• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице (29. 07.2018)

    29/07/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице (29. 07.2018)

    Мф., 59 зач., XIV, 22–34.

    Свв. отцов: Ин., 56 зач., XVII, 1–13.


    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Многажды мы с вами, братия и сестры, слышим от Господа слова, обращенные к нам, о том, что все возможно верующему. «И если веру будете иметь и горе сей скажите…, и преселится она в море», - произойдут события, невероятные с точки зрения нашего рассуждения и понятия, если мы  только будем совершать дела свои с верой и упованием на Бога. Нет ничего, что было бы невозможно верующему. Но есть та граница, за которой обессиливают и наша молитва, и обращенность к Богу – там, где сердца касается маловерие.

    Сегодня мы в Евангельском чтении слышали повествование о том, как апостол Петр, испросив у Господа повеления идти по водам, пошел по воде и стал утопать у ног Иисусовых. Ибо отвлекся он и обратил внимание на окружающий его мир: на ветер противен, на волны высокие – и страх пришел в сердце его. Страх уничтожил ту веру и даже тот опыт, который он имел только что сейчас, ходя по водам. Казалось бы, ни что не может уже поколебать человека, который получил такое подтверждение силы Божией, которая действует и в нем самом. Но вот этот страх поколебал эту веру сердца апостола – и произошло то, что должно произойти, и то, что происходит часто в нашей жизни: мы начинаем тонуть. Тонуть в тех житейских обстоятельствах, в тех житейских помыслах, которыми враг пытается заполнить наш внутренний мир. И из этих обстоятельств в сердце рождается страх. И появляется маловерие, которое уничтожает нашу молитву. Мы обессиливаем в духовной жизни.

    Апостол Петр, о котором мы сегодня слышим в Евангелии, был человеком пылким: он только что увидел Господа и, не раздумывая, обращается к Нему: Господи, повели и мне идти по водам. Он, получив подтверждение от Господа: иди! – исполняет. Мы слышали, как Господь спрашивает учеников: за кого Меня почитают люди? И апостол Петр сердцем отвечает Ему: Господи, Ты еси Сын Божий! Господь ему напоминает и говорит: не плоть и кровь открыли тебе эту тайну, но Отец Мой Небесный. Пытается научить и подсказать ему о том, что нельзя доверять самому себе, своим впечатлениям, своей пылкости, своим каким-то ощущениям, которые приходят в нашу жизнь. Мы слышим в службах Страстной седмицы и, особенно, Великого Пятка, когда на исповедание Петра о том, что он пойдет с Ним даже до смерти, Господь говорит, и Святая Церковь через богослужение: человече, ты не знаешь самого себя! Будь осторожен! Будь осторожен в своих словах. Будь внимателен к своему сердцу.

    Некогда преподобный Антоний, разбирая обстоятельства и события, о которых он знал, смущался сердцем своим и не знал, как ему найти ответы на те вопросы, которые лежали у него на сердце. Но Господь не оставил угодника Своего в таком недоуменном состоянии и отвечает: дела Мои не разбирай – это не душеполезно, себе внимай! Таков ответ от Бога. Не отвлекайся от того дела, которое ты должен совершить здесь на Земле. Будь верен тому делу и послушанию, которое дал тебе Господь. Исполняй его добросовестно и внимай сердцу своему. Все остальное доверь Богу – Господь все управит так, как посчитает нужным. Все устроит в этом мире - и все будет происходить так, как должно.

    Отец Иоанн Крестьянкин в письме своему чаду, которое смущалось сердцем своим, говорил о том, что будь осторожен и не потщись своей слабой рукой отвести то, что должно быть. Мы не можем своими человеческими усилиями, рассуждениями изменить там, где действует Промысел Божий. А кто знает Промысел Божий? Кто может войти в глубины и тайны Божественной Премудрости? Мы только видим, как раскрываются глубины Премудрости Божией в истории и в веках. Но понять сегодняшний день и, тем более, завтрашний мы не можем, это нам не дано. Горизонт наших событий слишком невысок, и заглянуть за те границы, которые находятся за пределами нашего горизонта, мы не можем. Но Господь нам говорит и постоянно указывает на то, что если сердце наше будет доверять Богу, и мы будем путь свой совершать по вере, не будем доверять тем своим человеческим устремлениям, но все будем поверять молитве, то все в нашей жизни будет выстраиваться иначе.

    Молитва в нашей жизни – это наше дыхание. Прекращается молитва – прекращается жизнь. И что бы ни происходило, как бы враг ни пытался наполнить нас своими какими-то помыслами, войти в наше сердце и начать с ним прелюбодействовать - все возможно исправить, если есть глубокое доверие к Богу и обращенность молитвенная сердца Богу.

    Враг рода человеческого не знает, что у вас на сердце, что вы из себя представляете – это открыто только Богу. А для врага мы – своего рода черный ящик, в котором не понятно, что происходит, многое он понять не может. Поэтому и окружаемся мы огромным количеством помыслов, которые в тот или иной момент приходят к нашему сердцу, и таким образом проверяется состояние нашей души и сердца. Приходит помысел о какой-то каше или бутерброде – сразу понятно и на выходе видно, как человек сразу радуется и принимает этот помысел, сразу становится понятно устроение сердца этого человека. Приходит какой-то другой помысел, а человек откликается, его принимает, и сразу становится понятным его внутренне устроение. А уж враг рода человеческого, зная внутренне устроение, знает, что делать дальше с человеком и как его довести до того края, дальше которого будет для человека только одно бедствие.

    Посему мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что мы живем в том мире, который, как некими облаками, окружает нас этими помыслами для того, чтобы проверить наше сердце. И как мы на них откликаемся – зависит от нас, от нашей свободной воли. Тот, кто устоял – приобрел некую опытность в духовной жизни. Тот, кто пал, имеет возможность подняться и приобрести опыт смирения. Святые говорили о том, что даже из своих падений мы должны сокровищенствовать смирением, а это – величайшее сокровище нашей души.

    Но мы знаем о том, что Господь хранит нас – и волос с головы человека не упадет без воли Божией. И почему мы в какой-то момент оказываемся такими слабыми? Почему Господь не защитил, не отвел беду, в которую человек попадает? Опять же, причина в нас самих! В нашем сердце. Святые говорят, что падения, которые происходят в нашей жизни, чаще всего следствия того, что прежде мы кого-то осудили, вынесли свой нелицеприятный суд о каком-то человеке, о каких-то обстоятельствах. И Господь попускает и отступает – желает, чтобы мы стали немножечко взрослей и научились тому, как правильно выстраивать свою духовную жизнь. И не по пылкости своей, не по своим взрывам эмоциональным или каким-то своим понятиям правды, но по воле Божией. Поэтому для того, чтобы совершать свой путь духовный, не падать на нем, мы должны быть очень внимательны к тому, что происходит в нашей жизни: какие слова мы говорим, как мы обращаемся к другому человеку, как мы видим другого человека.

    Святые нас также предупреждают и говорят, что в другом человеке для тебя есть и спасение, и обиды – в зависимости от того, как ты видишь другого человека. Кто перед тобой? Ангел или Сам Господь пришел, и ты готов Ему послужить? Или ты видишь того, кто тебя раздражает, уничижает, и обиды рождаются на сердце человеческом? Тут и происходит поверка нашего сердца. И в зависимости от того, какой путь оно выбирает - события не замедлят последовать. Но все сначала происходит в духовном мире. И примем мы тот или иной путь – зависит только от каждого из нас.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы в своей духовной жизни были внимательны к своим поступкам, словам и делам по отношению к нашим ближним.  Чтобы не повредить сердцу своему, не расстроить его, не потерять ту тишину и радость, которые должны быть на сердце каждого из нас, кто желает жить со Христом, кто желает следовать за Христом. Ибо иной путь рождает страх, который сжимает сердце человеческое, маловерие приходит – и остается только: Господи, спаси! Господи, помоги! Господи, выручай!

    Дай Бог нам мудрости всем, чтобы хранить сердце свое в том должном устроении, которое позволяет нам чисто обращаться в молитве к Богу. Молитва – это как индикатор нашей жизни: утеряли – нужно срочно что-то делать, для того чтобы вновь и вновь вернуть это таинственное, удивительное, радостное и сладостное чувство в наше сердце!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

22 ОКТЯБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
17:00 Всенощное бдение
23 ОКТЯБРЬ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]