• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением (23.09.2018)

    23/09/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением (23.09.2018)

    Ин., 9 зач., III, 13–17

    Мф., 62 зач., XV, 21–28 (о хананеянке)


    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, в Неделю пред Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, мы с вами слышали два Евангельских чтения. Мы слышали, как Господь, обращаясь к ученикам Своим и тем, кто близь Него, говорит о том, что так Бог возлюбил мир, что послал Сына Своего в этот мир, чтобы Им спасся любой и каждый желающий и стремящийся к Богу человек.

    И вот в другом Евангелии мы сегодня слышим слова, обращенные Спасителем к женщине-хананеянке, которая пришла выплакать у ног Его скорбь свою, ибо дочь ее «зле беснуется», чтобы, может быть, Он даровал здравие дочери ее. И когда она обращается к Нему: «помози мне, ибо дщи моя злѣ́ бѣсну́ется», то слышит от Господа слова: «нѣ́сть добро́ отъя́ти хлѣ́ба ча́домъ и поврещи́ псо́мъ».

    И какое сердце не содрогнулось бы от этих слов? Если бы себя мы представили на месте сем, то какие бы чувства родились в нашем сердце? Как бы мы ответили на эти слова такого уничижения, обращенные к нам? Сколько неприятия, обиды, раздражения могло бы родиться в сердце! А как же «так Бог возлюбил мир, что Сына Своего послал, не судить мир, но да спасется Им мир»? Кажется, где же здесь та любовь, о которой только что нам возвещал Сам Господь? Но Господь желает только одного, как мы слышали сегодня в Апостоле: чтобы мы помнили о том, что мы есть храмы Божии. И Сам Господь вселяется в это  храм Господень, в нас, и живет там. Но от нас зависит, чтобы мы уготовили храмину души своей не для суеты, не для мира сего с его какими-то соблазнами, а для Самого Бога. И сколько порой бывает в нас ненужного, недолжного, не соответствующего тому высокому призванию, к которому Господь нас всех зовет. И Господь не оставляет нас на этом пути без понимания того, что же мы должны еще совершить. Как некогда еще юноша спрашивал у Господа: «что я еще не докончал?» – порой вот этот вопрос, так или иначе, рождается в душе и сердце человеческом. И Господь нам отвечает, как ответил Он этой женщине, и услышал от нее удивительный ответ на все времена, заставляющий задуматься каждого человека: «и пси́ ядя́тъ от крупи́цъ па́дающихъ от трапе́зы господе́й свои́хъ». Она явила величайшее смирение и была за это особым образом отмечена на все века: «о, же́но, ве́лiя вѣ́ра твоя́». Эти слова Господа читаются с первых времен христианства, помнятся и передаются уже в тысячелетиях в поколениях христиан, в назидание и понимание того, что, прежде всего, требуется уготовать душу свою так, чтобы она была способна Господу ответить таким образом, свидетельствуя о том, сколь великое терпение и смирение пребывает в душе и сердце человека.

    Господь не желает нас оставить в неведении о нас для себя самих, чтобы мы понимали, каковы же мы есть на самом деле, что представляем из себя пред Лицем Божиим, не пред людьми, где мы можем облекаться в какие-то личины. Господь посылает нам с вами те или иные обстоятельства, те или иные слова, обращенные от других людей к нам. Тут мы можем многое понять, узнать о себе самих: что же рождается в нашем сердце? Буря ли поднимается, обида ли, неприязни? Или мы спокойно принимаем все из руки Божией? Преклоняем сердце пред любовью Божественной, которая желает излечить нас от тайных недугов нашей души.

    Порой мы сами даже не догадываемся о том, что живет и пребывает в глубинах нашей души. Но Господь дает нам такие возможности через обстоятельства и через других людей заглянуть в самих себя, понять, где есть еще это неустройство, чего мы еще не докончали, чтобы душу уготовать в храм Господень, чтобы туда мог прийти воцариться Сам Господь. Не страсти, не какие-то наши хотения, желания-пожелания, но Сам Господь пришел бы и освятил нашу язву, чтобы свет неизреченный облистал бы нашу душу и открыл бы нам тот мир, в котором так желает пребывать наша душа. Мир покоя, мир тишины, мир радости и сладости неизреченной. И только ради этого Господь дарует нам те или иные обстоятельства, когда мы должны проявить самих себя. По отношению к другому человеку, по отношению к тем или иным жизненным обстоятельствам: либо принять либо отторгнуть от себя это горькое лекарство. Удержать язык свой: «Положи, Господи, хранение устам моим и дверь в ограждение уст моих», - просим мы вместе с пророком Давидом. Но так ли это бывает? Не простирается ли наш язык и ум за те пределы, которыми Господь желает нас оградить? Делай дело свое честно и по совести перед Богом и не обращай внимания на то, что происходит вокруг, что смущает. Ты будешь отвечать за свои слова, поступки и дела. Точно так же и другой будет отвечать за свои слова, поступки и дела. Ты отвечай за самого себя, старайся исполнить должное пред Лицем Божиим. Старайся исправить душу и сердце свое, чтобы оно стало домом Божиим. И тогда действительно полнота и радость этой таинственной жизни, перетекающей из нашей общей богослужебной жизни, будет приходить в эту храмину души, будет храниться в ней как сокровище не растерзаемо. Если же не уготован сосуд души нашей, имеет страстные трещины, неприязни, обиды, стремления осуждать других людей, простирать язык свой на те события, о которых мы порой понятия и представления не имеем, то вытекает через эти трещины и уходит благодать Божия, которую мы с большим трудом собираем через свои небольшие труды и подвиги, через молитвенное делание.

    Посему Господь желает только одного: чтобы мы привели в порядок дом души своей, чтобы он стал храминой для Господа. И открывает нам эти язвы наши, открывает неустройства, чтобы мы могли их исправить, залечить, чтобы благодать Божия не оставляла нас, не оставался дом души вновь пустым и не было бы это для человека еще горше, нежели было ранее, когда он стремился привести в порядок дом свой, но не внес туда лампадку благодатной жизни. Не зажег этот свет благодатной жизни в душе своей. И тогда, как мы знаем из Евангелия, бывает для человека горше, когда он изгнал беса одного, привел в порядок дом свой, а потом приходит бес и видит в порядке дом, и берет с собой еще семь злейших бесов, и вселяются они в человека.

    Мы должны удержать благодать Божию в этой храмине души своей, не растерять ее, чтобы не пришли еще семь худших бесов и не ввергли нас в еще большее бедствие. Посему Господь не оставляет нас, помогает нам и постоянно дает те или иные обстоятельства, которые позволяют нам обрести эти здравие и полноту, цельность души своей.

    Посему желается только одно: чтобы не смущалось сердце наше никакими обстоятельствами, переживаниями, обидами. Но помнили мы, что это все дает нам Господь, чтобы мы стали здравыми, целыми, чтобы мы смогли удержать в сердце и душе своей благословение Божие, благодать Божию, которая только и позволит нам преодолеть соблазны мира сего.

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

14 ДЕКАБРЬ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-ый час.
15 ДЕКАБРЬ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение
[Далее]