• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Игорь Осипенко. Слово после прочтения четвертой части  Великого покаянного канона преп. Андрея Критского (22.02.2018)

    22/02/2018
    Протоиерей Игорь Осипенко. Слово после прочтения четвертой части Великого покаянного канона преп. Андрея Критского (22.02.2018)

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, дослушали до конца Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Как мы знаем, слово «покаяние» имеет широкий смысл, и то греческое слово, с которого было переведено наше слово «покаяние», имеет большой спектр значений, из которых самое главное – это «изменение ума». То есть покаяние – это не просто осознание своей греховности, а покаяние – это, прежде всего, изменение своего внутреннего состояния. И вот Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского дает нам удивительный пример возможности вот этого внутреннего изменения, потому что Великий покаянный канон преподобного Андрея охватывает все бытие человечества полностью: от Сотворения мира до Конца Света. Он проходит по всем текстам Нового и Ветхого Завета – от самых первых глав книги Бытия до Апокалипсиса, выбирая из всей Библии те акценты, те моменты, которые помогают человеку не просто повторить Священную историю в своей памяти, а как бы сконцентрировать ее на своем сердце. Каждый лучик, каждое событие из Священного Писания фокусируется на сердце молящегося и, как рентгеном, высвечивает какую-то конкретную деталь, какой-то конкретный изъян этого сердца. И если мы внимательно слушаем весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, мы как бы просвечиваем свое сердце этим рентгеном со всех сторон. Вот, когда проверяют огранку драгоценного камня, есть такой способ: на грань светят специальным лучом света, и если там есть хотя бы малейший изъян, то начинаются всякие оптические эффекты в этом луче. Вот точно так же, когда лучик из Нового или Ветхого Завета попадает в сердце молящегося, сердце вступает в некоторый резонанс, и человек начинает осознавать, насколько его сердце правильно «отшлифовано» в данном направлении, в данном спектре.

    И это произведение – Великий покаянный канон – настолько емкое и настолько полноценное, что человек, который начинает впитывать в свое сердце эти тексты, он не просто видит себя с точки зрения этой вселенской истории, он начинает сопереживать этой истории. И вот это всеобъемлющее, всеохватывающее состояние, когда человек из своего внутреннего мира начинает видеть все творение Божие целиком – и во времени, и в пространстве, и в его историческом развитии – вот это состояние настолько сильное, что оно в нашей с вами бытовой жизни начинает раздвигать границы.

    Я думаю, что каждый из вас, кто внимательно слушает каждый год канон преподобного Андрея, замечал, что в Первую седмицу Великого Поста как-то и время совсем по-другому течет, и внешний мир совсем другой: мы как бы входим в некоторое другое состояние, когда мы внимательно погружаемся в Великий покаянный канон. И вот это состояние очень важно для нас: хотя бы раз в год в него погрузиться и почувствовать, насколько лживый и насколько формальный и пустой мир вокруг нас – тот мир, в котором мы живем постоянно. Тот мир, в котором мы крутимся и предаемся суете – он настолько придуманный и настолько искусственный, и настолько пустой, что, в общем-то, и не стоит отдавать ему столько сил и времени. И вот открою вам маленький секрет: это состояние всеобъемлющего понимания и всеобъемлющего впитывания в себя всего мира, в библейском понимании, оно может быть не только в Первую седмицу Великого Поста. Есть люди, которые живут так всю жизнь. И вот это состояние, когда человек находит в себе силы всю жизнь жить в этом состоянии, это состояние называется преподобничество – когда человек становится преподобным, когда он не только образ Божий в себе несет, но и начинает нести в себе подобие Божие.

    И мне бы хотелось, чтобы эти первые дни Великого Поста дали нам пищу для размышления на весь год, чтобы мы с вами не забывали этого состояния, чтобы мы с вами понимали и «выдавливали» из своего сердца привязанности к этим лживым и совершенно ненужным, совершенно пустым и незначимым вещам, которые окружают нас в этом мире. Есть вещи намного более серьезные и намного более важные. И если мы в этих важных вещах начинаем жить, то у нас совсем по-другому идет время, и мы совсем по-другому видим окружающий мир.

    Очень часто приходится слышать, особенно – от пожилых людей, что время как-то стало бежать очень быстро: в детстве вроде так все было размеренно, медленно, в один день умещалось столько событий, а стал старый - и как-то один день похож на другой, и вроде года улетают, а не цепляется ум за это время. Дело-то не в том, что мы стареем, а дело в том, что мы «притираемся» к этому миру. Мы начинаем вживаться именно вот в эту фальшивку, теряя правильное ощущение времени и пространства – то, которое изначально дано нам от Бога, то, которое дети пока еще могут хоть как-то почувствовать, будучи не оскверненными этим миром, не социализированными, как сейчас говорят. А когда социализация происходит, то ребенок тоже начинает время чувствовать совсем по-другому, и тоже у него убегают эти года, убегают эти минуты совершенно бесцельно.

    И дай Бог, чтобы преподобный Андрей дал нам возможность прочувствовать эти тексты! Было бы очень хорошо, если бы в течение Великого Поста мы к этим текстам возвращались, чтобы на Стоянии Марии Египетской – на службе, которая будет у нас на Пятой седмице Великого Поста, когда в среду вечером мы полностью читаем этот Великий канон – чтобы к этому чтению этот текст стал для нас не просто знакомым, а родным, чтобы мы смогли этот текст почувствовать как ту основу, ту опору, от которой можно оттолкнуться, чтобы взлететь в Небо.

    Помощи Божией! Храни всех Господь!

    все праздники

Расписание богослужений

22 СЕНТЯБРЬ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение
23 СЕНТЯБРЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]