• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице (24.06.2018)

    24/06/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице (24.06.2018)

    Мф., 25 зач., VIII, 5–13
     Лк., 51 зач., X, 16–21


    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, в Неделю 4-ю, мы с вами слышали Евангельское чтение о том, как некий человек – сотник – приходит ко Иисусу с просьбой, чтобы Он исцелил отрока его, слугу его, который был тяжко болен, и надежда, видимо, на то, что земные возможности врачебные помочь ему, уже иссякла. Скорбя об отроке, который служил ему, он приходит ко Иисусу – к Тому, о ком он уже много слышал и знал – о тех удивительных событиях, которые сопровождали жизнь Господа нашего Иисуса Христа, когда Он исцелял больных, немощных, бесноватых, прокаженных. Сотник приходит ко Иисусу в скорби и печали с просьбой об исцелении отрока его. Господь, видя это стремление и желание его сердца послужить ближнему, путь, который он предпринял, и, как он свидетельствует, веру его, исполняет желание сердца его. Как мы слышим: «И исцѣлѣ́ о́трокъ его́ въ то́й ча́съ».

    Когда Господь сказал сотнику, что выздоровеет отрок его, исполнилось то, что желало его сердце, о чем просил он Господа. Но Господь хотел Сам прийти в дом сотника - как мы слышали в Евангелии. Но сотник отклоняет эту почетную, как казалось бы, для человека возможность словами: «но то́кмо рцы́ сло́во, и исцѣлѣ́етъ о́трокъ мо́й».

    Сами иудеи свидетельствовали об этом человеке-язычнике: он любит народ наш, Закон наш, ибо он построил синагогу – место, где собирались иудеи для чтения Священного Писания, и просят Самого Христа, чтобы Он оказал милость по отношению к этому человеку и к просьбе его. Господь, исполняет просьбу, но предваряет это словами, сказанными в адрес тех людей, которые Его окружали, указывая на этого человека, пришедшего с просьбой своей к Нему: «ни во Изра́или толи́ки вѣ́ры обрѣто́хъ» - подобной веры Он не нашел во Израиле. Указывает на то, что: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

    Что же было столь удивительного в сердце этого сотника – простого человека, не искушенного в познании Писаний, толковании Писаний – по отношению к тем людям, которые окружали Спасителя, которые мнили о том, что они многое знают, многое понимают? Но Господь похваляет сотника и, обращаясь к этим людям, которые Его окружают, говорит словами пророка Исаии: «люди сии приближаются ко Мне, словами чтут Меня, но сердце их отстоит далеко от Мене». Указывает на то, что причиной, по которой Господь не принимает прошение, является болезнь, которой было поражено общество в то время, - лицемерие, которое и не позволяло того, чтобы исполнялась сполна эта вера.

    Лицемерие ограничивало духовные возможности человека и делало его бесплодным. Как некогда смоковница, которую обличает Господь, обросла листвием, внешне была красива, но не имела самого главного – не имела на себе плода. И вот эта внешняя красота, внешнее благоустройство, как Господь указывает, ничего не значит для человека, если нет вот этого особого внутреннего устроения, которое Он похваляет в сотнике. Устроение это - искренность и простота, которые должны быть на сердце у человека, ведь о лицемерах Господь говорит, что они утратили самое главное в Законе – суд, милость и веру. Заменили это всякого рода человеческими подношениями Господу, всякого рода правилами, которые они старались неопустительно соблюдать, быть в этих своих мелочах очень точными, но при этом не замечали, как теряют нечто большее. Господь говорит о том, что в этом человеческом служении Богу надо сохранять, не терять и самого главного – не терять внутренней жизни, предстояния пред Христом, пред Богом в наших молитвах.

    Лицемерие прикрывает те болезни, которыми недугает душа человеческая. Недугает она страстями, внешне не видимыми. Ведь есть страсти, видимые для других людей. Они кажутся тяжелыми, вызывающими у других людей и у самого человека отвращение. Святые отцы говорят, что эти телесные страсти могут быть исправлены через обличение от других людей. Мы видим и чувствуем, как другим людям неприятно то или иное наше поведение, сами об этом переживаем. Но есть в нас тонкое, дьявольское искушение, которое пронизывает жизнь человеческую, и не замечает человек этих тонких движений своей души. Это тщеславие, гордость, зависть, всякого рода ревность, в том числе, и духовная, злоба, злорадство, памятозлобие. Все эти качества приходят на сердце человеческое и делают человека гнилым. И для того, чтобы сокрыть эти недуги души своей, таинственные, сокрытые от взоров других людей, человек примеряет на себя личину лицемерия, желая перед другими казаться праведником, и не замечает того, как разрушается и весь его строй-порядок жизни, и вокруг себя распространяет он болезненное состояние, когда другие люди видят, с одной стороны, поступки человека, но не видят в нем той должной простоты и искренности, которые должны были бы соответствовать этим поступкам.

    Господь обличает фарисеев, лицемеров и говорит о том, что есть лишь одно средство, чтобы исцелить это состояние своей души: не судите, да не судимы будете. Перестаньте осуждать других людей, обратите внимание на эту сторону своей жизни – таинственной жизни сердца своего. Разве может человек, который имеет простоту, чистоту сердца своего, сказать что-то грубое о другом человеке, осудить его, если прежде не совершит он это в сердце своем? Слова, которые произносит человек – это лишь свидетельство внутренней жизни самого человека. И слова, которые человек произносит, являются свидетельством того тяжелого недуга, который поражает сердце и душу человека.

    Это состояние слова обличают, и если человек имеет духовную опытность, то понимает болезнь свою и тут же принимается за лечение ее. Но для того, чтобы не осуждать, нужно, прежде всего, отучить себя судить – о тех или иных обстоятельствах, выносить свою суждение о том, что видят глаза. Все, что вижу, о том и пою… Обо всем, что попадается во взор человеку, он тут же стремится вынести свой приговор, вынести свое какое-то суждение на суд других людей. Но при этом не замечает, как болезнь, которой поражен сам человек, касается сердец других людей. Начинает распространяться эта зараза осуждения, когда человек под видом каких-то рассуждений не замечает, как оказывается он в этой пучине осуждения, которая, как воронка, втягивает его все глубже и глубже. Осудил, сказал, потом нужно оправдаться. И душа уже не спокойна, совесть обличает – нужно еще что-то придумать. И нагромождает, нагромождает такой человек в душе своей и в умах других людей всякого рода построения. А проще – испросить прощения! Испросить прощение у Бога и испросить прощение у других людей.

    Посему в этот день, когда Господь, похваляя сотника и указывая иудеям на веру этого человека, которая рождается из сердца простого, искреннего, которое доверяет Богу, мне хотелось бы пожелать, прежде всего, самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили, что жизнь наша духовная начинается внутри нашего сердца, начинается через те первые сердечные движения, когда мы сталкиваемся с окружающим нас миром - миром с другими людьми. Что рождается в сердце, куда оно устремляется – от этого многое зависит и в нашей земной жизни, потому что уважают того человека, который умеет вести себя правильно по отношению к другим людям и не привносит соблазна и смущения в их сердца, и от этого же зависит наша жизнь вечная. Посему и хотелось бы пожелать этой внимательности к сердцу своему, к тем первым сердечным движениям, с которыми мы сталкиваемся по отношению, в первую очередь, к другим людям. Чтобы не осуждение рождалось в сердце, не высокоумное суждение и рассуждение, но желание оправдать, чтобы ни сделал другой человек. Суметь построить добрый помысел, который не уничижает этого человека, но оправдывает его и позволяет другому человеку подняться в наших глазах, а не топить его в болоте сердца своего.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

16 ИЮЛЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-ый час.
17 ИЮЛЬ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение с чтением акафиста прп. Сергию, игумену Радонежскому.
[Далее]