• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (18.02.2018)

    18/02/2018
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (18.02.2018)

    Мф., 17 зач., VI, 14–21
    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в Евангелии мы с вами слышали наставление Господа, каким образом нам поститься. Это наставление состояло из трех частей.

    Первая часть была о прощении наших ближних, о том, что любое общение с Богом нужно начинать с прощения грехов тех людей, которые нас окружают. Бог есть Бог милосердия, Бог есть Бог любви. Подобное познается подобным: если человек не научится любви, не научится истинному милосердию, то он не научится общаться с Богом. Он, конечно, может стоять перед иконами, произносить положенные слова – это не общением с Богом, потому что такую молитву Господь не приемлет. Не приемлет того человека, который не научился прощать.

    Очень часто возникают вопросы на исповеди, как относиться к людям, которые явно прегрешают, явно злодеи, строят нам козни, всячески нас стесняют. И святые отцы дают совершенно определенный ответ, как с такими людьми поступать: надо научиться их прощать. Конечно, когда мы занимаем какие-то начальствующие должности, нам нужно уметь и наказывать своих подчиненных, но это не относится к нашему сердцу. Мы можем и на детей наших, если они в чем-то прегрешили, если они провинились, можем и голос повысить. Но при этом не должны менять состояние своего сердца, не должны это делать со злобой, не должны в своем сердце оставлять хоть толикое подобие ненависти к человеку, особенно – к ближним нашим, которые нас с вами окружают.

    Второе, о чем говорит Христос, это состояние поста. Пост – изобретение не новое, не Христос его ввел в эту жизнь. Сегодня мы с вами вспоминаем изгнание Адама из Рая. Адам прегрешил тем, что нарушил пост. Ему дана была в Раю одна единственная заповедь – заповедь о посте. И он эту заповедь не исполнил и пал. Нам с вами очень полезно знать, каким образом пал Адам. Что прельстило Еву? Ева посмотрела на древо, на плод и увидела, что он прекрасен на вид, и подумала, что в пищу такой плод очень хорошо было бы употребить. То есть грех вошел в ее сердце через глаза, прежде всего, потому что она посмотрела сперва на змия и захотела общаться с ним, и через уши – она перестала слышать заповедь Божию, перестала эта заповедь звучать в ее ушах, а стали звучать слова змия. И это для нас с вами наставления, как проводить Великий Пост.

    Великий Пост – это не просто воздержание от еды, от определенных видов пищи. Великий Пост – это серьезное, напряженное духовное делание. Это воздержание всех органов чувств. Особенно сегодня, в 21-ом веке… Да что, в 21-ом веке! Святитель Иоанн Златоуст говорит, что от Бога нас отвращают, прежде всего, житейские попечения. Сейчас, по прошествии 17 веков, ничего не изменилось. Житейское попечение по-прежнему нас с вами сильнее всего отвращает от Бога.

    Но, помимо житейских попечений, мы с вами исполнились суеты: жизнь человека стала подобна ветру, который носится из стороны в сторону, не имеет определенного направления. Человек подвергается атаке громадного объема информации. Он окружен со всех сторон, с которых можно его было окружить, этими источниками информации. То есть через зрение человек получает то, что засоряет его душу, то, что не дает его душе спокойно общаться с Богом, спокойно видеть своего ближнего, спокойно любить того, кто нас окружает. И вот в этом тоже было бы хорошо, чтобы для нас был Великий Пост: чтобы воздерживать свое зрение от того, к чему мы с вами очень сильно привыкли, к чему мы с вами пристрастились. Воздерживать свое зрение от электронных носителей информации, воздерживать свое зрение от общения. Если раньше общение производилось только с помощью уст, ушей, то сейчас, в 21-ом веке, общение перешло в формат зрения во многом. И через это тоже нас с вами отвлекает от того, чтобы слышать заповедь Божию.

    Это очень серьезные вещи и требуют от нас с вами громадного духовного сосредоточения. А пост телесный – это, как я сказал, изобретение не новое: и йоги постятся, и буддисты, и мусульмане. И этот пост для нас с вами должен быть помощником – помощником в общении с Богом.

    Далее в Евангелии Христос говорит, что, когда ты постишься, «не помрачай лице свое», то есть не явись человекам постящимся. Мы с вами во внешнем образе нашей жизни не должны ничего менять по отношению к нашим ближним: не должны надевать на себя какие-то сугубые одежды, черные. Я не говорю про богослужение: тут могут быть и черные одежды, но надо понимать, в чем их смыл. Смысл черных одежд заключается здесь в том, чтобы нам с вами друг на друга за богослужением внимания не обращать – не обращать внимания на то, кто во что одет. Только вот в этом смысл черных одежд – что мы с вами не думали, во что одеться, а просто надели ту одежду, которая нам прилична…

    Христос обращает внимание на то, что нам нужно уделить все внимание нашего сердца на общение с Отцом Небесным, чтобы этот пост был не просто формальным исполнением заповедей Христовых, не просто каким-то отвлеченным духовным деланием, а был живым общением с Богом. Старец Паисий Святогорец говорит, что мы не вкушаем пищу в первые три дня поста по уставу, потому что мы любим Христа. Мы с вами забываем о том, что поститься надо от любви к Богу, и наполнять свое время поста общением со Христом. И говорить Ему: Ты постился 40 дней, Ты не вкушал пищу, но мне это сложно, я хотя бы три дня не буду вкушать пищи, или даже один день, или даже час не буду вкушать пищи, но это ради Тебя, Господи! Я это делаю не просто потому, что надо исполнить Твою заповедь, не просто потому, что Ты мне так повелел, а потому, что я Тебя люблю и хочу хоть чуть-чуть Тебе подражать! Хоть чуть-чуть подражать тому подвигу, который Ты взял на Себя ради нас. Хотя Христос не имел никакой нужды в посте. Помните, что Он говорит ученикам Иоановым и фарисеям? Он говорил: как могут «поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?». Тем более, и Христу не нужно было поститься. Он показал нам с вами пример того, как нужно жить.

    И все, что мы будем постом делать, мы должны это посвящать Небесному Богу-Отцу, Господу нашему Иисусу Христу и Святому Духу, чтобы эти дела были не вотще, не чтобы потешить наше самолюбие, не для того, чтобы мы почувствовали свое отличие от других людей – как и апостол Павел нам в послании своем говорит, что  «ядый не ядущаго да не укаряет: и не ядый ядущаго да не осуждает». Не в этом смысл поста – не в том, чтобы мы осуждали других, не в том, чтобы мы превозносились постом. Каждый сам ответит перед Господом за свою жизнь.

    Далее Христос приводит третий пункт – это отношение к сокровищу нашего сердца, к тому, что мы полагаем в сердце истинной ценностью. Христос говорит о богатстве: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Это важно для поста, потому что пост – это не только время сугубого воздержания, это не только время молитвы. Пост – это и время доброделания. Об этом говорят все святые и об этом говорят песнопения нашего богослужения во время всего поста (если внимательно будете читать Постную Триодь, то это увидите), что пост – это время, когда мы можем от себя, от нашего материального благосостояния чуть-чуть оторвать и посвятить своему ближнему. Посвятить служению друг другу, увидеть нужды наших ближних и как-то от себя чуть-чуть отлепиться и наше сердце, наше сокровище положить на Небесах, хотя бы постараться это сделать. Постараться не думать, как приобрести, не думать о том, что купить, не думать о том, как купить, как повыгоднее продать, как повыгоднее вложить, как сохранить все, что мы накопили – все эти мысли оставить на потом. А постом заняться нашей душой, заняться тем, чтобы истинно за этот пост хоть на чуть-чуть, хоть на шажочек приблизиться к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, Который благоволил за нас с вами пострадать, принять Свой Крест, и ради нас с вами воскрес во славе, чтобы и мы с вами сподобились воскресения и сидения одесную Бога-Отца со Господом нашим Иисусом Христом и Святым Духом.

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

10 ДЕКАБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-ый час.
11 ДЕКАБРЬ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-ый час.
[Далее]