• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице (09.09.2018)

    09/09/2018
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице (09.09.2018)

    Мф., 92 зач., XXII, 35–46.
    Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, дорогие братия и сестры, в Евангелии мы слышали, как законник, искушая Христа, спрашивает какая есть бо́льшая заповедь? И Христос назвал две заповеди, хотя вопрос был об одной. Эти две заповеди сходны между собой, и одна возникает из другой. И вот Он говорит, что на этих двух заповедях «ве́сь зако́нъ и проро́цы ви́сятъ». Представляете, весь Ветхий Завет, в котором более шестисот законов и постановлений, заповедей – все они вмещаются в этих двух основных фразах! И принципиально для человека понимать, что в них заключается.

    Первая заповедь: Господь говорит: «возлю́биши Го́спода Бо́га твоего́ всѣ́мъ се́рдцемъ твои́мъ, и все́ю душе́ю твое́ю, и все́ю крепостию твое́ю». Что значит «любить Бога»? Бог есть любовь. То есть любить Бога – это есть самое естественное, самое простое, что человек может делать здесь на Земле. То есть это тавтология получается: если Бог есть любовь, то «любить любовь». Это самое необходимое, что человеку нужно делать на этой Земле.

    Что значит «любить»? Сейчас это слово очень сильно размылось, под любовью понимают какие-то чувства, какие-то эмоции. Вот, человек говорит: я увидел красивую девушку и теперь ее люблю… Это разве любовь, дорогие мои? Это вовсе не любовь. Любовь к Богу – это вовсе не чувства, не эмоциональные какие-то переживания в нашем сердце, которые мы сами себе выдумываем, плакать начинаем перед иконами… Любовь к Богу – это не то! Евангелие дает нам ответ: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Вот – это любовь! Когда Бог отдает Сына Своего на распятие за нас с вами. То есть, любовь – это активное действие. Любовь – это всегда жертва. Любовь – это всегда какой-то напряженный труд. Если Бог есть Творец, то любить – это значит творить. Любить – это значит что-то делать. Давайте разбираться, что значит «любить Бога», в чем эта любовь проявляется, в каких трудах она проявляется?

    Во-первых, это отношение к нашему богослужению. Потому что богослужение выражает связь человека с Богом. Для того оно и существует: чтобы человека связывать с Богом, человека с Богом соединять. Как мы относимся к богослужению – так мы и любим Бога. Это, во-первых, наше понимание богослужения – что здесь происходит, доскональное знание всех уставов церковных, понимание, что поется на службе. Потому что если человек приходит и не понимает богослужения, не соотносится с тем церковным опытом, который есть, он фактически остается один, и тот громадный опыт, который накоплен человечеством через пророков, через Самого Господа Иисуса Христа, через заповеди, которые Он оставлял, через святых апостолов и их преемников, через преподобных, через тысячи, миллионы людей, которые трудились для нас с вами. И если мы не понимаем богослужение, то мы теряем этот безценный опыт. И это выражает наше отношение к Богу – то, что мы не трудимся, чтобы это богослужение узнать.

    Наше отношение выражает опоздание на службу. Если мы не позволяем себе на работу опаздывать, то почему позволяем на службу опаздывать? Это конечно не относится к тем людям, которые детей приводят.

    И, наконец, нашу любовь к Богу выражает наше отношение к молитве. Сейчас есть такое поветрие: я молитвы слушаю, когда еду на машине – по записи. Представьте, что вы пришли домой, и вам жена говорит: хочешь пообедать – давай, я тебе запись поставлю, как люди кушают. Будешь ты сыт от этого? Хочется нам спать – давай, запись послушаем, как люди спят. Мы же не удовлетворим этим чувство сна! Так и с молитвой, дорогие мои. Нельзя считать, что молитвы можно заменить каким-то прослушиванием. Особенно, прослушиванием мертвой магнитной записи – с флешки, с компакт- диска. Ведь это молится не живой человек, это молится какой-то носитель. Ведь молитва – это не просто слова. Молитва – это всецелое состояние человека, в котором участвует весь человек телесно и духовно. Когда мы в монастыре слушаем, как молятся монахи – мы слушаем, как молится живой человек, всем своим существом: у него рот открывается, он стоит в это время. А магнитофон стоит или сидит в это время? У него есть какие-то чувства? Никаких чувств у него, конечно, нет. Слушание – это хорошо. Но это всего лишь слушание – это ограничение, низвержение молитвы до какого-то эстетического звука. А молитва – это не просто звук. Это всецелое участие души человека в общении с Богом. Общение одной живой личности с другой живой Личностью.

    Наконец, наша любовь к Богу проявляется в отношении с нашими ближними, в отношении с предметами, которые нас окружают, в отношении нашем к работе. Ведь если, выходя из храма, в наши повседневные труды, начинаем к людям относиться как к каким-то биологическим существам – сейчас какие-то такие тенденции – а в большом городе как можно относиться к миллионам людей, которые тебя окружают в метро, тебя теснят со всех сторон – разве ты способен увидеть подобие Божие в каждом человек? Это становится крайне сложным, и человек надевает на себя такую маску, которая его закрывает от этих подобий. Возможно ли на наших работах, кем бы мы ни работали – врачом, продавщицей в магазине, водителем – к тому, кто вас окружает относиться как к подобиям Божиим? И это будет проявлением нашей любви к Богу, потому что Бог – наш общий Отец, и Он смотрит, как мы относимся друг к другу.

    И это наш труд, это действительно труд – жить не плывя по течению, поступать не  так, как обстоятельства нас влекут поступать, а жить по заповедям Божиим. Любить Бога – это тот труд, который ежесекундно можно делать в душе человек. Нет ни одной секунды в жизни человека, когда было бы нельзя любить Бога! Чтобы вы ни делали! Моете ли вы посуду дома, пылесосите, книжку читаете – все это можно делать с любовью к Богу и с мыслью о Боге. А если у нас этой мысли нет, то фактически, то, что мы делаем, является делом праздным. Даже в храме можно стоять праздно и Бога в этот момент не любить – быть вне этого труда любления Бога.

    Вторая заповедь, которую дает Спаситель – «возлю́биши и́скренняго твоего́ я́ко са́мъ себе́». И говорит, что эта - подобная первой заповеди, потому что она не менее важна. И вот в творение этой заповеди множество препятствий современный мир нашему сердцу дает. Какие это препятствия? Во-первых, это наша привязанность ко всему материальному. Привязанность наша к деньгам. Нам реально жалко помочь нашим ближним. Смотрите, как мы живем! Казалось бы, мы – Церковь, говорим, что мы – братия и сестры. А зачастую тратимся не на необходимое. Мы уже привыкли жить по каким-то стандартам. Привыкли, что летом нам нужно поехать на море обязательно, себя ублажить, свое тело. И если мы не поедем, то будем чувствовать свою ущербность некую – что-то в нашей жизни идет не так. А ведь много наших ближних действительно нуждаются в помощи. Если бы мы жили по-христиански, то могли бы наверно все скинуться и кому-то ипотеку оплатить помочь, кому-то помочь с лечением… Я не знаю, какие есть еще варианты, но нам даже не приходит в голову – настолько это не входит в наши общественные стандарты, в нашу модель поведения, которую нам общество навязало, и выйти из нее нам кажется не реально. А, на самом деле, если бы кто-то дерзнул это предложить и воплотить….

    Мешает привязанность наша к комфорту жизненному. Когда мы видим на улице бомжа, от которого воняет, нам неприятно. Мы не видим подобие Божие в человеке – мы сразу закрываемся и видим этот запах, видим этот неприглядный вид. Если такой человек подойдет к нам поговорить, то, может быть, и не захотим с ним разговаривать. А святой Иоанн Кронштадтский очень часто говорит, что не надо на эти вещи вообще никакого внимания обращать, как человек одет, как от него пахнет, где мы его встретили, какое положение он в обществе занимает. Это абсолютно неважно. Ведь перед нами всегда стоит подобие Божие, образ Божий всегда стоит. И это образ мы всегда должны в человеке любить. Получается и здесь, что любовь к ближнему – это не чувство, это труд.

    Второй момент, о котором также говорит праведный Иоанн Кронштадтский, Господь заповедал нам любить в теле. Он говорит, что будет судить нас по тому, подали ли мы стакан воды тому, кто хотел пить, накормили ли мы того, кто хотел есть, посетили ли мы больного, посетили ли мы человека, который находится в темнице. Все эти вещи делаются нами в теле. Это не какие-то виртуальные действия, это не по телефону пожертвования перевести, смс-ку написать. Это действия конкретно телесные. И вот современный мир через современные средства коммуникации человека выводят из своего собственного тела. Когда человек находится вне тела, он не может творить добродетели. Я недавно общался с человеком, который рассказал, что у него лет пять не было гостей. В советское время мы все ходили друг к другу в гости, все друг друга угощали и друг с другом общались. А сейчас у человека нет времени на это. А почему нет времени? Потому что он загружен работой, он загружен громадным количеством информации и помимо этого «естественного» загруза, он себя загружает еще общением в соцсетях. Представьте, ежедневно человек просматривает по 10-15видео, по 50 фотографий, и забиваются естественные силы человеческой души, потому что душа у нас способна воспринимать n-ое количество информации, и больше вы не впихнете, как ни старайтесь. Если мы эти каналы забили уже этим "общением", то конечно, нам не хватит на общение с ближними, конечно, не хватит на общение с самыми родными: с женой, с детьми. И вы можете быть прекрасным человеком и удивляться: почему я, такой прекрасный человек, и  не могу общаться с ближними? Да просто у нас у всех эти каналы забиты, и нам не хватает сил. Посмотрите, какое тесное общение в метро происходит, сколько на нас этого общения непринужденного сваливается. И надо уметь себя от этих контактов отгораживать и тратить полезное – на общение с ближними. Чтобы быть гостеприимным,  чтобы помогать ближним, чтобы навещать больных – как бы это ни было сложно в большом городе, но надо находить в себе силы для этого.

    И вот все другие заповеди, которые есть в Евангелии, они из этих двух заповедей вытекают. Это и заповедь о причастии: когда Господь говорит, что кто не будет есть Тело Мое и пить Крови Моей, тот не будет иметь жизни в себе. Потому что причащаемся мы не потому, что это положено, а потому что мы любим Бога. Это и заповедь о молитве: непрестанно молитесь. Почему мы должны молиться непрестанно? Потому что мы любим Бога. Кто любит Бога, тот не может представить себе жизнь без молитвы. И все-все-все другие заповеди! Любую заповедь из Евангелия возьмите, любое апостольское постановление возьмите – они все будут зиждиться на этих двух фундаментах. Не случайно Господь говорит, что на этих двух заповедях «ве́сь зако́нъ и проро́цы ви́сятъ». Можно дальше добавить, что Евангелие на этих двух заповедях держится.

    И дай нам, Бог, научиться эти заповеди если и не исполнять, то хотя бы стремиться исполнять. В себе все ложные мудрования о любви уничтожить. Не думать, что любовь – это некие чувства. Любовь – это труд. Любовь – это жертва. И Господь на эту жертву с нашей стороны уже ответил – Он принес Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него мог иметь жизнь вечную!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

21 ОКТЯБРЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
22 ОКТЯБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
17:00 Всенощное бдение
[Далее]