• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в день празднования славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (12.07.2018)

    12/07/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в день празднования славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (12.07.2018)

    Мф., 67 зач., XVI, 13–19

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, в день празднования памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, мы слышали в Евангелии о вопрошании к ученикам Господа нашего Иисуса Христа о том, за кого они почитают Его. Ибо многие говорили о Нем разное – разномыслие было среди людей, которые видели Его чудеса, слышали слова, которые говорил Господь. Но кто перед ними находится – они ответа не могли найти. Кто-то почитал за пророка, кто-то почитал за единого от древних. Ибо то, о чем говорил Господь, и то, что видели они – это свидетельство о славной истории, которую они читали в Ветхом Завете, когда читали о жизни пророков и о событиях, которые сопровождали эту жизнь, удивительных и таинственных. И вот нечто подобное открывается перед взором и святых апостолов, и многих других людей. Господь спрашивает учеников: за кого же почитаете Меня вы? И мы слышим сегодня исповедание апостола Петра, когда он говорит: Ты еси Сын Божий. И Господь, в ответ на это исповедание, говорит ему, что: не плоть и кровь открыли тебе эту тайну, но Отец Мой Небесный.

    Евангелие показывает нам и говорит о том, что тайны, которые открываются человеческому сердцу, находятся как бы совершенно в другом мире. И эти тайны раскрываются сердцу человеческому по мере его труда и подвига. И, даже более того, тайны, которые получает человек, требуют от него постоянного усердия, заботы о том, чтобы не утратить это сокровенное, что Господь положил ему на сердце. Чтобы не спутать его с тем, что он видит в этом мире, как живет сам.

    То, что полагает Господь на сердце человеку – это особая сокровенная и таинственная радость, какие-то откровения, которые человек ясно видит и понимает о себе самом, об окружающем его мире. И такие события бывают достаточно редко в жизни каждого человека. Но в жизни каждого человека они происходят, когда действительно эта неземная радость приходит на сердце человеческое, и какие бы обстоятельства земные ни сопровождали нас в жизни, с какими бы трудностями и скорбями ни сталкивались мы в жизни, эта радость, которая приходит от Господа, приносит утешение, приносит особую отраду, которую человек никогда и ни с чем не спутает.

    И вот это особое действие благодати Божией является для нас величайшим сокровищем. Столь редко бывают эти таинственные и сокровенные минуты, о которых мы потом помним всю свою жизнь, скорбим, что утеряли то, что некогда дал нам Господь! Как трудно бывает потом вернуться в это состояние! Память хранит это состояние. Мы помним и желаем вновь пережить эту радость. А она сохраняется только в нашей памяти, и ясности и глубины переживания мы уже не имеем, все это осталось где-то в наших далеких днях жизни. И желается, чтобы вновь и вновь возвращалась эта удивительная и таинственная радость в наше сердце, чтобы мы могли жить во Христе, жить со Христом. Жить точно так же, как некогда мы жили в своем младенчестве, отрочестве, жили в родительском доме, когда чувствовали тепло и радость, когда чувствовали эту особую заботу родительскую, жили сами беззаботно в этих временах.

    И вот войти в эту полноту духовной жизни человек желает, к этому стремится, но на пути его возникает большое количество преград, которые ему приходится преодолевать. Преодолевать приходится многое из того, что мы сами вносим в свою собственную жизни. Привычки, образ жизни, порой не соответствующий тем высоким целям, к которым призван каждый из нас, даже слова, которые мы произносим в этом мире, имеют большое значение. Ибо есть слова, которые принадлежат Церкви и этому строю-порядку, и есть слова, которые находятся вне, которые так легко укореняются в сердце человеческом и порой легко вылетают из наших уст. И не замечаем, как все дальше и дальше отступаем от этого благодатного веяния в сердце своем, уходим вновь на страну далече. Как блудный сын скорбел, когда пришел в понимание того, где он оказался! Скорбел о той радости, о том тепле, о той беззаботности, которая сопровождала его жизнь в доме отеческом. Точно так же и сердце человеческое помнит и желает вновь и вновь вернуться в свой отеческий дом, чтобы благословение Божие и милость Божия вновь и вновь покрывали его и помогали преодолевать все обстоятельства нашей земной жизни и оставаться беззаботными, ибо свое попечение и все заботы мы должны возложить на Господа.

    Но нам порой бывает жалко своих собственных попечений, цепляемся за них, не можем от них отстать. А они, как некие репейники, держат нас в этом мире и не позволяют увидеть нечто большое: почувствовать в сердце своем эту благодатную радость, которую дает Господь, когда открываются сердцу человеческому тайны духовные.

    Сегодня мы совершаем память первоверховных апостолов Петра и Павла. Сегодня в апостольских чтениях (2 Кор., 193 зач., XI, 21 – XII, 9) мы слышали, чего стоили труды апостола Павла. Он это все перечисляет. Наверное, там было перечислено не все, что было. А было гораздо больше – было то, о чем умолчал апостол Павел. И три дня находился он в водной стихии, и трижды терпел кораблекрушение, был в пустыне, был побиваем камнями, чувствовал вокруг себя эту человеческую ненависть и злобу, которые враг рода человеческого поднимает в сердцах людей против Христа, против проповеди, которую несли апостолы в этот мир. Тьма восставала на свет. Но они были мужественными, не отступали и не теряли единожды принятого в свое сердце от Господа: принятой веры, бесконечного доверия Господу. Хотя мир испытывал их не так, как испытывает нас. И мы видим, как действительно порой люди слабые, неученые и немощные смогли победить этот мир, в который они пришли, чтобы возвестить о свете.

    Наша жизнь должна строиться подобно тому, как возвещает нам апостол. В Церковь и в храм мы приходим ради не только самих себя. Мы приходим и соединяемся в одно единственное, таинственное  и удивительное, мистическое Тело Самого Господа. Церковь – это Господь, Который пребывает здесь на Земле. Он – Глава Церкви. Каждый же из нас является частичкой удивительного и таинственного Тела Христова здесь на Земле. И мы должны понимать, что не сами по себе, и не своими желаниями приходим в храм. Стремится, скорбит и желает наша душа, чтобы вновь вернуться в храм, потому что что-то сокровенное утеряно в нашей жизни и нужно его восстановить. Все это свидетельство того, что нарушается этот ток благодати Божией в нашем сердце, который мы воспринимаем из нашей жизни церковной, когда мы едины, когда мы представляем одно единое Тело Христово здесь на Земле. Не каждый сам по себе, но все мы – одно единое целое во Христе. И об этом мы не должны забывать в своих поступках, делах и словах, которые мы совершаем в этом мире. Апостолы передали нам эту тайну, о которой не знает этот мир. Эта тайна совершается в нашем сердце - присутствие Христа в этом мире, присутствие Света в этом мире, предупреждение о том, как нужно быть внимательными и осторожными к тому, что мы получаем, и как много нужно иметь доверия ко Христу, чтобы не утратить то сокровенное, что Господь дает сердцу нашему.

    Господь привил нас к Телу церковному. Токи жизни входят в нашу жизнь от Церкви Святой. Но как только человек начинает мыслить о себе как об отдельном каком-то существе, как об отдельном атоме, отдельной частичке, он превращается в то, о чем говорит Господь: если веточка не привита к древу, то она засыхает и ни на что не годна, Господь ее вметает. И наша забота должна простираться не только на самих себя. Наша забота должна простираться на эту полноту Тела Христова, на полноту жизни Церкви. Ибо каждый, кто рядом с нами, он принадлежит Церкви, и мы должны сохранять всемерно своими усердиями и заботами, чтобы не повредился строй-порядок жизни другого человека, чтобы не отломилась эта веточка от тока жизни церковной, чтобы она, наоборот, сохранила всю полноту жизни в самой себе.

    И только в этой полноте и красоте нашей общей жизни мы и постигаем те тайны, которые возвещает нам Господь и полагает на сердце. Только во Христе, только в этой полноте и единстве жизни церковной мы можем достичь этой таинственной радости, о которой нам возвещает Господь. Сам по себе каждый из нас ни на что не годен и ни на что не способен – это мы должны уяснить и, наверно, знать из своего собственного опыта. Но только в Церкви, только во Христе мы приобретаем и смысл нашей жизни, и ту перспективу, которая раскрывается в нашей жизни на многие и многие годы и на вечность саму.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего, самому себе, и каждому из нас, чтобы мы, взирая на труды и подвиги апостолов первоверховных Петра и Павла, помнили, что мы принадлежим к Церкви. И точно так же мы должны нести этот свет и радость в окружающий нас мир. Хоть немножечко мы должны разогнать эту тьму, в которую погружен мир, и в которой он пребывает со времен присутствия здесь на Земле Самого Христа, и до ныне этот мрак все более и более вовлекает и прокрывает умы и сердца других людей. По мере сил своих мы должны стараться помогать и другим людям, чтобы они нашли путь к Церкви. И сколько бы мы ни говорили слов, сколько бы ни призывали, ничего порой не получается и не достигаем мы той цели, о которой мы возвещаем. И по отношению к детям нашим, и по отношению к близким, и по отношению к другим людям. Но есть только один путь, который ведет другого, дорогого и близкого нам человека, ко Христу – это твоя собственная жизнь, в которой должен отражаться свет, в которой должна отражаться та радость, о которой возвещает Господь.

    Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы мы были настоящими христианами, то вокруг нас не осталось бы ни одного язычника. Многие становились христианами, как свидетельствует наша церковная история, только потому, что, как они восклицали, увидев христиан: мы увидели других людей! Мы должны помнить о том, что мы должны быть другими! Мы должны быть не теми, кто стремится в жизни своей напечатлевать греховные начала. Мы должны быть другими, потому что добродетель для нас должна стать смыслом и целью нашей жизни, потому что именно это и определяет и делает нас, как некую клеточку в Теле Христовом, здравым и здоровым. А иначе – болезненным и отторженным от общего Тела Церковного.

    Желаю всем вам Небесным предстательством первоверховных апостолов полноты жизни церковной и благодарности на сердце, не оскудевающей, не престающей перед Господом за то, что Господь дает нам с вами возможность жить в Церкви, что Господь открыл перед нами этот путь жизни церковной. И, со своей стороны, быть неленостными трудниками в этот мире, чтобы и других людей вовлечь в эту полноту жизни радости во Христе, чтобы в нас они увидели не подобных себе, но других – отличных от того, что они видят в окружающем нас мире.

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]