• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в День Святой Троицы (27.05.2018)

    27/05/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в День Святой Троицы (27.05.2018)

    Ин., 27 зач., VII, 37–52; VIII, 12

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Те слова, которые мы сегодня слышали в Евангельском чтении: «Азъ е́смь свѣ́тъ мíру: ходя́й по Мнѣ́ не и́мать ходи́ти во тмѣ́, но и́мать свѣ́тъ живо́тный», - исполнились на многих и многих сердцах людей, которые нашли для себя единственно только и возможный путь здесь на Земле – жить во свете Христовом, чтобы достичь той цели, о которой нам с вами также возвещает Господь. Человек должен найти и открыть в самом себе, в сердце своем грядущее Царствие Небесное. И только во свете Христовом человек открывает для себя эту глубочайшую тайну, сокрытую внутри него самого. Во свете Христовом приоткрываются человеку все тайны. Все, что служит ко претыканию его в мире сем, все препятствия, которые пытается враг рода человеческого положить на пути человека, легко обходит такой человек, ибо живет во свете. Там же, где нет этого света Христова, часто претыкается человек и оказывается в бедственном положении.

    Господь сегодня также говорит в Евангелии о том, что, кто жаждет, пусть идет ко Нему и утолит жажду сердца своего. Нет другого источника в этом мире, кроме Христа, где бы человек мог утолить эту жажду сердца своего. И сколько бы человек ни употреблял усилий от века сего удобно и комфортно устроиться в этом мире – ничего ни у кого еще не получилось. И думать о том, что получится у меня – тоже не приходится, потому что часто сам человек страждет и оказывается в бедственном положении в сердце и душе своей, и не знает он, где ему утолить печали сердца своего. Но мы-то знаем, что есть этот источник, и он открыт для нас всегда.

    Во Христе утоляются все печали и скорби в сердце человеческом. Где же находится это источник – мы с вами точно так же знаем: он находится в Церкви Христовой, где Сам Господь – Глава Церкви, а мы составляем Тело Христово. Сегодня удивительный и таинственный день, который приоткрывает нам некую особую тайну домостроительства Божия здесь на Земле. Господь приходит на эту Землю, принимает образ человека, становится во всем подобным человеку, проходит путь земных страданий, искушений, скорбей, даже послушен был Отцу Своему Небесному до смерти крестной. Господь научает учеников Своих тайнам Царствия Небесного. Но завершается это дело домостроительства Божия, все тайны и события, которые совершались в этом мире, днем Святой Пятидесятницы, когда Господь устанавливает здесь на Земле, оставляет и наполняет Духом Святым Церковь Свою.

    Наша религия – это не религия книги, в отличие от иудеев и мусульман, наша религия – это религия Церкви, где все необходимое для духовной жизни сполна дается нам в этой особой, благодатной жизни Церкви Христовой, где Господь – Глава Церкви. Мы же – уды, части этой Церкви.

    Требуется лишь одно от человека: сделать шаг навстречу Богу, сделать самый решительный и ответственный шаг в своей жизни, когда все, что было прежде, не должно возвращаться к нам. Сделать шаг ко Христу – это значит сжечь за собой все мосты, которые мы мостили в нашей земной жизни. До тех пор, пока человек оставляет кое-что для себя, он не может сполна следовать за Христом. Когда апостолы созидали первую церковную общину, к ним приходили люди, продавшие имение свое, слагали все, что имели, к ногам апостолов. Но некая семья решила, на всякий случай, для себя что-то утаить. Но потерпели тут же бедствие, ибо, принеся то, что посчитали нужным, в Церковь Христову, кое-что оставили себе, но пали мертвыми у ног апостольских.

    Если мы вручаем себя Христу, то вручать должны без остатка, без этих человеческих размышлений и измышлений. К сожалению, Бог и Церковь в сознании современного человека существуют в разных плоскостях. В бытовом сознании складывается: зачем столь много формальностей и обрядов, которые есть в Церкви? Бог должен быть в душе. И с Богом в душе нужно жить. Но, человек, посмотри в себя! Каких божков ты обретаешь в своем собственном сердце через это утверждение? Разве есть там Бог любви и милосердия? Что-то иное обретается в твоем сердце, которое заставляет тебя обижаться, раздражаться, завидовать другим людям. Разве там есть Христос? Его там нет! И только в Церкви Христовой человек через таинства встречается с Самим Богом. Только в Церкви Христовой возможна это таинственная и неизреченная встреча, которая способна изменить жизнь самого человека и наполнить его душу и сердце таинственной и удивительной радостью, которой нет в мире сем.

    Нас всех крестили. Мы считаем, что принадлежим Церкви Христовой. Но когда мы слышим молитвы в таинстве Исповеди, мы слышим там слова священника над нами: «примири и соедини его Святей Твоей Церкви». То есть, хоть нам и казалось, что мы жили в Церкви Христовой, но оказывается, что были мы «на стране далече». И только когда приходим на покаяние, тогда вновь и вновь соединяем себя с этой полнотой жизни во Христе. А были, как ветви сухие, далекие от этой благодатной жизни во Христе. Только через покаяние вновь соединяется отпадшее от этой полноты жизни церковной. И другого пути не существует. Только через покаяние открывается нам возможность вновь и вновь стать этой частью Тела Христова, чтобы и самим наполниться этой живительной силой благодатной жизни во Христе.

    Церковь уподобляют очень часто Ноеву ковчегу. Ной строил свой ковчег на удивление всех живших окрест него людей: человек вдруг строит огромный корабль в пустыне, где и воды-то нет. Но не задумывались о том, что что-то должно произойти, ибо не может человек просто так совершать некое дело, если не будет ему повелено то от Бога.

    Ной открывал двери своего ковчега для всех, кто желал в него войти. Но люди оставались при своих мнениях, при своих рассуждениях, при своих страстях, и не желали войти в ковчег, не верили Ною о том, что грядет. Даже когда пред взором их является таинственное и удивительное событие: звери собираются в ковчег Ноя. И это не вразумляет людей! Но только когда двери ковчега Ноева закрылись, пришел потоп. Но было уже поздно. Погибель пришла, и спастись уже не могла никакая плоть человечья. Все дело в том, что она сама не поверила, не захотела переступить порог этого ковчега.

    Точно так же и Церковь – это наш Ноев ковчег, который проносит нас через эти волны, воздвизаемые житейским морем, готовые нас погрузить в свои пучины бесконечными своими нравственными извращениями, разумениями, попытками что-то доказать друг другу. И этих волн бесчисленное множество накатывает и накатывает на человека, на сердце его, ввергая его в печаль и уныние.

    Куда идти? Идти в Церковь, идти на этот спасительный ковчег, который и способен только перенести человека через это бурное житейское море к той тихой гавани, в которой все умиряется, как некогда Господь умирил Галилейское море и волны, воздвизаемые и смущавшие апостолов. Точно так же и мы, когда приходим в храм, когда приходим ко Христу, должны вынести отсюда это таинственное, тихое, мирное устроение своего сердца. Должна совершиться тайна: наша встреча со Христом.

    Если эта встреча совершилась, если мы смогли достичь этой тайны, хоть немножечко коснуться ее - за этим конкретным богослужением услышать те слова, которые пелись и читались, но они были обращены конкретно к моему сердцу (Церковь обращается всегда к конкретному человеку), то мы должны унести это с собой. Унести так, чтобы не нарушить за дверями храма эту тайну, которую несем в своем сердце. Мы должны хранить ее, как сокровище, в окружающем нас мире. Потерю мира, тишины и таинственной радости о Господе, молитвенного устроения ничто не может заменить нам в этом мире. Потом только опять скорбеть, причитать, понуждать себя на покаяние, чтобы вновь себя, как отпадшую лозу, привить к животворящей лозе церковной, чтобы исполниться токами живительной силы и вновь и вновь получить возможность жить во Христе.

    Мы должны понять, что без этой жизни во Христе все наши хождения и усилия не имеют большого значения для нас с вами. Внешнее не может изменить внутреннего, если человек не понуждает самого себя, если он не обращен к тому сокровищу, которое он несет в своем сердце. «Ищите прежде Царствия Небесного, и все остальное приложится вам». Сокровище это сокрыто в сердце нашем. И это не слова, которые Господь говорит образно, но именно те слова, которые мы находим сами в себе, если будем хоть немного трудиться над собой, благодаря той благодатной силе, помощи таинств церковных, которые действуют в Церкви Христовой.

    Святитель Герман Константинопольский говорил о том, что Церковь – это небо на земле. О том, что здесь живой Бог живет и движется. Так видели и чувствовали жизнь церковную души святые. И мы должны, со своей стороны, стремиться к тому, чтобы эта полнота жизни в Церкви Христовой вошла и в нашу жизнь. Чтобы не было этого бытового понимания и представления о духовной жизни: что Церковь существует сама по себе, а Бог действует и живет иначе, Сам по Себе.

    Церковь одна, и других Церквей нет. Не может Христос разделиться в Самом Себе. Одна Глава, одно Тело Церковное. И наша задача духовная состоит в том, чтобы не утратить этого единства со Христом, всемерно и решительно отсекать все, что нас уводит от Христа. Не бояться, что какие-то возможности будут для нас отсечены, но здоровье вернется в нашу душу и сердце. И иные двери жизненные откроются для нас.

    И мне хотелось сегодня пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы, входя в храм Господень, в Церковь, мы помнили, что мы вступаем туда, где Небо пребывает на Земле, чтобы этот отблеск небесного света мы вынесли в своих сердцах за пределы храма, не утратили и не растеряли его. Хранили его, как некое особое сокровище, в жизни своей. И тогда мы будем самыми счастливыми в этом мире. И мир не сможет похитить этой радости наших сердец. Если же этого не происходит, то вновь и вновь утрачивая это свое сокровище, будем возвращаться в Церковь и стремиться к тому, чтобы вновь обрести этот свет в сердце своем, этот лучик, который блеснет и вновь и вновь вернет нас, уже омертвевшее наше сердце, очерствевшее, окаменевшее вдруг согреет, утешит и сделает его мягким, ласковым, милостивым и любящим.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!


    Слово у креста


    День Святой Троицы – это ни с чем не сравнимый, особый праздник, которого мы всегда ждем после Пасхи. И мне хотелось бы пожелать, прежде всего, того, чтобы эта радость, которую мы получаем за удивительным, праздничным богослужением Святой Троицы, не терялась в наших сердцах. Как некое начало нашей жизни, продолжалась, помогала нам находить правильные решения, пути в нашей жизни. Чтобы эта радость определяла нашу жизнь. Не какие-то печалования, мудрования, а именно эта радость присутствия Духа Святого в этом мире. Реальное присутствие, когда Дух Святый, видимым образом почивший на учениках-апостолах, ныне почивает во всех сердцах, любящих Господа нашего Иисуса Христа. Действительно ведет нас с вами по жизни, помогает решать те или иные задачи, порой не имеющие, с точки зрения земного, разрешения. Но вдруг Дух Святый касается сердец других людей, открываются неведомые нам двери, открываются неведомые нам возможности, и невозможное действительно становится возможным. Но только мы должны помнить: эта невозможная возможность возможна только в Церкви!

    И мне хотелось бы, чтобы вы об этом помнили и при всех своих обстоятельствах жизненных, чтобы ни происходило, какие бы трудности ни возникали, вы должны, прежде всего, вернуться в Церковь, вернуться под это действие благодати Божией, и свет, воссиявший нам, укажет тот правильный путь, по которому мы должны пойти безпреткновенно!

    все праздники

Расписание богослужений

22 ОКТЯБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
17:00 Всенощное бдение
23 ОКТЯБРЬ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]