• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице (9.12.2018)

    09/12/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице (9.12.2018)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали в Евангельском чтении, как Господь исцелил женщину, бывшую в субботу на сонмище, на соборе иудейском, которая 18 лет была, как Господь говорит, «связана сатаной», была в недуге и «не могу́щи восклони́тися», то есть не могла приподняться. И Господь разрешает ее от недуга, и все люди, которые видели это событие, «ра́довахуся» и славяща Бога.

    Радость взошла на сердце людей от того события. Оно вселило и в их сердца надежду и радость, совершенно отличные от того, что предлагалось в мире сем. Ибо эта радость, как они чувствовали и понимали, восходит к Самому Богу, к той всемогущей силе, которую являет Христос. Это присутствие благодатной, божественной, милующей силы в этом мире вселяло радость, надежду, упование, утешение в сердца людей. Может быть, они еще многого не понимали, не знали, не могли исповедовать Христа как Бога, но они чувствовали, что является здесь, в этом мире, эта благодатная и милующая божественная сила. От того и радость восходила в сердца их.

    Отец Иоанн Крестьянкин говорит о том, что нет у Бога иного желания, как только миловать и миловать человека. И Господь никогда не отступит от того, кто открывает перед Ним сердце свое и желает получить от Него, просит милости. Нет тех недугов, состояний в этом мире, с которыми Господь не мог бы справиться. Господь всемогущий – являет Свою силу над недугами и телесными, и душевными, помогает всем, кто обращается к Нему. Господь вселяет вновь в сердца людей эту полноту жизни и радость, которая раскрывается в Его действиях в этом мире. И что бы ни происходило в этом мире, в любой ситуации будет то завершение радостное, которое Господь желает для человека и для других людей. Любое начало, которое совершается в этом мире, как бы оно ни казалось для человека неправильным, злым, по человеческим меркам какие-то события могут означать и скорби, ужасы, в которые может ввергнуться как сам человек, так и окружающий его мир, но все закончится радостью, все закончится полнотой жизни. Господь желает только одного: чтобы мы доверяли Ему. Господь ведет нас по пути нашей жизни, и мы должны научиться всецело ввергать себя в любовь Божию. Христос есть любовь. А любовь никогда не причинит зла тому, кто любит. И мы в своих поступках, делах, устремляясь к каким-то, может быть, земным целям, никогда не должны забывать, что во всех наших заботах присутствует Промысел Божий. Порой человеку кажется, что какое-то его начинание не приносит того должного результата, к которому он стремится, но проходит время, проходит множество событий и обстоятельств, и открывается перед человеком понимание, что Господь все управил ко благу.

    И порой препятствием на пути раскрытия полноты и радости в нашей жизни является то, что мы не всегда можем правильно понять и усвоить те слова, которые говорит нам Господь, с которыми Он обращается к нашему сердцу. И всегда были люди, которые пережили особое явление силы Божий, которые свидетельствовали о действии Промысла Божия в этом мире – их часто именовали и продолжают именовать старцами. И сохранился такой эпизод из жизни архимандрита Кирилла. Один из священников долго терпел укоризны и обиды, и когда он уже пришел в отчаяние и смущение и не знал, что ему делать, то поехал к о. Кириллу. Исповедовал ему свое состояние сердечное. И услышал от батюшки всего три слова: «А ты смиряйся!». И вышел он от него радостным, что-то разрешилось, открылось совершенно иное в его жизни. Почему? Да потому, что услышанные им от старца слова воспринялись им не как поучение, которые мы часто очень много слышим и друг от друга, и читаем в умных книгах. Он услышал те слова, которые и много раз слышал, и перечитывал их где-то. Но услышал слова, сказанные ему со властью духовной. И он понял, что это не поучение, а дверь, которая открылась перед ним в жизнь, исполненную радости, света, к полноте всех сил духовных человеческих, когда человек исполняется удивительной и таинственной радости.

    Но эта история имела и продолжение. Священник этот поделился с одни своим прихожанином этой историей, как он получил возможность войти в иную жизнь – жизнь радостную. Ведь Сам Господь говорит нам, что Он есть дверь, через которую мы входим и обретаем полноту жизни в радости о Господе. Прихожанин оказался уже в своей житейской ситуации, когда жена настаивала на своем решении по своему внутреннему устроению, и он понимал, что она не может увидеть и принять иного решения. Ему хотелось настаивать и утверждать свое видение и понимание ситуации. Но вспомнились ему слова о. Кирилла, переданные ему батюшкой, и сердце его отозвалось так же на эти слова «А ты смиряйся!». И он сказал жене своей: «Дорогая, пусть будет так, как желаешь ты!» И благодать Божия осияла их. Милость Божия явилась в их дома, ибо появилась радость в их сердцах.

    Мы должны всегда помнить, что то, что мы слышим в Святом Писании, в Евангелии – это не поучения. Это та дверь, которая реально открывается перед нами в жизнь иную. И мы должны туда шагнуть. Мы не можем оставаться на пороге. Тот, кто понимает, но остается на пороге, не имеет возможности вкусить этой сладости жизни, когда человек себя полностью доверяет любящему Христу. Полюби Господа! Отдай Ему свое сердце! Доверься Ему! Господь любит тебя более, нежели ты сам любишь себя. Он многое знает о тебе гораздо более, чем ты знаешь о себе. Доверься Ему! И вот сделать этот шаг порой бывает человеку точно так же трудно, как исполнить слова, сказанные о. Кириллом: «А ты смиряйся!».

     Все нашему рассудку понятно, но противится он этим словам, восстает против них и не обретает он этой радости в жизни. Пытается размышлять, выстраивать что-то: вот, в другой раз и можно было бы смириться, а сейчас не та ситуация… Итак, дверь открыта, но человек остается на пороге и не входит в полноту жизни духовной. Все воспринимает не как сказанное для исполнения в жизни своей, а как сказанное для разного рода рассуждений, вопросов, которые человек без конца может задавать: а что такое «смириться», а где мера? И в итоге так ничего и не происходит в жизни у человека.

    Господь ждет от нас только одного: чтобы мы сделали шаг к Нему навстречу. Ничем не смущаясь, ни о чем не печалуясь, ибо любой конец истории земной будет радостным со Христом. Господь разрешит любые жизненные ситуации так, что они будут ко благу всем. Нам не ведомо сие. Мы можем только доверять Богу. И Господь сегодня в Евангельском чтении через исцеление женщины и нам с вами дает тот ключ к радости, к той двери, которая открывается перед нами, чтобы мы могли войти и сполна преодолеть свои и страхования, и печалования, и смущения в жизни сей.

    Также в Евангелии мы видим противление этой жизни, когда старейшина говорит, что «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний». Человек противится явлению сил Божиих. Человек восстает, не понимая сам того, против Самого Бога. Отец Серафим Барадель – один и сподвижников старца Софрония Сахарова – говорил о том, что фарисеи потому распяли Христа, что не имели ни капли милости в сердце своем. Они имели в сердце огромную, тяжелую, всесокрушающую БУКВУ, которая изгоняла милость и не позволяла ей являться в жизни сей. Они не видели той боли, скорби, не имели сострадания в сердце своем по отношению к другому человеку. Буква, формальность закрывала от них саму жизнь и довела их до того страшного состояния, когда они стали Богоубийцами, подняли свою руку на Самого Бога.

    Так и человек, который пытается оправдывать себя, пытается как-то иначе выстроить свой порядок в жизни, но не исполнять «А ты смиряйся», пытается по каким-то формальным признакам определить иначе ту или иную ситуацию, он точно так же противится Богу, он сопротивляется, восстает на Самого Бога и не желает исполнять волю Его. И действительно, что бы ни происходило в нашей жизни – все Господь нам дает для того, чтобы мы смирились. А без смирения невозможно спасение человека.

    Смирение – это то начало, которое полагается в нашей духовной жизни. И какие бы человек ни имел достоинства, но если он не имеет смирения, то обесценивается сразу весь духовный труд человека. Но это очень трудно, как знает каждый из нас. Для человека, который живет по букве рассудка своего, очень трудно смирить самого себя, если привык владеть другими людьми, подчинять их своей воле, заставлять делать то, что ты считаешь нужным. Но здесь любви нет, если он - человек буквы, который представляет, как все должно быть.

    Бог есть СЛОВО. Есть люди СЛОВА, которые слышат то, что говорит им Господь. Слушаются этого Слова. А есть люди БУКВЫ, которые все время противятся и не понимают, что им нужно делать, восстают на Бога. Дух животворит там, где открывается сердце человеческое навстречу Богу.  Но появились нынешние люди – ЦИФРЫ. Это совсем иное состояние: виртуальных переживаний, увлечения человека в какие-то иные пространства, где уже нет скорби, сострадания и боли. Где выковывается жестокость сердца человеческого. Там уже совсем нет ничего человеческого.

    Посему и мне желается только одного: чтобы те слова, с которыми к нам обращается Господь, мы воспринимали не как какие-то внешние поучения. Это действительно дверь, которая открывается для нас. Дверь в жизнь радостную, жизнь светлую, исполненную любви, милости и по отношению к нам, и по отношению ко всем людям, которые нас окружают. Господь любит всех. Никого не осуждает, каким бы грешником человек ни был. Готов принять любого. Но только ты сам сделай шаг навстречу Богу. Смирись! Смири свою гордыню, и ты увидишь, как удивительно, таинственно и радостно жить со Христом.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

20 ЯНВАРЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-ый час.
21 ЯНВАРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-ый час.
[Далее]