• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице (25.11.2018)

    25/11/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице (25.11.2018)

    Лк, 10, 25-37

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, мы с вами, братия и сестры, слышали вопрос, который задает Господу законник некий, искушая Его: «И кто есть ближний мой?», - когда Господь указывает ему на то, что на этом пути служения твоему ближнему найдешь и спасение твое. Вопрос, который задается этим человеком, оказывается столь сложным, что порой человеку трудно ответить ясно для самого себя на него, когда это касается другого человека: ближний ли он мой, или я могу поступать с ним так, как считаю нужным? В зависимости от ответа на этот вопрос выстраиваются и взаимоотношения людей, их поступки - не только в лице самого человека по отношению к другому человеку, но и в отношении целых сообществ людей по отношению к другим людям.

    Самый простой ответ на этот вопрос, который бы облегчал человеку принятие решений, человеку плотскому и человеку душевному, что другой, который нуждается во мне и в моей помощи - он не такой, как я. Посему и поступать по отношению к нему я могу так, как считаю нужным. Можно дойти до пределов, когда мы можем услышать, что другой – это не человек. Человек – это только определение по отношению ко мне, а другой – это никто, с которым можно поступать так, как я считаю нужным.

    Человечество уже не раз проходило в своей истории этот поиск ответа на вопрос: кто есть ближний мой? Господь указывает на ошибку в этом рассуждении и говорит о том, что ответ на этот вопрос ты найдешь в самом себе. Не смотри на то, как ты должен поступить по отношению к другому человеку, а попробуй посмотреть, кто является для тебя ближним, когда ты оказываешься в каких-то трудных обстоятельствах и имеешь нужду в помощи другого человека. Ближним ты именуешь любого человека, кто готов прийти к тебе на помощь, кто готов оказать тебе содействие и поддержку. И Господь говорит: и ты иди, поступай такожде, и тогда ты станешь ближним для многих других людей. Не надо искать и размышлять своим умом и пытаться облегчить себе возможность того, чтобы находить по отношению к другим людям простые для себя решения: «Я не должен ничего!» Как мы слышали некогда: если скажешь отцу или матери твоей, что дар, который ты принес – Богу, то ты не должен ничего им.

    И Господь обличает такое устроение сердец и указывает на причину. Какова же причина? Что не позволяет людям видеть другого человека? Это – выгода, которую ищет плотской и душевный человек в другом человеке, в тех или иных обстоятельствах, которые могут его обременять, которые могут приносить ему трудности, досаждать ему. Мы видели, как шел священник по дороге и увидел этого израненного человека – и прошел мимо. Он наверно вынес в сердце своем какое-то суждение и дал оценку тому, что он видит – по отношению к другому человеку. Нашел такое решение в сердце своем, которое позволило ему не обременять самого себя, а спокойно продолжить свой путь. «Я тороплюсь. Мне некогда. Может быть, кто-то другой поможет ему. А, может быть, он просто выпил, упал, разбился и лежит здесь? Это меня не касается», - и он продолжил свой путь. Точно так же и левит, оказавшись на месте том, тоже вынес суждение об этом человеке – вынес такое суждение, которое позволило ему спокойно продолжить свой путь, никаким образом не задело его сердце и не принесло обременение ему, что он по совести должен поступить иначе. Они нашли свои решения, чтобы успокоить свою собственную совесть. И вот эта способность вынесения оценки, или, как мы понимаем и говорим, вынесение осуждения другому человеку, есть некая выгода для человека душевного и плотского, когда он может понимать, что уже не должен совершать по своим суждениям, по той оценке, которую он вынес, своих поступков по отношению к другому человеку, которые должен совершить по совести своей.

    Эта система оценок живет и помогает человеку в этом мире, но она становится для человека ловушкой, в которой он оказывается. Кажется, как так возможно: не выносить оценок, не принимать решений? И для человека этот навык вынесения оценок и суждения по отношению к другим людям становится той ловушкой, тем падением, в котором оказывается человек в своей духовной жизни. Потому что это принадлежит человеку плотскому и человеку душевному. Здесь и соблазняемый, и соблазняющий – каждый ищет свою выгоду. И находит ее, соглашается на грех, потому что каждый видит это по-своему, в своих интересах и совершает те поступки, которые, как ему кажется, приносят ему некоторое облегчение и утешение по его состоянию, по его сердечному устроению.

    Господь напоминает нам сегодня и говорит, что надо подумать, прежде чем вынести свое решение. Святые отцы говорят, что для человека, навыкшего в добродетелях, нет этих суждений и оценок по отношению к другому человеку. Он любит другого человека как образ и подобие Божие. Принимает его таким, каков он есть. Не соглашается с его поступками, с его грехами, но не осуждает самого человека. И здесь от нас сегодня Господь ждет, что мы будем учиться жить по слову Его, по той заповеди, которую Он нам говорит и полагает в нашем жизненном пути. Ждет, что мы будем исполнять Его заповеди. А заповедь Его: «Да любите друг друга», «По тому узнают, что вы Мои ученики, что имеете любовь между собой».

    Любовь очень трудна для человека плотского и душевного, потому что он все время сталкивается с проблемами, которые приходится ему решать, защищать свое какое-то пространство, чтобы не лишиться того комфорта во внутреннем устроении, который столь приятен сердцу его. Любовь – это подвиг. Любовь – это жертва. Мы знаем это из Священного Писания, об этом не раз говорит нам Господь. И сегодня Господь так же напоминает: прими и ты подвиг послушания в не вынесении суда о другом человеке. Оставь все до времени. Придет время – и будут вынесены оценки самим Господом тому, как жил человек, и что он сотворил. Он будет отвечать перед Богом, но не перед тобой. Ты же будешь отвечать перед Богом за то, как ты поступал по отношению к другому человеку. Если ты считал, что он не достоин твоего внимания, твоего уважения, твоего почтения, относился к нему, как к человеку грешному, человеку порочному, которому милостыню-то нельзя подать, потому что от него вином пахнет или еще что-то подумал, - то ты уже осудил, вынес приговор. Святые говорят, что когда видишь человека на коне, просящего милостыню, подай ему и не смущай свое сердце, не выноси приговор в сердце твоем.

    И мне хотелось сегодня пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что мы, приходя в храм, учимся жить жизнью иной. Не жизнью плотской, не жизнью душевной, а учимся жить жизнью духовной. И в жизни духовной мы должны относиться к другому человеку, как к образу и подобию Божию. Все остальное нас не касается. Это уже те границы, за которыми мы не можем рассуждать и размышлять, почему тот или иной человек поступает так или иначе, почему такие обстоятельства возникают.

    Сколько бывает даже в физическом определении состояния другого человека ошибок! Бывает, у человека  инсульт или что-то подобное, когда человек выглядит как пьяный. Люди могут пройти и сказать: вот, человек напился, и я ему не буду помогать. А оказывается, для него в этот момент твоя протянутая рука была бы той помощью, которая могла дать ему возможность преодолеть болезнь, ты мог бы поддержать его и вовремя вызвать врача.

    Это мы знаем как то, что происходит в нашем земном мире. Но более это еще касается мира духовного: сколько ошибок в наших оценочных суждениях, которые мы выносим по отношению к другим людям! «Не судите, да не судимы будите!» - говорит нам Господь. И указывает на то, сколь великое дело совершает человек, который умеет по сердцу своему, по любви видеть только то, что он должен сделать, как может помочь по отношению к другому человеку. Не выносит этих своих суждений, рассуждений, мнений. Не обременяет другого человека своими какими-то оценками его поведения. И уж, тем более, мы должны быть очень осторожными, чтобы не воспитать и детей наших на этой страшной педагогике вынесения оценок по отношению к другому человеку. «Я сделал быстрее! Я – лучший! Я – первый!» - это все поощряется в страшной человеческой педагогике. И потом это обращается в навык осуждения и рассмотрения других людей по отношению к самому себе.

    Ты посмотри на себя по отношению к Богу, а не на других людей по отношению к тебе. И тогда твоя оценка будет верной.

    Посему этого хочу пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас!

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!





    все праздники

Расписание богослужений

20 ЯНВАРЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-ый час.
21 ЯНВАРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-ый час.
[Далее]