарность». Это чувство «замыливается» в наших глазах, потому что мы пропитываемся той атмосферой ценностей века сего, которая нас окружает. Поэтому тот человек, который пришел к царю, и говорит: потерпи на мне, я тебе отдам – махинацию совершу и тебе отдам.

    Вот у нас такие же представления в голове находятся, потому что мы не пропитываем свое сердце Священным Писанием. Единственный способ почувствовать свой долг перед Богом и благодарность за то, что Он долг этот нам простил – через внимательное изучение Священного Писания. Нужно четкое понимание того, что такое «человек», что является сущностью человека, что же является грехом на самом деле.

    Грех – это не то, что мы приносим порой на исповедь: молока в среду или пятницу попили или еще что-то подобное. У нас есть более серьезные прегрешения, которые нам нужно почувствовать в своем сердце и исповедать, но мы их не чувствуем. И это потому, что мы не читаем Священное Писание, не читаем святых отцов. А когда читаем Священное Писание, то остаемся холодными к нему. Когда мы при чтении молитв, например, утренних или вечерних, при чтении Священного Писания остаемся холодными – это признак того, что наша душа огрубела, а, может быть, и находится в состоянии мертвости, потому что мертвый человек ничего не чувствует: ни тепла, ни холода, ни заботы, ни ласки. Поэтому, если мы в сердце своем увидим этот признак, то именно с этим и надо приходить на исповедь. Надо с этим работать – приходить к священнику и говорить, что сердце не чувствует любви к Богу, не чувствует горячности Священного Писания, не чувствует благодарности Богу. Это те вещи, которые нас тормозят в том, чтобы принять милость Божию, принести покаяние.

    Для того чтобы покаяться, человеку не нужно времени. А для того, чтобы совершить грех, нужно время: нас помысл соблазняет, мы его принимаем, потом обсуждаем его, потом совершаем. Для того чтобы совершить покаяние, порой, не нужно времени. Нужно сердцем просто сказать: Господи, прости! Но для того, чтобы дойти до этого, чтобы произнести эти слова, нужно иметь живое сердце. Почему Господь говорит фарисеям: прелюбодеи и мытари идут вперед вас в Царствие Небесное? Потому что прелюбодеи и мытари чувствуют свой грех. Когда ты совершаешь большой грех, сердце чувствует боль за него. А когда ты среднею жизнью живешь, большого греха не совершаешь, то тебе кажется, что у тебя все в порядке.

    Но не все у тебя в порядке! Великие святые, которые жили в пустынях, всю свою жизнь проводили в покаянии и молитвах, считали себя самыми грешными людьми. И они не обманывали, а реально так считали, потому что у них открывалась чистота сердца, чистота глаз духовных, которые позволяли увидеть, насколько их сердце далеко от Бога. Потому что Бог – это бесконечная благость, бесконечная чистота, и сколько бы мы к Нему ни приближались, мы будем бесконечно далеки от Него. И видеть это расстояние, видеть этот долг в 1000 талантов – это действительно великая милость Божия, потому святые говорили, что одна из самых основных добродетелей – это видеть свои грехи. Это великая милость Божия! И это не значит быть в унынии, когда лицемерно называешь себя грешником. Эта действительно великая милость Божия, потому что когда ты видишь свои грехи, тебе нужен Спаситель. А когда ты не видишь своих грехов, то Спаситель тебе не нужен – тебе не от чего спасаться.

    Поэтому будем очищать свое сердце, прилагать тщание к изучению Священного Писания и будем на исповедь приходить действительно с важными вещами, которые будут нас волновать, если мы будем Священное Писание изучать и действительно жить Библейским мировоззрением, а не тем мировоззрением, которое мир сей пытается нам навязать через материальную, временную жизнь.

    Поэтому сегодня хочется пожелать, чтобы через эту притчу Господь коснулся нашего сердца во время этой Божественной Литургии, и мы бы ушли с желанием послужить Господу, полюбить Его все больше и больше, чтобы к Нему устремиться и действительно почувствовать тот долг, который Он нам простил. И тех наших ближних, которые должны нам эту несчастную сотку, не осуждать. Потому что, осуждая ближнего и требуя от него долг, мы на себя берем божественные функции!

    Господь говорит, что нельзя осуждать – не потому, что мы должны быть хорошими и выполнять такую Его заповедь,  которую Он дал нам по своей прихоти. Эта заповедь показывает нам, что суд принадлежит Богу. Всякий раз, осуждая ближнего, вынося свой суд о нем, мы берем на себя божественные функции. За это и будет нам осуждение – за то, что мы себя поставили на место Бога. И всякий раз, когда нас оскорбили, например, и мы за себя мстим, мы тоже берем на себя божественные функции, потому что Господь в Священном Писании говорит: Мне - отмщение, Я воздам (Рим. 12,19)! Месть принадлежит Богу, это божественная функция. Мы не имеем права мстить за себя. Господь же знает, как справедливо отомстить грешнику, если он не покается. У нас нет этой меры справедливости, поэтому Господь нам запрещает осуждать, запрещает требовать с ближних тот маленький долг, который они действительно имеют перед нами. Но через прощение этого маленького долга мы с вами, по милости Божией, уподобимся милосердному Отцу нашему Богу по благодати Господа нашего Иисуса Христа через содействие Святого Духа!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]