• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Павел Лизгунов. Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. 12.01.2020.

    12/01/2020
    Иерей Павел Лизгунов. Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. 12.01.2020.

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Братия и сестры, сегодня у нас Неделя по Рождестве Христовом, и мы вспоминаем сродников Господних по плоти, подлинных и мнимых: Давида царя, Иосифа Обручника, апостола Иакова, брата Господня. У нас продолжаются Святки – рождественские дни, дни чудные, светлые и радостные, сказочные. Подобно тому, как Пасха не ограничивается одним днем, но празднуется в течение недели, так и Рождество Христово продолжается длительный период – практически до Крещения мы вспоминаем эти события и радуемся им, и проникаемся событиями, связанными с Рождеством Христовым.

    Рождество Христово для каждого христианина – это один из самых любимых праздников. В Западной Церкви – это главный праздник, превосходящий даже Пасху по торжественности, по чтимости. У нас, в Православной Церкви, для православных христиан, главный праздник, радость радостей и торжество из торжеств – это Пасха Господня, за ней следует Рождество Христово.

    Но у Рождества Христова есть свое очарование, свой аромат – это аромат елки, аромат сказки, аромат Вифлеемской Звезды, колядок. Он ни с чем не сравним, особенный, он, в некотором отношении, для многих делает Рождество как бы даже предпочтительней Пасхи. Особенно это касается людей не церковных, для которых Пасха совершенно заслоняется Рождеством. Она ограничивается окрашиванием яиц, и практически все… А с Рождеством связано гораздо больше ассоциаций, действий и переживаний, для многих оно любимей.

    С чем это связано? Пасха – это великая радость, которая требует предварительного труда. Чтобы ее пережить, нужно сначала пройти тяжесть Великого поста, ужас Страстной Седмицы, нужно пострадать в Гефсимании вместе со Христом, чтобы вместить эту радость в свое сердце. А Рождество Христово дается нам даром, возвращает нас в младенчество, когда от нас ничего не требовалось.

    Рождество Христово для большей части человечества произошло неожиданно и нечаянно. Конечно, были пророчества, но о них знали не все, и они тоже мало что требовали от человека. Просто внезапно ангелы с неба пропели, что теперь «на земле мир, в человецех  благоволение». И люди, отверженные от Бога, изгнанные от Его Лица, проклятые, вдруг получили от Него такой Рождественский подарок, как прощение от Бога, примирение с Ним, а в придачу и Самого Бога, лежащего в яслях и призывающего всех к Себе. И совершенно новая эпоха началась на земле – эпоха, которая стала не чужда этой сказке, этому чуду, которое мы ощущаем в связи с Рождество Христовым. И каждого из нас Рождество возвращает в детство, о котором каждый тоскует.

    И вот в сравнении этих праздников, в разнице их восприятий мы можем встретить довольно занятное духовно-психологическое явление. Бывает, что человек, давно идущий по пути церковной жизни, в некоторых случаях тоскует по своему детству: либо по детству физическому, либо по детству церковному, даже по своему до-церковному периоду. Тоскует не в смысле тоски по греховной жизни, а в смысле свежести восприятия. Когда он, может быть, и не бывал в церкви никогда, но взгляд на нее, на крест, купола, слушание колокольного звона – все это порождало благоговение, чувство какой-то тайны, чего-то святого и светлого – чего сейчас он часто не ощущает и после Причастия. Тогда он, может быть, и не приходил часто в церковь, или приходил, только когда ему было очень тяжело, но он знал, ожидал, что здесь его всегда примут и обогреют – не люди, конечно, от которых чего угодно можно ожидать, а Тот, к Кому он приходит. Господь его примет, утешит, какой бы он ни был, не зависимо от его грехов, глупости, удаленности его жизни от Бога. Он придет – и его примут…

    Бывает, что человек церковный утрачивает это ощущение. Ему кажется, что он уже многое знает: как свечку ставить, как поклоны класть, он знает что-то о составе Божественной Литургии и т. д. Кто-то знает больше, кто-то – меньше, и все в итоге знают очень мало, но есть впечатление, что всё знакомо, а ощущение тайны, загадки, которая за этим стоит, теряется. А чувство, что его примут любым, сменяется чувством обязанности и вины за то, что эта обязанность плохо выполняется. Ко всем обычным, повседневным обязанностям добавилась еще одна: в определенные дни быть в храме Господнем. Добавилась обязанность поститься. Человек чувствует, что если эти обязанности он исполняет хорошо, то все в порядке, а если исполняет плохо, то не все в порядке. Это немного похоже на состояние старшего брата из притче о блудном сыне.

    Он приходит в Божий храм, стоит и думает: во-первых, я опоздал. Во-вторых, в среду я случайно молока выпил. Потом я еще вспылил однажды. Наверно, Он на меня очень сердит. И вообще зря я сегодня сюда пришел… И до меня ли Ему сейчас, до моих ли глупостей? Постою в сторонке и не буду особо к Богу обращаться, послушаю. Вот, когда я себя в порядок приведу, стану получше, то тогда буду к Богу обращаться сердцем, а пока… Приблизительно такое состояние бывает для человека характерным в этот период.  А когда всё в порядке с его обязанностями – тогда ещё хуже. Тогда он просто доволен собой и спокоен за своё состояние, и не особенно нуждается в сердечном обращении к Богу.

    В этом отношении к святыне и к Богу есть правда и есть неправда. Правда в том, что действительно детство у человека заканчивается, как физически, так и духовно. Начинается взрослая жизнь, у него появляются обязанности, он вступает в другие отношения с Богом. И радость, которая наступает после, которую Господь дает человеку по мере движения по пути духовной жизни, гораздо глубже и больше первоначальной детской радости. И постижение, которое дает Господь, гораздо глубже и совершеннее, чем то, что было прежде. Но есть в этом и большая неправда - в этой утрате детскости, утрате безусловного доверия Богу – как ребенок доверяет матери. Он прибегает к ней за помощью, тянется руками. И он знает, что она всегда его примет, всегда ответит на этот его призыв независимо от того, что он до этого капризничал.

    Конечно, необходимо стараться вовремя приходить на службу, необходимо соблюдать заповеди, необходимо соблюдать посты – это нам нужно, это приближает нас к Богу. Но этому всему предшествует и должна постоянно сопровождать детскость и свежесть, пониманием того, что ничего мы толком не знаем. Даже если мы наизусть знаем греческий текст Божественной Литургии и все святоотеческие толкования на неё, мы всё равно не знаем по-настоящему, что здесь происходит - это тайна, это нечто сокровенное. Мы только какими-то словами можем обозначать происходящее, какие-то направления мысли нам даны, но подлинно то, как это происходит, нам не ведомо. Тайна только усиливается, если мы что-то о ней узнаем.

    И для Господа мы всегда младенцы, независимо от того, какой путь жизни мы прошли, каких набрались способностей, знаний, умений, багажа каких-то греховных падений и восстаний после них. Мы все равно остаемся младенцами перед Богом. Он принимает нас, как мать, если мы к Нему тянемся. Все, что мы делаем, над чем мы трудимся, должно предваряться этим тяготением к Богу. Тянемся, как младенец тянется к матери в поисках защиты и тепла. Мать не отвергает ребенка, даже если он уже седой. А для Бога мы тем более всегда младенцы. Дай Бог нам этого не терять! Потому что мы часто искусственно возводим искусственные барьеры между Богом и самими собой. Если нам этого не делать, если помнить о том, что мы должны быть как дети, стремиться к этому, тянуться к Богу, независимо от того, в каком состоянии мы находимся, то, может быть, легче будет проходить путь нашей духовной жизни, путь нашей церковной жизни. А если в это состояние углубиться, углубиться в слова «будьте как дети», то у нас всегда будет Рождество Христово!

    С праздником!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]