• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Почаевской иконы Божией Матери (05. 08.2018)

    05/08/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Почаевской иконы Божией Матери (05. 08.2018)

    Мф., 72 зач., XVII, 14–23.

    Богородицы: Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.


    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    «…тѣ́мже у́бо блаже́ни слы́шащiи сло́во Бо́жiе и храня́щiи е́», - сегодня мы с вами слышали в Евангельском чтении. И какое же слово Божие открывается нам в тех Евангельских чтениях, которые мы слышали?

    В первом Евангельском чтении 10-й Недели по Пятидесятнице мы слышим слова: «о, ро́де невѣ́рный и развраще́нный, доко́лѣ бу́ду съ ва́ми?». Слова эти были сказаны Господом после того, как к Нему обратился отец, который просил Его об исцелении сына, который на новомесечье, то есть на то время, когда луна была полной, являл немощь свою, как сказали бы «был лунатиком», и, как казалось отцу, зависел от новомесячий, когда болезнь его проявлялась, и он становился неуправляемым, и многажды был уже на грани жизни и смерти. Отец просит Его исцелит. Но – «…ро́де невѣ́рный и развраще́нный, доко́лѣ бу́ду съ ва́ми?», - слышится в ответ от Господа.

    Что же хочет сказать нам с вами Господь? О чем Он хочет нас предупредить? Он указывает нам на то, что причиной всех бед и скорбей являются не внешние обстоятельства, с которыми сталкиваемся мы. Не важны никакие новомесячья, в какой бы фазе не находились луна и звезды, в каком состоянии ни находится окружающий нас мир с его стихиями, не важно, как относятся к нам те или другие люди – важно то, что происходит с нами. Происходит то, что мы сталкиваемся с миром иным. И здесь ответ на все те вопросы и немощи, с которыми мы сталкиваемся в сердце своем. Не стихии виноваты, не люди виноваты – вместе с теми обстоятельствами, которые нас смущают, раздражают, выбивают, как говорят, «из колеи».

    Господь нам указывает и говорит: «Одумайтесь! Причина гораздо глубже!» Причина в том, что мир, в котором вы живете, вы видите совершенно не так, как должно. В этом мире присутствует иная воля, которая желает зла человеку, которая стремится подчинить человека себе и заставить его выполнять свою злую волю, разрушая как самого человека, так и окружающий его мир. И вся хитрость этой злой воли, действующей в этом мире, в том, чтобы человек ее не почувствовал и не увидел. Она прячется за обстоятельства, за всякого рода действиями стихий в этом мире, когда человек оправдывает те или иные свои поступки или состояния, прячется за действиями тех или иных людей, когда мы оправдываем самих себя внешними поступками других людей. Господь нас предупреждает и говорит, что мы должны понимать и видеть, что все, что происходит с нами, прежде всего, происходит в мире духовном. Если мы будем видеть эту действующую силу зла в этом мире, то иначе будет выстроен наш порядок жизни, и по-иному мы будем видеть окружающий нас мир. Не будем тогда уже видеть в тех или иных обстоятельствах причины к своим немощам и раздражениям. Мы будем искать исцеления у Господа от того, что мы, на самом-то деле, оказались просто одержимы бесом, который поселился в нашем сердце, который связывает нас, понуждает и принуждает нас к тем или иным поступкам. И только поняв свое бедственное положение, мы можем обратиться ко Господу, чтобы Он даровал нам исцеление, чтобы мы освободились от этого страшного плена, в котором мы находимся.

    Господь указывает нам сегодня и лекарство для того, чтобы исцелиться от этих немощей и болезней, освободиться из этого плена и стать действительно людьми свободными – людьми, которые всегда радостны, которые всегда и за все благодарят, что бы ни происходило с ними, всегда молятся и всегда обращены к Богу. Господь указывает и говорит, что освобождение человека всегда проходит через определенный подвиг и труд, который человек должен понести. И этот подвиг и труд, как нам указывает Господь, - это молитва и пост. Он связывает эти два действия духовных, которые неразрывны друг от друга: не бывает поста без молитвы, и не бывает молитвы без поста.

    Если мы, может быть, пытаемся  как-то иначе выстраивать пост свой, который несем мы в течение всего года (посты многодневные, посты однодневные – они нас сопровождают по жизни), но мы должны помнить, что это не просто воздержание в пище. Пост – это, прежде всего, воздержание и от тех прилогов, пороков, к которым нас подталкивает враг рода человеческого. Когда он подчиняет человека, то пытается отвлекать его от того духовного делания, которое он должен совершать в этом мире.

    Мы постимся в среду и пятницу, но помним ли мы часто, почему мы это делаем? Что стоит за этими седмичными днями: средой и пятницей? Какие события связаны с ними, и почему они постоянно в течение года являются днями особыми, когда мы совершаем пост и особым образом обращаемся с молитвами ко Господу? Если мы будем помнить о значение, смысле и содержании этих дней – среды и пятницы – которые во всей полноте раскрываются нам в дни Страстной седмицы, в тех песнопениях, в той полноте богослужения этих дней, то эти дни будут наполнены для нас иным содержанием. Без духовного содержания нашей жизни все наши дела, поступки, слова, бесконечные советования другим людям обессмысливаются. Они становятся пустыми, в лучшем случае, а в худшем случае, мы становимся проводниками этой бесовской воли, действующей в этом мире. Через нас действует сила вражия, искушая, смущая других людей.

    Господь нам указывает нам на то, что пост и молитва способны совершить невозможное в нашей жизни. Мы можем исцелиться от тайного недуга души своей, совершая этот небольшой труд в своей жизни: труд поста и молитвы. Молитва занимает ум и сердце человеческое, не позволяет ему откликаться на помыслы, которые без конца враг пытается посеять в человеке, чтобы он через всходы этих помыслов, в терниях этих помыслов, которые возрастут на сердце его, утерял те добрые плоды духовные, которые могли бы возрасти в сердце его. Через пост, через воздержание тела своего человек приобретает особую духовную легкость и содействует душе своей, чтобы она могла чисто молиться.

    Святитель Иоанн Златоуст говорит, что через пост человек становится легче, окрыляется, и молитва его улетает к Богу. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что только тот, кто постится, может трезво молиться, то есть внимательно говорить слова молитвы, сердцем своим обращаясь и предстоя пред Богом.

    Сегодня нам с вами Господь напоминает о тех удивительных и таинственных возможностях, которые доступны для человека верующего. Скажите горе сей: подвигнеся и прейди отсюда туда – и это все совершится в вашей жизни. Это действительно возможно для нас. Но вот эта возможность обессиливает в нашем сердце и в душе, потому что мы – маловеры. Не имеем глубины веры и доверия Богу. Все время, как некогда люди, которые пришли к апостолам и сокрыли, на всякий случай, часть своего имения, которое они продали, точно так же и мы приходим ко Христу, но кое-что оставляем для себя, на всякий случай, на черный день. И вот это и является той сетью, которая улавливает нас и не дает нам возможность открыть свое сердце и сполна исполниться благодатью Божией - для того, чтобы эта сила веры являлась в наших словах, поступках и делах. Как мы слышали на прошлой Неделе, как Господь говорил апостолу Петру: почто усомнился, маловере? Мы не должны сомневаться, что все управит Господь и устроит так, как Он считает нужным. За всем, что происходит в этом мире, стоит любовь Божия. Не упадет и волос с головы человека без воли Божией. Предупреждает нас Господь, научает и говорит о том, что мы должны жить так, чтобы все отдать Христу. Все свои устремления, помышления, все свои какие-то человеческие рассуждения – все это должно быть проверено тем благословением, которое дает Господь.

    По тому пути, по которому ведет Господь, и должен шествовать человек, а не по измышлениям ума своего и построениям, по которым порой человек начинает путаться, запутывается и потом многажды ему приходится терпеть до тех пор, пока вновь не найдет он этот свой путь по жизни.

    Мне хотелось сказать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что мир, в котором мы живем, гораздо сложнее, чем представляется нам порой в каких-то своих рассуждениях, размышлениях, измышлениях. За всем, что происходит с нами в этом мире, стоит мир духовный. И мы должны все время для себя делать поверку: с кем мы? Идем ли мы со Христом, доверяем ли мы Ему или доверяем больше себе и надеемся на князя, на сына человеческого. И если мы будем внимательны к своему собственному сердцу, к своей внутренней духовной жизни, то ни что не будет нас смущать. И уж точно никаких советов никому давать мы не будем! Потому что мы будем понимать, сколь много еще предстоит нам самим познать о самих себе, чтобы еще дать совет какому-то другому человеку. Сколь мы еще сами несовершенны, сколь мы далеки еще от того, к чему нас призывает нас Господь!

    Желаю, чтобы и сегодняшнее слово, обращенное Господом к нам: «о, роде неверный и развращенный, доколѣ буду съ вами?» - было и трезвением для нас с вами, чтобы мы поняли свое бедственное положение: что порой мы просто одержимы бесом, который тянет, ведет и управляет нами. Потрудились и через делание, через пост и молитву освободились из этого плена, в котором оказываемся сами через свои необдуманные поступки, слова и дела.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!





    все праздники

Расписание богослужений

22 ОКТЯБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
17:00 Всенощное бдение
23 ОКТЯБРЬ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]