• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (20.01.2019)

    20/01/2019
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (20.01.2019)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    «Лю́дiе седя́щiи во тмѣ́ ви́дѣша свѣ́тъ ве́лiй, и сѣдя́щымъ въ странѣ́ и сѣ́ни сме́ртнѣй, свѣ́тъ возсiя́ и́мъ», - слышали мы сегодня в Евангельском чтении о таинственном и удивительном событии явления Бога миру. Приходит в мир удивительный и таинственный свет, который просвещает души человеческие и позволяет им вновь обрести ту радость, которую обретает человек, лишенный света и зрения и вдруг увидевший эту полноту и красоту мира во свете. И кто может измерить эру радость и счастье человека, который вновь обретает зрение, который вновь может видеть окружающий его мир? Может ли быть радость на сердце и в душе человеческой более, нежели та, которую испытывает человек, обретший вновь зрение, когда видит он свет неизреченный,  когда в этом свете, который являет Господь, он может видеть окружающий его мир, и не только внешние события и то, что его окружает, но видеть самого себя во свете Христовом.

    Свет приходит в мир для того, чтобы человек мог обрести и полноту той жизни и радости, о которой возвещает Господь, чтобы человек мог открыть в сердце своем те глубины, о которых говорит Господь: «Царствие Божие внутрь вас есть». Что более желалось бы человеку, как не достигнуть этой радости Царствия Небесного, о котором мы слышим в Евангельских чтениях, знаем из свидетельств святых угодников Божиих, которые оставляли мир весь с его соблазнами и удалялись в пустыни, чтобы обрести в себе, в сердце своем Царствие Божие. Знаем и о мучениках, которые готовы были следовать за Христом даже до пределов жизни своей, но только чтобы не отступить от света и обрести это вожделенное сокровище, открывающееся в сердце своем – Царствие Небесное.

    Никто не может отступить от этой радости, испытав ее единожды. Возшедшая на сердце сладость, которая приходит от присутствия Бога в жизни его, и свет, превозмогают все соблазны и радости, утешения, которые может предложить мир человеку. Человек готов отказаться от всего! Мы знаем в веках огромное количество людей, которые последовали за Христом, сохраняя свое целомудрие и чистоту сердца и души своей, не желая ее разменять на то, что предлагает мир человеку, ибо они имели в сердце своем сокровище и не желали его отдавать на поругание миру. Столь велико сокровище души нашей, о котором нам не единожды говорит Господь. Столь велика и сокровенна цена нашей души, ибо она по стоимости своей превозмогает все сокровища мира сего. Столь ценна и значима душа каждого человека – каждого из нас в очах Божиих.

    Но почему же это сокровище и эта радость так бывают далеки от человека? И почему многие во времена Господа нашего Иисуса Христа, которые слышали эти откровения, данные людям Самим Богом, но не последовали за ним? Лишь малое стадо осталось верным Господу, и в страданиях Господа лишь Матерь Божия и любимый ученик Иоанн Богослов остались у Креста Господня. Все оставили Господа, отступили от Него.

    Не просто дается человеку обрести вот эту радость иной жизни. Не просто человеку устоять среди соблазнов мира сего. Великую силу они имеют над человеком, порой делая его рабом своим, подчиняя его всем своим целям, к которым устремляется враг рода человеческого здесь на земле. И становится такой человек орудием действия темной силы, сам того не желая. О том, сколь труден этот подвиг для человека, говорит нам и сам апостол Павел: чего хочу – того не делаю, чего же не хочу – то делаю. Столь трудно человеку бывает устоять в этой борьбе. И причиной является то, что связывают сердце человеческое страсти, грехи, которые, как некие путы, не позволяют человеку делать то, что желал он по велениям сердца и совести своей. Подчиняется он и тянется по тому пути, по которому не хочет, может быть, и сам идти. Тянет враг его, делает его несвободным. Только свободный человек своей волей может любить Христа и следовать за Ним. Прежде чем человек обретет для себя эту возможность быть со Христом, он должен освободиться от этих уз греховных, которые связывают его и делают пленником, рабом силы вражией, направляющей жизнь его по иному пути.

    Но для того, чтобы обрести эту свободу, нужен путь, по которому должен пройти человек. И Господь нам его указывает. Сегодня мы слышали слова Самого Господа: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие. Путь покаяния, на который указывает нам Господь, и есть тот путь, на котором человек обретает свободу для себя, свободу для того, чтобы идти за Христом. Путь покаяния, как свидетельствует нам опыт тысячелетий духовной жизни угодников Божиих, не является легким и простым для человека. Это путь не одной какой-то исповеди, на которую желал бы человек прийти и все сразу высказать, извергнуть из себя греховную болезнь, но не получается этого у человека. И вновь и вновь что-то остается недосказанное, невысказанное, и переживает и смущается сердце человеческое. Не просто прочитать те страницы жизни своей, которые уже затерлись, и, может быть, уже совсем забылись события далекие, но желание человека видит Господь и помогает ему вновь вернуться и исправить то, что некогда было написано на страницах книги жизни человека сего. Ибо эти страницы и будут открыты на Страшном суде. И все будет прочитано. Каждый услышит свой роман, который он и написал, или иное произведение, которое он сочинял своей жизнью.

    У нас есть возможность переписать и исправить то, что мы своей жизнью пишем, созидаем, те страницы, который и определяют нашу сегодняшнюю жизнь. Стоит только попросить у Господа, обратиться к Нему, и Господь откроет и даст нам возможность увидеть то, что было недолжного, то, что было сокровенного, то, что было так глубоко, о чем мы сами боялись сказать самим себе. И это возможно Богу! Когда приходит этот свет, тогда человек видит себя до последних глубин. И многим людям сие бывает весьма страшно. И отступают люди от Господа, как некогда говорили: «жестоко слово сие», когда Господа говорил им о тех тайнах и приоткрывал им тот путь, по которому нужно идти человеку.

    Трудно заглянуть в самого себя. Трудно быть судьей самому себе. Легко судить других. Легко выносить приговор о событиях, которые происходят в окружающем нас мире. Но сказать честно самому себе о себе самом у человека не получается. Для сего нужно увидеть себя, а для того, чтобы увидеть себя, нужен свет. Нужно потянуться к Господу, чтобы Он даровал эту возможность, дал Свой свет, в котором мы могли бы увидеть путь жизни своей.

    Обратиться ко Господу человек может только на том пути, который является действием молитвенного устремления ума, сердца человеческого ко Господу. Без молитвы человек не может совершать свой путь. Без молитвы он не может получить от Господа того, чего он бы желал. Мы порой многое говорим, о многом желаем, обращаемся ко Господу, но не знаем, что нам полезно и как правильно сказать и выразить свои желания и устремления, как высказать боль сердца своего ко Господу. Мы должны научиться говорить с Господом. И есть язык святой, который научает нас говорить Господу и правильно понимать самих себя: что происходит в сердце и в душе нашей. Научиться этому языку можно только через молитвенное постоянство в жизни своей. И сколько бы мы ни пытались сказать что-либо Господу своим языком, высказывая сокровенное состояние своего сердца, но не можем описать той немощи и болезни, в которой мы пребываем. Ибо нет у нас тех слов, которыми мы могли бы выразить состояние своей души. И Господь через тех, кто шел по этому пути покаяния и восхождения к Нему, оставил нам богодухновенную Псалтирь. И тот, кто упражняется, читает постоянно Псалтирь, тот понимает и самого себя, понимает и действия Божия по отношению к себе. Он учится говорить с Богом, учится объясняться в тех своих состояниях сердечных, своих скорбях и болезнях пред Лицем Божиим. Учится восходить в этом понимании самого себя пред Лицем Божиим.

    Господь сегодня нам напоминает и говорит о том, что мы должны покаяться. Но покаяться мы сможем только тогда, когда увидим Бога и доверимся полностью Ему, когда будем стоять пред Лицем Божиим. Когда мы приступаем к исповеди, мы грехи свои говорим не священнику, священник является только свидетелем нашей совести. А исповедь идет пред Лицем Божиим. И стоит человек пред Богом, Который видит все его глубины, таинственные и сокровенные, все то, о чем мы действительно боимся признаться самому себе. И в этом свете, который освещает человека в таинстве покаяния, мы должны сказать о себе самих то, что Господь уже увидел и знает о нас, чтобы Он излечил эти болезни души нашей и даровал нам здравие и ту свободу, в которой мы могли бы идти и являть свою любовь по отношению к Нему. Чтобы и для нас открылась эта неизреченная радость присутствия Царствия Божия уже здесь, в нашем сердце.

    И эта радость, которую получает человек, когда он обретает в самом себе это открытие сокровенного, никогда уже не будет утеряна человеком, если он будет внимательным к своей жизни. А утрата ее для человека бывает тяжелейшей потерей. Мы знаем, как скорбели многие, кто вкусили этой сладости, но одно невольное движение, одна мысль пустая, ненужная, мысль осуждения – и тут же уходит свет и радость из сердца и жизни человека. И вновь тьма начинает покрывать человеческое сердце и душу.

    Желаю только одного, чтобы на этом пути восхождения нашего к свету никогда не оставляло нас молитвенное делание, и мы понимали, что без молитвы, особо – церковной молитвы, мы никогда не сможем достичь этой жизни сокровенной в самих себе. Никогда не сможем открыть в сердце своем Царствия Божия. Без храмовой, церковной молитвы ничего не может совершиться в нашей жизни. Все имеет продолжение. Из храма выносим мы благодатный свет и во свете этом ходим уже в нашей земной жизни, храним его.

    Желается только одно, чтобы наш путь покаяния, к которому нас призывает Господь, был обременен той целью, о которой нам говорит Господь: «ищите Царствия Божия»! И «покайтесь, приблизилось Царствие Божие»! То есть покаяние имеет целью Царствие Божие, а не некие высказывания и переживания свои. А для того, чтобы достичь Царствия Божия, требуется труд, подвиг и непрестанная молитва, которую мы должны совершать не только в храме, но и в нашем келейном, домашнем молитвенном правиле.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

21 ИЮЛЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
22 ИЮЛЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
[Далее]