• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) (15.07.2018)

    15/07/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) (15.07.2018)

    Мф., 33 зач., IX, 27–35.
    Богородицы: Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.


    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы  вами, братия и сестры, слышали Евангельское чтение о том, как Господь исцеляет двух слепцов, которые следовали за Господом и просили у Него исцеления: «Поми́луй ны́, Иису́се Сы́не Дави́довъ!». Когда Господь был в храмине, в доме, они опять приступили к Нему со своей просьбой. И Господь обращается к ним и спрашивает: «Вѣ́руета ли, я́ко могу́ сiе́ сотвори́ти?». Получив от них ответ о том, что они веруют, что всесилен Господь, что может сотворить сие чудо, и видя, что искренен их ответ, который исходит из их сердца, Господь говорит слова, которые и мы должны напечатлеть в своих сердцах: «По вере вашей да будет вам!» И отверзлись очи этих людей, и вновь полнота жизни и радости вернулась к ним.

    Господь сегодня указывает на то, что вера предшествует действию благодати Божией. Если есть вера на сердце у человека, то все возможно верующему. Если вера не касается глубин сердечных, а скользит по поверхности ума его, то для такого человека он сам является препятствием тому, чтобы сила Божия и благословение Божие являлись и в его жизни, и в окружающих его людях.

    По-человечески размышляющий человек всегда думает и мыслит так: увижу – поверю. Но нам сегодня Господь говорит: поверишь – увидишь. Таково слово, которое мы должны воспринять из сегодняшнего Евангельского чтения, обращенное к нашему сердцу. И Господь желает, чтобы наша жизнь строилась именно по вере нашей. О том, что верующему все возможно, даже то, что по человеческим рассуждениям порой бывает недостижимым и неясным, как то или иное событие может решиться, когда по-человечески уже все кажется выстроено так, что не может достичь это дело какого-то результата, но Господь показывает, и поучается, что для нас с вами «все возможно верующему».

    И ещё сегодня мы с вами совершаем празднование в честь Положения ризы Божией Матери во Влахернском храме. Риза Божией Матери была обретена в середине V века благочестивыми паломниками, приближенными царя Льва Великого, Македонянина. Когда они прибыли в маленький городок, селение близ Назарета, остановились в доме у одной престарелой еврейки, они увидели, что у нее в доме есть особое место, где горят свечи и воскуряется фимиам. Они приступили с расспросами, желая понять, что за святыня пребывает в ее доме. И сколь она ни стремилась, чтобы сохранить в тайне то, что она имеет в доме своем, но, тем не менее, на их расспросы она сказала, что перед Своим Успением Пречистая Владычица передала в их семью Свою ризу, чтобы она хранилась в поколениях их дома. Но хранилась не просто, а передавалась той, которая сохранит девство. То есть риза была споручницей этих дев многих поколений в этой семье, которые и служили Божией Матери. Она свидетельствовала паломникам о том, что множество исцелений и удивительных событий происходит тем, кто с верой приходит и прикасается к этой ризе, спрашивая молитвенной помощи у Пречистой Владычице нашей Богородицы. Сие стало известно при дворе в Константинополе, и было решено перенести ризу Божией Матери в царствующий град, чтобы многие верующие могли поклониться и приложиться к этой святыне. Императором вопрос этот был устроен. Патриарх Геннадий с благоговением принял эту святыню. На побережье моря был выстроен храм Влахернский, в который и была с честью положена риза Божией Матери.

    От нее проистекало множество чудес, когда Божия Матерь защищала град Константинополь от нападений персов, арабов, которые шли разрушить этот город и поживиться богатствами, которыми обладала Византия. Но Божия Матерь каждый раз являла Свое присутствие и силу Свою, и ничто же достигали эти люди, которые приходили с желанием разграбить и уничтожить православную столицу мира того времени.

    Досталось и нашим предкам, которые тоже желали получить свою часть от сокровищ Константинополя, когда во главе с князем Аскольдом приплыли двести с лишним ладей, как описывают летописцы того времени. И в виду того, что императора не было на тот момент в Константинополе, им представлялось при таком большом количестве воинов, которые уже разграбили и Причерноморье, и начали уже грабить берега Средиземноморья, что добычу с Константинополя они получат легко. Город пришел в ужас от такого количества воинов, которые вошли уже в саму бухту Константинополя. И обратились, собравшись, все верующие города ко Пречистой, чтобы Она защитила город от этого нашествия варваров. Защитила его от разграбления, от разграбления и поругания, защитила  святыни христианские, коих было огромное количество собрано в Константинополе. После молитв Божией Матери риза была поднята со своего ковчега, принесена на берег моря, и край ее опустили в воду. И удивительное событие было открыто взору многих и многих людей, когда на море поднялась буря, и все ладьи были разбросаны, разбиты и уничтожены вместе с воинами. И это оставило столь неизгладимое впечатление в сердцах этих людей, которые приплыли туда со злом, но только Бог может зло обратить в добро – в этом Его всемогущество. Так произошло и с нашими предками, с князем Аскольдом. Увидев это чудесное заступление Божией Матери, они сделали для себя правильный вывод и в 860 году по осени пришли в Константинополь, чтобы заключить договор о мире и любви. Но одним из главных пунктов этого договора было принятие крещения. И святитель Фотий, патриарх Константинопольский, возрадовался столь удивительной перемене сердец этих людей, когда они, увидев силу Божию, явление всемогущества Божия, поняли, что есть истинная вера. И они сделали правильный выбор в сердце своем. Патриарх Фотий отправляет к нам, в наши пределы, равноапостольного Кирилла, который к этому времени уже закончил создание славянской азбуки, было уже переведено Евангелие на славянский язык. И вот отправляется такая целая церковная миссия во главе с митрополитом Михаилом в пределы нашей земли. Проводят они в Херсонесе всю зиму – эти места намоленные и освященные, святые для нас самих. Прибывает миссия в Киев в 861 году. И князь Аскольд принимает крещение – это первый наш крещеный князь. Крестился он с именем Николай.

    С этого события явления силы Божией и заступничества Матери Божией, которые увидели наши предки, начинается и каноническое устроение нашей Русской Церкви. Русская Церковь имеет свое каноническое устроение с 861 года, когда была образована Киевская митрополия в Константинопольском патриархате под покровительством патриарха Фотия. И первым митрополитом стал митрополит Михаил, который и прибыл в Киев с проповедью вместе равноапостольными Константином и Мефодием – просветителями славян.

    Но мир, который в то время окружал наших предков, принявших христианство, был языческим. И не так много еще славян, жителей Киева, приняли веру вместе с князем. Князь не предпринимал никаких жестких сил для того, чтобы крестить своих подданных, но оставлял это на волю сердец каждого. И князь, сподобившийся увидеть силу Божию и уверовавший сердцем своим, стал нашим первым мучеником на Руси. В 882 году князь Вещий Олег подсылает к нему наемных убийц, чтобы завладеть престолом Киевским. Убивает князя Аскольда, в крещении Николая, и захватывает Киевский престол. Но начало уже было положено. Семя веры уже жило в сердцах многих людей, которые жили на пределах нашей земли славянской. Мы знаем, что первый храм, который был построен в Киеве, это был храм в честь Илии пророка – он упоминается уже в 994 году в истории, которая пишется в Константинополе. Но был он построен еще ранее, как раз при князе Аскольде. Над могилой князя Аскольда был построен один из древнейших храмов в Киеве – в честь святителя Николая. То есть земля наша восприняла, почувствовав сердцем своим эту силу Божию, откликнулась и приняла в себя полноту веры, которая открылась через еще уже теперь совсем небольшой отрезок времени. Мы знаем, что уже и равноапостольная княгиня Ольга тоже была крещена в Константинополе. Оставалось совсем немного до даты общей крещения Руси равноапостольным князем Владимиром. Но мы должны помнить о том, что начало и крещения оно было гораздо ранее – примерно за 100 лет до этого события, крещения Руси в 988 году.

    Сегодня эти события говорят и напоминают нам о том, что вера наша определяет нашу жизнь. По тому, как мы выстраиваем свою жизнь, по тому, доверяем ли мы Господу или полагаемся больше на свои какие-то суждения и размышления, - так и выстраивается жизнь человека. Если человек больше доверяет себе, отступает благодать Божия – Господь дает возможность свободе человека действовать так, как он того желает. Потом человек раскаивается, скорбит в тех событиях, которые совершаются в его жизни – но это дело его свободы. И здесь дело не для того, чтобы нам переживать и смущаться. Порой мы часто оказываемся в подобной ситуации, когда своеволием навлекаем и на самих себя, и на ближних какие-то трудности, скорби и страдания. Но это для нас тоже есть начало духовной жизни. Если смиримся в этот момент, если откроем вновь свое сердце навстречу Богу, поблагодарим Его за милость, которую Он оказывает над нами, когда дает нам возможность почувствовать и еще раз пережить благодатную помощь, от которой мы своей волей отказались, – то через это смиренное состояние сердца нашего с доверием к Богу вновь возвращается и к нам полнота жизни, и вновь мы обретаем силы совершать невозможное. И Матерь Божия всегда будет нас хранить, помогать нам, вести нас по этой жизни, охранять и защищать, как некогда Она охраняла и защищала город Константинополь Своим Небесным покровительством и заступлением. И от нас требуется только одно: чтобы сердце наше принадлежало Богу, а не каким-то нашим земным устремлениям, человеческим мечтаниям, фантазиям и построениям. Тогда и для нас будет все возможно. И тогда действительно эта таинственная жизнь, по человеческим представлениям и понятиям невозможная и недоступная для человека, будет открываться нам – жизнь со Христом, жизнь под покровительством и Небесным предстательством Пречистой Владычицы нашей Богородицы. И ничто не будет уже смущать и тревожить наше сердце, если мы будем доверять Богу.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

17 АВГУСТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-ый час.
18 АВГУСТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение
[Далее]