• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 36-ю по Пятидесятнице (03.02.2019)

    03/02/2019
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 36-ю по Пятидесятнице (03.02.2019)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня Евангельское чтение приводит в память нашего сердца событие - исцеление человека слепого Господом нашим Иисусом Христом. Событие сие сохранилось в веках, и этот вопль человека слепого, несчастного, который сидел при вратах города Иерихона, сохранился в веках, дошел до нас, чтобы и мы могли для себя приоткрыть то сокровенное, что столь важно и значимо для нашего сердца. Вопль сей рождается из сердца, обретшего сокровище. И нас с вами сегодня через Евангельское чтение Господь желает научить тому, что же является и для нас значимым, важным, сокровенным, ибо только из сердца, обретшего вот это сокровище, и может излиться мольба, обращенная ко Господу: «Иису́се Сы́не Дави́довъ, поми́луй мя́». Сердце, открывшее для себя, что оно нуждается в милости Божией более всего, чем в каких-то земных желаниях, земных устремлениях, только такое сердце обретает сокровенное и слышит от Господа вопрос: что хо́щеши, о чем просиши, что желает твое сердце? И отвечает человек такой: да прозрю́.

    Чаще всего молитва, с которой предстоят перед Господом, когда пытаются что-то облечь в свои слова, чаще всего эта молитва начинается со слов «да прозрю́» - Господи, дай мне это, дай мне то, желается мне этого, хочется мне, чтобы было так, а не иначе. И забывается при этом самое важное: что молитва начинается со слов: «Иису́се Сы́не Дави́довъ, поми́луй мя́» - с понимания и осознания того, что более всего мы нуждаемся в милости Божией.

    Сей человек, о котором в наше назидание вспоминает Евангелие, сидел в лохмотьях, был уничижаем, не имел возможности сам себя пропитать, питался подаянием, которое давали ему люди, не видел той красоты Божиего мира, которая была доступна всем, кто проходил мимо него. Но оказалось, что этот человек являлся более зрячим, чем многие из тех, кто видел окружающий мир – потому что он увидел Бога. «Иису́се Сы́не Дави́довъ» - исповедует он Господа. Практически никто из следовавших за Христом не мог так исповедовать Его открыто как Бога, ибо Мессия должен был прийти в мир, и исповедать его, как писали пророки, должны были как Сына Человеческого, Сына Давидова. И это было открыто сердцу этого человека. В этой своей нужде и скорби, когда он не имел возможности видеть и радоваться вместе с другими полноте жизни земной, он устремил свой внутренний взор в свое собственное сердце. И что же он увидел в самом себе? Он увидел, что он так нуждается в милости Божией, ибо страсти и пороки входят в наше сердце и живут там, и справиться с этими страстями и пороками сам он уже не в силах. Он рассмотрел глубины своего сердца и познал, сколь он нуждается в Том, кто мог бы помочь ему восстать и освободить из дьявольского плена свое собственное сердце. «Чего хочу, того не делаю, чего не хочу, то делаю» - закон, который он открыл в своем собственно сердце и понял, что только тот может освободить его из плена, от этой участи всех живущих на земле людей, Кто обладает силой, Тот, кто может являть Свою силу не только над стихиями этого земного мира, но являть силу Свою и всемогущество над миром духовным. Вглядываясь в свое собственное сердце, он все более и более понимал, что без Спасителя, без явления силы Божией для него не может ничего измениться в это мире. Он понял, что все скорби и немощи для тела, которое подлежит тлению, - это ничто по сравнению с теми пороками, которые уносит с собою душа в бесконечность и бессмертие. Более всего ему и желалось освободиться от этих пороков собственного сердца, от этой власти, в которой он оказался, и которая являла над ним неодолимую силу. Желает он только одного: чтобы вновь обрести свободу, которая дана была человеку при его сотворении. Те глубины, образы и подобия разглядел он в сердце своем. Но он увидел и те препятствия, которые мешают ему вновь вернуться к этому удивительному, таинственному состоянию внутри своего собственного сердца.

    Господь желает видеть в нас не внешний блеск, не безукоризненные наши манеры, не внешние какие-то наши одеяния и благопристойность, но Господь желает найти в нас сердце золотое, сердце смиренное и кроткое, сердце, исполненное доверия к Нему. И вот такое сердце нашел Он в этом человеке, незаметном для окружающего его мира, и явил над ним Свою милость во удивление и назидание всех тех, кто следовал за Ним. Не многие, может быть, смогли понять смысл и значение тех слов, с которыми обращался этот несчастный слепой человек ко Господу. «Иису́се Сы́не Дави́довъ, поми́луй мя́» - исповедует он Господа и желает только одного, чтобы Господь явил милость над ним.

    Как для преступника, приговоренного к казни, вдруг как некий луч воссиявший, приходит помилование и освобождение его от уз - человек как бы вновь рождается в эту жизнь. Вновь обретает силы жить, вновь в него возвращается то, что казалось навсегда утраченным – это устремление и радость возвращаются в сердце человеческое. Надежда, благодарность начинают жить в таком сердце.

    Господь нам напоминает сегодня о том, что главным в нашей жизни является не то, чему мы можем научиться внешним образом. Это все лишь только то, что помогает нам взойти в полноту осознания и понимания жизни нашего сердца. Без этого ничего не происходит. И никогда в таком сердце, которое занято суетой мира сего, не может родиться этот вопль, обращенный ко Господу: «Иису́се Сы́не Дави́довъ, поми́луй мя́».

    Мир закрывает перед человеком духовный взор, стремится его увести на сторону далече и лишить человека знания глубочайшей тайны – что человек есть образ и подобие Божие. Это не слова, сказанные обобщенно, но это слова, сказанные конкретно о тебя. Ты есть образ и подобие Божие. И жить ты должен соответствующим образом. Ты должен открыть в сердце своем: кто ты есть? Чтобы уже из этого понимания сердечного обратиться ко Господу, чтобы убрать все препятствия, которые мешают полноте раскрытия этого образа жизни, мешают, тому, что данное Богом служение человеку здесь на земле теряется среди суеты этого мира.

    Служить Богу, быть послушным Ему и быть  всегда благодарным. Наша духовная жизнь строится, как говорит апостол, на трех простых понятиях: это радость, молитва и благодарность. Только то сердце, которое обретает в себе способность хранить и приумножать эти глубочайшие, сокровенные духовные понятия – оно обретает для себя особую таинственную жизнь внутри себя – то, о чем говорит Господь: открываются в сердце человеческом глубины Царствия Небесного. Это не то, о чем говорится иносказательно, в каких-то образах. Господь говорит об этом нам в Евангелии, как уже тем, которые имеют путь, имеют все необходимое для того, чтобы достичь этой жизни в самих себе.

    Господь желает, чтобы мы действительно достигли в сердце своем глубины Царствия Небесного. Ведет нас по этому пути через разного рода жизненные обстоятельства, желая, чтобы мы научались через них терпению, смирению, кротости. Научались любви к ближнему, и через это научались любить Бога. Ибо апостол нам говорит: как может быть так, если ты брата своего, которого видишь, не любишь, то как ты можешь любить Бога, которого не видишь? Посему и ведет нас Господь через все эти обстоятельства, которые порой сокрушают наше сердце каменное, жестокое, неподатливое, неуступчивое, раздражительное, обидчивое, подозрительное… Каждый может продолжить этот список о себе самом. Но Господь сокрушает все через обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся и через которые нас Господь ведет в этом мире. А ведет Господь нас к цели, которая только и имеет смысл: чтобы в нас самих открылась эта глубочайшая таинственная жизнь, чтобы мы достигли Царствия Небесного. Чтобы через эту радость, которую обретаем в себе самих, мы могли быть и для мира светильниками, свидетелями о Христе.

    Никакие слова никогда никого не смогут образумить, заставить, наставить, ибо они порой бывают пустыми: слова – одно, а сердце – другое. Житие уходит в одну сторону, а слова, которыми пытаются урезонить, заставить, имеют совершенно иное направление. Все это смысла не имеет, обессиливает. И только слово, которое исполнено силы в сердце человеческом, только оно способно изменить жизнь другого человека.

    Сегодня вновь нам с вами Господь напоминает и говорит о том, что наша жизнь вся сосредоточена в нашем сердце. Из него рождаются слова, поступки, дела. Из сердца нашего мы видим окружающий нас мир. И сколько бы нас здесь в храме ни находилось, но каждый из нас видит все, что его окружает, совершенно по-своему, особенно. Но Господь нас научает, чтобы эта некая разрозненность нашей жизни исчезла, чтобы мы научились смотреть на мир так, как смотрит на него Христос. Видеть другого человека не как некое препятствие и раздражение в нашей жизни, но как смотрит на него Христос. Что ты судишь о брате? Ты же не видишь его сердце. Может быть, оно такое же золотое, как у этого одетого в лохмотья слепого, которого презирали все окружающие люди. Ты же не знаешь тех сокровенных глубин сердца, до которых опускается этот человек, о чем он размышляет, о чем судит.

    Посему и для нашей духовной жизни очень важно, чтобы мы в окружающий мир выходили с этим особым благорасположением нашего сердца. Может быть, не все у нас получается, не всему мы еще научились в духовной жизни, но смущаться мы этим не должны, ибо Господь, как говорит Иоанн Златоуст, «даже намерения целует». Святые отцы говорят, что если человек произносит молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного», то «Аминь» произносит Сам Господь. И благодать и милость приходят в сердце человеческое.

    Посему желается только одного: чтобы при всех наших построениях, устремлениях, размышлениях мы не забывали о главном: все рождается в нашем сердце. То, как мы видим другого человека, как мы видим и оцениваем его поступки, как мы видим окружающий нас мир – все это не касается других людей, а касается только нас самих, нашего сердца. И если сердце будет чистое, кроткое и смиренное, то чистому везде и всегда будет чисто, а не будет искать оно той грязи, которой и без того хватает и в нас самих, и не будет привносить из мира внутрь это пустое, ненужное, не должное и разрушающее весь строй-порядок нашей жизни.

    Желается только одного: чтобы мы научились в нашей духовной жизни жить полнотой сердца, а не только какими-то внешними обстоятельствами и принуждениями, когда нам приходится так или иначе проявлять кротость, смирение и терпение, когда нас немножечко прижимает. По милости Божией и научаясь без этой нужды жить с Богом, радость тогда будет возвращаться в нашу жизнь. И та цель, к которой нас ведет Господь – Царствие Божие – так, по чуть-чуть, немножечко как-то, какими-то проблесками будет открываться в нашем сердце, утешать и радовать. И все более и более будет укрепляться сердце человеческое и понимать, что Господь и Бог наш Иисус Христос есть тот Путь, по которому мы идем в нашей жизни.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!



    все праздники

Расписание богослужений

22 ФЕВРАЛЬ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-ый час.
23 ФЕВРАЛЬ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение
[Далее]