• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице (16.09.2018)

    16/09/2018
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице (16.09.2018)

    Мф., 105 зач., XXV, 14–30
    Ин., 36 зач., X, 9–16

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в Евангелии мы слышали всем хорошо известную притчу о талантах. В двух местах встречается эта притча: в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки. Но в Евангелии от Луки немного по-другому она звучит. Там Господь призвал десять рабов Своих и каждому из них дал по одному мнасу. Таланты и мнасы – это денежные единицы в древности.

    О ком здесь идет речь? Когда речь идет о рабах, в данном конкретном случае, то говорится о людях, верных Господу, то есть о нас, христианах. Не говорится о людях неверующих. Откуда мы это можем заключать? В Евангелии от Луки есть еще такой момент: помимо рабов есть еще жители страны, которые не любили Господа и не хотели, чтобы Он был над ними господином и послали к Нему вестников, чтобы сказать, что мы не хотим, чтобы Ты был над нами господином. Вот это люди, не верующие во Христа. А рабы Божии, которые получили мнасы и таланты – это люди, верующие во Христа, христиане.

    Что такое талант? Много это или мало? Талант в древности – это мера серебра, по разным сведениям это 16 кг серебра или 40 кг серебра. Если на наши деньги переводить, то это получается в районе миллиона - один талант. То есть один раб получил 5 миллионов, другой 2 миллиона, а последний – один миллион. То есть достаточно большую денежную сумму. А мнас, о котором говорится в Евангелии от Луки, это гораздо меньшая денежная единица, но все получили поровну.

     О чем здесь говорится? Таланты – это духовные дарования, которые человек получает от Бога. Все мы получаем не равные духовные дарования. Если преподобный Сергий, который из чрева матернего давал знамения и чудеса, по средам и пятницам не вкушал материнского молока, то вот он получил пять талантов. Но каждому Господь дает против силы его. Не случайно распределение: Господь знает, какую волю мы будем иметь, Господь знает, какие дела мы будем в жизни совершать, и каждому по этой силе Он дает этих духовных дарований. Но посмотрите сколько Он требует чтобы рабы вернули! Тот, кто получил пять, должен был эти пять вернуть и приумножить: помимо этих пяти он должен был заработать еще пять.

    А с мнасами там другая ситуация: один раб вернул Господу десять мнас, то есть на один свой мнас он приобрел еще десять, в десять раз умножил достояние господина. Другой – в пять, а третий закопал имение господина в земле в тряпице. Под мнасами должно понимать те дарования, которые каждый из нас с вами имеет. В русском языке принято это называть талантами.

    Какие у нас могут быть таланты? Самые разнообразные. Мы получаем, например, талант рождения – с детства. То, что мы на этом свете существуем – это тоже талант, потому что есть еще люди, которые не родились, а есть, может быть, которые и не родятся. Талант здоровья у нас с вами есть. По крайней мере, руки-ноги, глаза, уши, язык – эти вещи даны нам не просто как данность, эти вещи нам даны, чтобы Богу отплатить, чтобы Богу их вернуть и как-то преумножить. Вот, даны тебе руки. Как понимать, что их надо «преумножить»? Вот, как ты потрудился своими руками – так Богу отплатишь за то, что у тебя есть руки. Дальше мы идем по жизни нашей и получаем талант образования - сперва школьного. И должны на школьном уровне познать заповеди Божии, познать истины Божии на школьном уровне. Тот человек, который получает высшее образование – получает еще больший талант и еще больше должен Господу отдать, то есть он уже не имеет права на школьном уровне знать Священное Писание, не имеет права святых отцов читать на школьном уровне. Он должен подходить с позиций высшего образования, как вы подходите к своей профессии, те, кто это образование имеет. С вас на работе не требуют школьных знаний: азбуки и таблицы умножения. С нас требует совершенно других вещей: кто бухгалтер, должен знать дебит-кредит, кто врач – с него какие-то специальные знания требуются. То есть каждый на своем уровне получил эти мирские таланты и должен Господу их вернуть.

    Но талант – это не только какие-то подарки, это и обязанности. Все, что в нашей жизни нас окружает – это талант. Например, семья - громадный талант нам от Бога. И вопрос, это талант мы вернем Богу или не вернем? Для кого будет эта семья существовать? Заметьте, тот раб, который скрыл серебро господина, он закопал его в землю. Что значит «закопал в землю»? Это значит, то служение, которое он должен был посвятить Богу, он посвятил земными вещами. Или святые отцы толкуют так: он занялся собой, потому что, если человек сделан из земли, то в себя это талант закопал. Вот так и с талантом семьи: мы можем целиком себе его посвятить. Кто-то рожает детей. Даже в православной среде появились такие мнения, что нужно ограничивать рождение детей, что мы в праве этот процесс сами контролировать, как нам хочется. Родят одного ребенка и живут для себя, не пытаясь исполнить заповедь Божию: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю. Но люди не хотят даже этого самого элементарного делать и живут чисто для себя. Зачем тебе ребенок? - Чтобы быть как все. Зачем тебе муж? Зачем тебе жена? – Потому что так принято. Чтобы мне было комфортно, чтобы мне было удобно, чтобы было с кем встретить старость. А если жена или муж не нравится, то хочет развестись: «потому что я ее разлюбил!» Что значит «разлюбил»? Чувства могут пройти. И это хорошо, что чувства проходят. Проходят чувства, но не проходит любовь, потому что любовь, как на прошлой проповеди мы с вами говорили, любовь – это не чувства, любовь устремление воли, устремление к труду, это конкретный труд, который человек делает для того, чтобы любить того, кого он любит – Бога или человека. То есть любовь не может пройти сама по себе. Человек может перестать любить, потому что он не хочет любить. А любовь пройти никогда не может. Поэтому мы с вами должны трудиться над тем талантом семьи, который нам Господь даровал, у кого он есть.

    Потом талантом может быть даже болезнь. Многие святые страдали различными недугами и, преодолевая эти недуги, доходили до громадных духовных результатов. Преподобный Амвросий Оптинский, который всего одну Литургии в своей жизни служил, лежачим был. Блаженная Матрона Московская, которая была слепая. Преподобный Серафим Саровский, который после избиения был согбенным старцем, немощи преодолевал большие телесные. Но эта болезнь может послужить нам и в осуждение, когда мы не несем ее безропотно, когда мы ленимся что-то делать. Ленимся прийти в храм, ленимся помогать нашим ближним, ленимся молиться, прежде всего. Потому что молитва доступна каждому человеку. Посмотрите на современных людей. Вот есть такой серб Ник Вуйчич, хоть он и не православный, но он достиг громадных результатов. Это человек без рук, без ног, но он помогает миллионам людей по всему миру своими проповедями, он воодушевляет их на жизнь. Человек без рук, без ног, а он воодушевляет людей здоровых, что есть ради чего жить, что жить на этой Земле можно - не просто существовать. И какая бы ситуация тебя не окружала, какие бы беды с тобой не случились – можно жить, можно исполнять волю Божию, исполнять заповеди Божии. Это вовсе не препятствие для того, чтобы жить с Богом, для того, чтобы Бога любить.

    Наконец, заключение может быть громадным талантом от Бога. Многие святые свидетельствуют, что так хорошо, как в лагере, такого богообщения, как в ужасных советских лагерях, больше не было нигде. Только в тюрьме они смогли это получить. Наши литераторы известные: Солженицын, Достоевский, который, побывав на каторге, многое для себя осознал и создал такие замечательные произведения. Если бы он не попал на каторгу, он бы никогда не дошел до понимания страданий русского народа, до искренней веры в Бога. То есть талантом может быть абсолютно все, что нас окружает.

    Но что делают ленивые рабы? Сказано, что раб был «лукавый и ленивый». Мы с вами, может быть, не получили больших талантов от Бога, не получили каких-то громадных дарований, непрестанной молитвы, еще каких-то духовных дарований. Но у нас с вами есть этот «один талант». Получили благодать святого крещения – это тоже талант. Получили благодать Евхаристии – Причастия Тела и Крови Господней – это тоже талант, который можно посвятить Богу. Получили дар, возможности хождения в храм Божий – и это тоже талант. Можно вот этот талант – хождение в храм Божий  - просто «зарыть в землю», то есть делать это по земному. «Хожу в храм, потому что мне это положено, потому что мне это нужно». Мы не спрашиваем, чем мы можем послужить в храме, мы приходим в храм, чтобы что-то получить. Получить какой-то духовный талант. И все мы с вами становимся такими потребителями. А ведь ты - раб Божий, который трудится. Раб – это человек, который находится постоянно в труде. Раб – этот тот человек, который не думает о себе, не думает о том, что ему приобрести, сколько ему заработать – сколько ему в храм ходить, чтобы у него было хорошее душевное настроение. Мы не за этим ходим в храм Божий. Мы ходим в храм, чтобы Богу послужить и чтобы сподобиться Царствия Небесного не как дара Божия, а как места, где находится наш любимый Господин. Мы всю жизнь Ему работали, так и в следующей жизни мы хотим быть с Ним, Ему работать. Ангелы что делают? Они там просто блаженствуют, отдыхают и бездельничают, на диване лежат? Нет! Они там молятся. Непрестанной молитвой они взывают: Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф! То есть они там трудятся тоже, но это труд не трудный, он для них радостный. И мы из одних трудов должны перейти в эти другие, радостные.

    А мы эти таланты, которые нас окружают, зарываем в землю, то есть по земному начинаем на все смотреть, как потребители: что мне нужно в храм прийти, потому что у меня в душе клокочет, страсти меня мучают, и мне надо как-то успокоится, надо, чтобы мне получше здесь как-то жилось. Опаздываем в храм на богослужение. Почему? Потому что отношение у нас потребительское. В магазин мы можем прийти, когда хотим. И к храму относимся так же, как к магазину: можем прийти, когда нам удобно. «Во сколько я утром встал – во столько и приду». А не потому что богослужение начинается. Мы не думаем о том, что мы приходим в храм, чтобы служить Богу, совершать Евхаристию – совершать благодарение. Благодарение совершают не только ангелы Божии, не только Христос, Который приносит Себя в жертву, не только священник, который стоит у Престола Божия и трудится, а мы все здесь присутствующие совершаем благодарение Божие. Мы в храм приходим потрудиться, совершать благодарение – это активное действие сердца человеческого. Это не просто стоять и слушать – это активное действие – молитва, проливание слез. Если слез у нас нет, то не надо их изображать, по крайней мере, сердцем помолиться друг за друга, за всю Церковь Божию, которая постоянно нуждается в молитве. Посмотрите, какие нестроения творятся в этом мире, когда нашу Церковь пытаются со всех сторон притеснить. Константинопольский патриарх какие смуты вносит! Помолиться за нашу страну, в конце концов, за наших правителей – о чем мы молимся за Литургией. За тех, кто трудится на почве управления страной. За всех нужно молиться: за врачей, за милиционеров… Всем нужна наша молитва! Если мы, христиане, не будем молиться, то кто будет молиться, кто будет солью Земли?

    Раб этот был «лукавый». Что значит «лукавый»? От слова «лук» - от слова «загибаться». Господь говорит нам, что нужно прямо идти, прямо к Богу обращаться, а мы все время пытаемся «загибаться», огибать заповеди Божии. Господь дает нам заповедь о милосердии, а мы пытаемся ее обогнуть. Говорит: помоги, напои, накорми! Не просто накорми человека, не просто встреть человека, который рядом находится. Задача не накормить всех, негров Земли, например. А задача: накормить Христа. Задача: напоить Христа. Задача: доброе слово сказать Христу. Потому что в Евангелии говорится: все, что мы делаем доброго людям, мы делаем Христу. Не надо в том сомневаться! Любое доброе слово, любой добрый поступок! Чаша воды даже не потеряется, которую мы дадим человеку, если мы понимаем, что перед нами стоит Христос. А перед нами всегда стоит Христос, где бы мы ни находились: в магазин бы зашли, в храм Божий зашли, на свою работу пошли – все, кто вас окружают, это Христос. Начальник, подчиненный, учитель в школе, в университете преподаватель или студент – это Христос. И как мы к Нему отнесемся, как мы проявим к Нему любовь, так нас и будет судить. Это талант! Даже общение с людьми – это тоже талант. Как мы это реализуем в этой жизни – так и будут нас судить. Ты преумножил, или ты в землю закопал – жил чисто по земному. «Ты мне – я тебе», - европейские такие стандарты поведения. Когда родителей пытаются сбагрить в дом престарелых, например. Мне даже православные люди говорили: смотрите, батюшка, как замечательно это в Европе устроено. Старики живут в замечательных домах престарелых, где они занимаются своими делами – и это прекрасный образец поведения…А что же здесь прекрасного? Слава Богу, что нас Господь смиряет и дал такую замечательную страну, что нас и пенсии лишают! А почему Господь это попускает? Потому что у нас оскудение любви. Откуда появилась пенсия? До XX века никакой пенсии никогда не было. Всегда содержали стариков дети: сколько ты нарожал детей, столько есть у тебя кормильцев. А если ты жил для себя, то никто тебя содержать не будет. Почему тебя кто-то обязан содержать? Почему у нас подняли пенсионный возраст? Потому что у нас оскудение любви. Потому что мы не любили, не нарожали детей в свое время и сейчас некому работать, чтобы эту пенсию обеспечить.

    А Господин приходит не сразу, чтобы спросить. То есть всем дана свобода… В Евангелии сказано «по многом времени» приходит господин. Нам дается в этой жизни полная свобода. Живем, пользуемся теми благами, теми талантами, которые нам даны. Как один батюшка сказал: жизнь – это большой супермаркет: бери все, что хочешь, расплата на выходе! Хочешь веселиться, для себя время проводить, хочешь зарабатывать деньги – пожалуйста! Но тебя спросят в свое время. Так думал третий раб, лукавый и ленивый. Он говорит господину: ты – жестокий, ты собираешь там, где не положил, и жнешь, где не сеял. Мы с вами тоже так начинаем говорить: почему я должен потрудиться в храме? Это знают те, кто пытался что-то организовать в храме… Так и Господу потом будем говорить: я жил для себя, у меня свои проблемы были, задачи, дети, стройки, ремонты наши бесконечные. Постоянно наши земные интересы! Либо в материальном мире, либо внутри нас. А у нас задача совершенно другая – задача стяжать Царствие Небесное! И в храм мы ходим, чтобы стяжать Царствие Небесное, чтобы свои таланты преумножить и отдать Господу. О том, что задача наша - в общении с Господом, мы постоянно забываем. Молитву не преумножаем. Как молитва идет, как волочится, и мы не желаем этого преумножить, не желаем укрепиться в этом и Богу ее принести.

    Какой вывод можем из всего этого сделать? Наша задача: просыпаться каждый день и оборачиваться к Господу. Каждый день не просто прочитать в метро молитвы утренние и побежать делать свои дела. А говорить Господу: как я для Тебя потружусь? Как я Тебе послужу? Вот Ты мне сегодня кого пошлешь? Не надо думать о будущем: вот, мы состаримся, у нас будет сугубое молитвенное настроение, целый день мы будем молиться и каждый день ходить в храм. Не надо себя обманывать! Если мы, находясь в возрасте, когда у нас есть силы физические, не ходим каждый день в храм, то когда у нас будут старческие немощи, будут болеть ноги, колени отваливаться, то в храм мы тоже не будем ходить. Не надо себя обманывать! Вот то, что ты из себя сейчас представляешь, таким тебя Господь и заберет. Господь говорит: в чем застану, в том и сужу! Никто не знает, в каком состоянии нас застанет смертный час, в какой момент. Поэтому жить надо не в материальных этих ценностях, не в этой бесконечной суете этого мира, а стараться каждый день, каждую секундочку каждого человека, который к нам попадает….Не надо в интернете бесконечно сидеть, вычитывать новости о том, у кого какая проблема, за кого нужно помолиться. Есть среди нас те, кому нужно помочь, за кого помолиться. Нужно глаза открыть и друг другу помочь. Старики, родители, дети…Нам надо возвращать элементарные взаимоотношения внутри семьи, с нашими родителями, с нашими близкими, которые нас окружают, и с нашим храмом, и с нашим Богом. И всё! Ничего сверхъестественного от нас не требуется. Господь говорит: в малом был верен…

    Все нам Господь дал. Таланты нам Господь дает. Это не наше. Не наше здоровье, не наши руки-ноги, не наша молитва, не наше Евангелие. Нам все это дано Богом. Дано, чтобы мы Ему отдали. И да поможет нам Господь молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых те таланты, которые нам даны, во-первых увидеть! Каждый пусть посмотрит в свое сердце: какие таланты у него, какие мнасы у него насобирались на жизненном пути. И мнасы, и таланты преумножить и принести Богу!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

21 ОКТЯБРЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
22 ОКТЯБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
17:00 Всенощное бдение
[Далее]