• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Игорь Осипенко. Слово после соборования (12.03.2018)

    12/03/2018
    Протоиерей Игорь Осипенко. Слово после соборования (12.03.2018)

    Поздравляю всех вас с принятием таинства святого елея, соборования. И хочу всем вам напомнить, что Господь по неизреченной Своей любви к человечеству дал нам изобилие этой земной жизни. Изобилие настолько полное, настолько бьющее через край, что человеческий разум не смог вместить этого изобилия, повредился и отпал от любви Божией. И вот все мы с вами, живущие в этом мире, призваны наследовать Царство Небесное, призваны найти свой путь - путь своего сердца к нашему Творцу, Богу. И путь этот по проклятой Богом Земле для нас очень сложен, потому что слишком много отвлечений мы имеем в этом пути от самого главного, что заповедано нам Богом – от любви. Мы все готовы теоретически, знаем, хотим и почти умеем любить всех: и наших ближних, и наших дальних. И всем все прощать… Но, как в сказке про Буратино, который шел в школу, а услышал музыку, и дорожка его свернула. Так же каждый из нас знает, куда идти, но слышит музыку – и сворачивает в сторону.

    Вот этот наш механизм слышания музыки заложен в нас Самим Богом, потому что Господь нам дал свободную волю, свободный выбор. И благодаря этому свободному выбору мы можем изменять свой путь как хотим, по нашему желанию. И очень часто бывает, что это наше желание не совсем, или совсем не соответствует тому Промыслу Божию о нас, который по милости Своей Бог дал каждому из нас. И тогда Господь вынужден бывает нас немножко исправлять: либо останавливать на краю пропасти, либо просто подталкивать в соответствующую сторону, чтобы мы изменили свою траекторию. Но, так или иначе, из-за этих воздействий Божиих мы терпим некоторое смущение и некоторое ограничение в своей деятельности.

    Одним из самых распространенных и самых обычных для Бога ограничений для человека является болезнь, потому что именно в болезни человек, как правило, может прийти в себя, может осознать свой жизненный путь. У него есть время подумать, у него есть время оценить качество своего здоровья, понять, насколько в здоровом состоянии лучше, чем в больном, и попытаться проанализировать, почему он стал больным. Эти болезни - как гипс, который мы накладываем на переломанную руку или ногу, и он дает возможность нашему сердцу побыть некоторое время в тишине, в бездействии, в спокойствии, и правильно срастись. Чем сильнее повреждено сердце человека, тем на дольше надо накладывать этот гипс, и тем дольше человек болеет.

    Это не значит, что человек, который много болеет, самый грешный на Земле. Это значит, скорее, другое: что Господь ждет от этого человека большего, чем человек делает. Ну, может быть, ленится, может быть, не понимает, может быть, еще как-то думает не о том. И Господь его останавливает и вразумляет.

    И вот таинство соборования, в котором мы сегодня с вами участвовали, это таинство, которое Церковь нам дала для того, чтобы мы могли в нашей болезни принять правильное решение о нашей дальнейшей судьбе. Человеческий ум поврежден и слишком слаб для того, чтобы охватывать какие-то вселенские проблемы. А каждая человеческая жизнь – это вселенская проблема. Каждая человеческая жизнь – это вселенское чудо: каждому из нас лично вручена вселенная в обладание. И поэтому каждый человек перед Богом ценен даже больше, чем вся Вселенная, которая была сотворена до первого человека. И поэтому нам с вами с нашим слабым умом, конечно, не охватить всего того, что в нашу душу и в нашу жизнь закладывает Господь. И поэтому наш путь к исцелению бывает тоже очень извилист. Мы начинам болеть, мы вроде бы как все осознаем, все понимаем, выздоравливаем – и опять становимся на ролики, опять берем горные лыжи, и опять ломаемся. Опять нас надо помещать в гипс и опять нас надо лечить. Так уж устроен человек. И вот таинство соборования – это то таинство, в котором мы молимся Богу не о том, чтобы Он нас исцелил, а о том, чтобы Он нас вразумил.

    Нашему вразумлению мешают наши грехи. Мы все прекрасно знаем, что таинство, которое исцеляет от грехов – это таинство исповеди. И чем чаще, чем внимательнее человек подходит к исповеди, тем больше у него возможностей освободить сердце не только от тех грехов, которые наплаву, наверху, но и тех грехов, которые, может быть, скрыты в складках нашей души или в складках нашей памяти затерялись и забылись. Человек, который часто и регулярно ходит на исповедь в течение некоторого продолжительного времени, потихоньку начинает вспоминать все грехи, включая грехи юности и детства, чуть ли не дошкольного возраста – грехи, которые, казалось бы, совсем забыты. Память у нас хранит все. Другое дело, что мы не хотим ее сильно ворошить. И если человек хочет, то Господь дает ему возможность эту память восстанавливать - в самых мельчайших подробностях.

    Но есть грехи, в которых мы не можем сознаться не потому, что мы их забыли, не потому, что мы их как бы не заметили, а потому, что мы их не осознали, потому что это грехи, которые скрыты от нашего сознания, потому что не все, что окружает нас, мы чувствуем, видим и понимаем. Может быть, мы в метро торопились в переходе в час пик, кого-то толкнули, а он упал и умер. А мы об этом даже не знаем. Может быть, мы кому-то сказали какое-то слово, даже не очень обидное, а человек как-то нас не так понял, пошел и повесился. А мы об этом даже не узнали! Если узнали, то у нас есть, слава Богу, возможность на исповедь с этим прийти. А не узнали - и этот грех лежит на нашем сердце, он нам мешает, он нам затмевает наш ум и не дает нам увидеть свет Христов. И эти грехи начинают потихоньку нас прижимать к асфальту.

    Вот, можно сказать, что наша душа – это комната, в которой светит свет из окошка – свет Божий. И на стекле этого окна скапливается пыль. Есть пыль, которая скапливается изнутри, и мы ее можем тряпочкой протирать регулярно. А есть пыль, которая скапливается снаружи. И если у нас нет возможности открыть окно и помыть стекло снаружи, то эта пыль копится-копится с годами и мешает нам видеть свет. И вот таинство соборования – это то таинство, которое позволяет нам помыть стекло снаружи, даже если у нас нет возможности открыть это стекло и проникнуть к наружной его стороне.

    Таинство соборования нас вразумляет, дает возможность избавиться от той пыли, которая снаружи нашего сердечного стекла. И когда мы помоем это стекло снаружи с помощью Божией, мы увидим, что и изнутри наше стекло промыто не тщательно. Сразу станет понятно, что хоть мы внутри и протирали, и старались все промыть тщательно, но в каких-то уголочках, каких-то щелях, на каких-то поверхностях что-то все равно остается. И стекло, помытое снаружи, сразу дает возможность увидеть ту грязь, которую мы не замечали изнутри. Поэтому таинство соборования дает нам возможность заново исповедоваться. То есть если вы даже недавно были на исповеди, постарайтесь сразу после соборования попасть еще раз на исповедь, и вы увидите, что сразу многое всплывет в вашей памяти, очень многое созреет в вашей голове к тому, чтобы принести это на исповедь.

    И дай Бог, чтобы таинство соборования, которое вы прошли в этом году, действительно помогло вам поскорее снять тот гипс, который наложен на вас Богом, снять те болячки, те немощи, которые Господь дает для вашего вразумления. Но не для того, чтобы опять окунаться в суету этого мира, а, как сказано в текстах молитв, которые мы сегодня читали, для того, чтобы послужить Церкви, для того, чтобы делать заповеди Божии, для того, чтобы найти свой путь к Богу активной жизнью в этом мире столько, сколько еще осталось жить. Чтобы мы сумели все-таки не только теоретически понять, но и на практике ощутить, насколько прекрасен и насколько изобилен тот мир, который Господь дал нам в обладание.

    Радуйтесь этому миру и старайтесь увидеть в гармонии этого мира отголоски того Царства Небесного, которое нас всех ждет к себе. Этот мир падший, он побежден, но, тем не менее, даже в этом мире гармония возможна, потому что Господь сказал: Царство Небесное внутрь вас есть. Это значит, что даже живущий в этом мире человек, еще не умерший, имеет возможность в своем сердце уже здесь нести Царство Небесное. А, значит, что такой человек может в этом падшем, проклятом мире увидеть гармонию Царства Небесного.

    Всех поздравляю с принятием таинства!

    На выходе из храма не забудьте, пожалуйста, взять рис освященный и маслице с таинства соборования, чтобы они помогали вам в течение года утешаться и избавляться от своих немощей.

    Помощи Божией всем!

    все праздники

Расписание богослужений

[Далее]