• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Игорь Осипенко. Слово перед Чином прощения (18.02.2018)

    18/02/2018
    Протоиерей Игорь Осипенко. Слово перед Чином прощения (18.02.2018)

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Мы все знаем, что одно из самых главных имен Божиих – это Любовь. И то дело, которое заповедано человеку на Земле для того, чтобы быть не только образом, но и подобием Божиим – это любовь. А любовь, по крайне мере, в нашем земном бытии, никогда не бывает без страданий. Вот те страдания, которые мы претерпеваем ради любви Христовой, эти страдания называются покаянием. Любовь Божия не бывает в нашей жизни без покаяния. И истинное покаяние в нашей жизни не бывает без любви Божией.

    О том, как эти два понятия соединяются в нашей жизни на практике, нам говорят подготовительные Недели к Великому посту. Их четыре у нас с вами. Последнее воскресение было сегодня утром – мы вспоминали Изгнание Адама из Рая. Перед этим было еще три воскресения – официально именные — это Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне и Неделя о Страшном суде. А до этого у нас есть еще одна Неделя, которая не именуется по календарю, но, тем не менее, она всегда предваряет Неделю о мытаре и фарисее – это Неделя, в которую читается Евангелие о Закхее.

    Вот с чтения Евангелия о Закхее и начинается наша подготовка к Великому Посту: открытие того, как покаяние связано с любовью. Чтение о Закхее, мы все его прекрасно помним, потому что оно читается несколько раз в год – оно читается и на соборованиях, оно читается и на освящении домов. Мы его часто слышим: о том, как Закхей, будучи мал ростом, влез на ягодичену, чтобы увидеть Христа, и за это был удостоен милости посещения Божия. Это Евангелие говорит нам о том, что человек, который стремится ко Христа, стремится увидеть Христа, стремится узнать о Христе, он всегда сподобляется милости Божией и посещения Божия. И когда это посещение состоялось, то Закхей в благодарность Богу обещал, что половину своего имения нищим раздаст и, если кого чем обидел, то вчетверо воздаст всем обидимым им. То есть он начинает совершать милость – милостыню творить по образу Божию.

    Следующие Недели после Недели о Закхее – Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде – они повторяют эту мысль, но только частями. В начале мы видим мытарево покаяние, когда мытарь не просто видит свои грехи, не просто уничижает себя, не просто считает себя недостойным взглянуть на Бога или войти в храм. Его покаяние очень ярко окрашено дерзостной молитвой. Он требует от Бога: Боже, милостив буди мне, грешному! Не просто: я грешен…А «милостив буди, мне, грешному!». Он жаждет милости Божией, он жаждет в покаянии от Бога прощения грехов. И этот момент очень важен для нас, потому что очень часто, когда мы приходим на исповедь, понимая свою немощь и понимая свое недостоинство, мы себя осуждаем, мы себя унижаем, уничтожаем. Но при этом забываем о том, что все это имеет смысл только тогда, когда мы это делаем ради милости Божией. Редко когда приходится слышать на исповеди от кающегося это дерзновение мытарево: Боже, милостив буди мне, грешному! А это очень важный момент в нашей исповеди, в нашем покаянии.

    Второе Евангелие из этих частных маленьких кусочков – это Евангелие Недели о блудном сыне. Евангельская притча о том, как блудный сын ушел на страну далечу, а потом вернулся к отцу не солоно хлебавши. И вот это как раз и есть иносказание о милости Божией – о том, как встречает Господь кающегося. Сколько любви и сколько милости изливает Он на тех, кто ищет от Него этой милости и этой любви! Блудный сын одет в новую одежду, ему дали перстень на руку. В духовном смысле, если мы говорим о покаянии, мы можем сравнить блудного сына со святым: Господь прощает ему все грехи, облачает и вводит в Свой дом, то есть в Царствие Небесное, то есть блудный сын становится святым. И каждый раз, когда мы отходим от исповедального аналоя, - мы отходим святыми. Об этом тоже не надо забывать: те грехи, которые мы искренне оставили у ног Спасителя – они действительно оставлены! И действительно, нам даются силы, нам дается власть, нам дается одежда и нам дается перстень для того, чтобы мы почувствовали себя членами Царства Небесного, святыми.

    И вот только из этого состояния внутренней святости, сопричастности Царству Небесному мы можем понять Евангельское чтение следующей Недели – Недели о Страшном суде, в котором говорится о том, что одесную Бога становятся только те, кто творил милостыню на Земле: кто напоил жаждущего, кто посетил больного и заключенного в тюрьму, кто дал одежду или кров тому, кто в этом нуждался. Но все это бесполезно, если мы это даем от себя, от своей человечности. Это имеет смысл только тогда, когда мы делаем это от лица святости Божией, когда мы это делаем из внутреннего состояния сердца святого, причастного Царству Небесному. Это тоже очень важный момент, потому что мы очень часто бросаемся делать добрые дела, а получаются медвежьи услуги: ни себе, ни людям. И вот очень важно нам понять, что должна быть некоторая последовательность, что должно быть некоторое правильное внутреннее состояние, потому что иначе наши добрые дела, действительно, и нашему ближнему не помогут, и нас ввергнут в грехи либо возношения и гордости, либо еще какие-то.

    И вот последнее воскресение перед Великим Постом, сегодняшнее воскресение, нас ставит «на линию старта». Нас Господь приводит в состояние Адама – напоминает нам о том, как пал в Раю Адам и какое состояние было в его сердце, его душе, когда он оказался пред закрытыми вратами Рая. И вот сегодняшнее утреннее Евангельское чтение для нас - это начало поста. Еще целые сутки до поста гастрономического, а в духовном смысле мы уже поставлены на эту линию, и уже Господь смотрит на наше покаяние, уже ждет нашего требования Его милости и уже дает нам возможность из этого состояния прощенности творить добрые дела.

    Но прежде чем мы сможем творить добрые дела от имени Божиего, прежде чем мы сможем искренне покаяться перед Богом и попросить у Него прощения, конечно, мы должны просить прощения друг у друга. И сегодняшняя служба нам специально Церковью дана для того, чтобы мы могли, имели возможность очистить свое сердце от каких-то обид, от каких-то своих ошибок, сделать попытку примирения, сделать попытку приближения к тем людям, с которыми мы часто или не часто сталкиваемся по жизни, и которые так или иначе терпят от нас и от которых терпим мы.

    И вот сегодняшний день – он тоже как продолжение становления на этой стартовой линии. Оно для нас очень важно, потому что в пост ради любви Христовой – в это состояние внутреннего покаяния и внутреннего искания Христа, мы не можем придти, если мы не простили нашему ближнему. Поэтому мне сегодня хотелось бы попросить у всех вас прощения за те огрехи, за ту леность, за те внутренние несовершенства, которые я, как пастырь, показываю вам неправильным примером христианской жизни. Мне бы хотелось попросить у вас прощения за все те несбывшиеся ваши надежды, которые вы возлагали на меня. Попросить прощения за то, что так редко мне удается уделять вам внимание. Я понимаю, что от меня требуется большего, но часто себя слишком жалею и много значения придаю личным заботам, чтобы это время оторвать от своего эгоизма и дать вам.

    Надеюсь на ваше прощение, надеюсь на вашу благосклонность, на вашу любовь ко мне, и взаимно надеюсь, что смогу ответить вам тем же прощением и той же любовью, тем же терпением к вашим недостаткам, которые конечно тоже меня во многом ранят. Но думаю, что намного меньше, чем мои огрехи, потому что, как известно, священники перед Богом на Страшном суде будут отвечать за свои грехи в десять раз строже, потому что они поставлены в этой земной жизни, чтобы быть примером. Если падает в грех мирянин, то этого можно и не заметить, а если падает в грех священник, то он за собой увлекает множество других людей, потому что он всегда на виду, потому что он всегда подспудно рассматривается людьми как пример поведения: если что-то можно священнику, то, тем более, можно и мне, - говорит простой человек.

    Простите меня, отцы, братия и сестры, грешного и недостойного!

    все праздники

Расписание богослужений

22 ИЮНЬ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-ый час.
23 ИЮНЬ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение
[Далее]