• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю о Страшном Суде (11.02.2018)

    11/02/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю о Страшном Суде (11.02.2018)

    Мф., 106 зач., XXV, 31–46

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня у нас Неделя, которая именуется Неделей о Страшном Суде – по тому Евангельскому чтению, которое мы только что слышали, когда Господь приоткрывает пред учениками Своими тайны грядущего. Открывает те тайны, которые сокровенны и недоступны для человеческого рассуждения. Не может человек представить для себя тех грядущих событий, которые ожидают мир сей, ибо горизонт событий человека связан лишь с обстоятельствами земными текущего дня, где человек пытается решить те или иные свои заботы, а уж увидеть день завтрашний или чуть-чуть дальше - для человека представляется невозможным. По каким-то лишь признакам может выстраивать человек свои дальнейшие грядущие события, но Господь даже предупреждает нас и говорит: кто знает завтрашний день? Никто не знает, кроме Господа, какие события нас ожидают, как будет выстраиваться этот день. Мы можем лишь гадать. Как будут совершаться события грядущего дня – только в руках Божиих.

    И как же можно представить себе более отдаленные события, которые грядут и именуются «Страшный Суд», которые столь далеки и столь непонятны нашему человеческому рассуждению. Что сие будет? Как это будет? Как это возможно, чтобы люди воскреснули? Как вообще огромное количество людей явится пред Лицем Божиим? Как по мгновению может совершиться суд над таким огромным людей? Множество вопросов возникает в душе человеческой, на которые человек ответа найти не может. Не дело это человеческого ограниченного ума, а дело того всемогущества Божиего, которое являет над человеком не только любовь Свою, но и правду Свою.

    Любовь невозможна без правды - правды Божией. И как будет исполняться правда Божия над человеком, лишь прикровенно говориться нам в словах Спасителя о том, что одни могут оказаться по правую руку от Спасителя, а другие будут по левую. Одни пойдут в жизнь вечную, а другие уйдут во огнь вечный. Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил о том, что вода обличит нашу неправду, а земля откроет все наши беззакония. Преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что тела, которые люди получат в это мгновение, будут отличаться от того, что мы себе представляем. То, что один человек получит от Господа, будет светлым, а другой вернется от Господа, облеченным в темное, мрачное тело.

    Мы в жизни своей видим, что есть люди светлые, а есть люди мрачные. Мы умеем различать это в нашей земной жизни в зависимости от настроения, устроения человека, от его какого-то состава земного. Но там откроется уже не земной состав человек, а его духовная составляющая: либо человек причастен к свету, либо причастен ко тьме. И это будет во мгновение видно и понятно: вдруг на этом огромном поле людей то там, то там, то там будут возникать светлые точечки, которые и будет Господь призывать и собирать к Себе. А то, что мрачно, то, что темно – оно так и останется, и уйдет на сторону другую, ошуюю. Свет Господь соберет к Себе - это то, что по природе Ему близко и является отблеском того света, который Господь принес на Землю. «Ходите во свете, - говорит Господь, - дондеже свет имате».

    Господь предупреждает, что это состояние откроется в тот момент, когда Он придет, чтобы вынести окончательный приговор о каждом человеке. И здесь уже не будет возможности для человека изменить свое состояние. Что собрал, что сделал, какими делами себя украшал – все это будет во мгновение открыто. Здесь не потребуется уже никаких иных слов, никаких иных дополнительный исследований – все будет понятно, все будет и для самого человека определено во мгновение, все станет на свои места. Все наши дела мгновенно получат эту оценку нашего сердца: либо они причастны к свету, либо они причастны к тьме. И все это станет видимо для всех. Каждый будет видеть каждого и самого себя.

    Казалось бы, так легко для человека собрать эти дела, которые приносят свет в душу и сердце человеческое. Мы слышали, как Господь говорит, что от нас не требуется ничего великого. Он говорит о каких-то простых, доступных событиях в нашей жизни, о делах милосердия, которые мы порой совершаем в своей жизни ежедневно. Казалось бы, никаких трудностей для человека не должно быть в том, чтобы обрести это состояние, когда свет пребывает в сердце и душе, когда просвещается сам человек и на грядущие века: через свои небольшие, малые дела. Не так все просто в духовной жизни! Человек умудряется, даже делая небольшое, малое дело, привнести в него нечто от себя, а если сказать более точно, то привнести нечто из другого, темного мира в эти дела. И человек, делая, как ему кажется, добрые и светлые дела, при этом начинает в эти дела привносить ту составляющую, которая обращает их в свою противоположность.

    «Добрый» – это не значит, что такой человек обретает спасение. Есть много понятий, которые не употребляются даже у святых отцов. «Добрый» человек многое может совершать, но внутри его может жить страсть тщеславия, гордости, он может делать все напоказ, с желанием, чтобы его прославили, чтобы памятник ему поставили, чтобы о нем не забыли, чтобы дела его свидетельствовали о его знаниях и прочее, и прочее… Это тщеславие разъедает и уничтожает все добрые дела, в том числе, дела милосердия.

    Человек может «благотворить», как это сейчас принято, и часто употребляется это слово. Но как часто мы сталкиваемся с тем, что за благотворением следует множество пожеланий от человека для того, чтобы удовлетворили его тщеславие, удовлетворили его какие-то человеческие пожелания. И в итоге, где же оказывается это «благотворение», которое мы совершаем для других людей? Делаем дело для человека, но про себя, в уме держим, что это человек – наш должник. Мы-то ему что-то сделали, значит, можем рассчитывать на то, что и он для нас когда-то может что-то сделать. И это состояние сердца человеческого как бы уничтожает дела милосердия, которые человек совершает так легко. У человека много средств, он может ими пользоваться как угодно, давать и в долг, и просто раздавать деньги, но при этом он желает и власти, и того, чтобы его прославляли.

    В истории это многажды было. Это свойственно сердцу человеческому, которое не очищено от страстей. Господь нас предупреждает и говорит о том, что дела, которые мы совершаем, должны быть очищены нашей внимательной духовной жизнью к тем поступкам, которые мы совершаем. Господь предупреждает: правая наша рука не должна знать о том, что делает левая. Мы не должны позволять себе того, чтобы в эти дела, которые мы совершаем, в том числе, духовные, молитвенные, привносилось нечто, чуждое Богу - дух чуждый, лестный, недобрый, темный, который уничтожает и разрушает все, что делает человек.

    У, казалось бы, доброго, хорошего поступка, который человек совершает в земной жизни, имеется иное измерение – духовное. И оказывается, что этот поступок, хотя перед людьми и какими-то земными обстоятельствами выглядит добрым и хорошим, но к нему еще  добавляется духовное измерение нашего сердца, а в сердце этот поступок еще имеет направление тщеславием, гордостью, желанием властвовать, желанием наставлять, учить, подчинять других людей, и оказывается поступок этот не столь уже для человека полезен, как ему казалось. Даже более того: оказывается, что мы теряем все то, что сотворили, сделали.

    Мы никогда не должны забывать, что все наши поступки определяются этой духовной составляющей. Все определяется тем, куда мы стремимся. Если стремимся к Богу, значит, все совершаем ради Бога – «не нам, не нам, Господи, но Имени Твоему»: забываем о самих себе, простираемся только к тем заботам, скорбям и страданиям другого человека, нежели к заботам о себе самих. Господь желает того, чтобы мы забыли о себе, но послужили другому ради Господа нашего Иисуса Христа. Ради Него Самого мы только и должны совершать наши поступки. В этом и есть наше духовное измерение, наша устремленность в совершенно иное духовное пространство, а не туда, где все желания и добрые намерения человеческие получают совершенно иное значение пред Лицем Божиим.

    Сегодня нам Господь напоминает о тех далеких, грядущих событиях, которые столь непонятны для нашего сердца, но о которых Господь говорит, что все это совершится. Причем совершится в жизни не вообще «человечества» как некая катастрофа, не в жизни какого-то периода времени, но это совершится в жизни каждого из нас: мы увидим Господа. Сейчас Он здесь, посреди нас. Порой мы Его не чувствуем сердцем своим, но Он видит, чувствует и знает глубины сердца каждого из нас. Но придет тот момент, когда мы увидим Его. И в каком состоянии будет наша душа? А душа наша будет иметь тот облик дел наших, зависящий от того, были ли они очищены покаянием, внимательной духовной жизнью, либо они были исполнены своих желаний, страстей и устремлений.

    Посему желается, чтобы предстоящие дни Великого поста – дни духовной собранности, внимательной жизни – помогли «навести ревизию» в своем сердце, в своих делах, чтобы освободиться от ненужного, убрать черноту из жизни своей, оставить только то, что нужно. Пусть это пред Лицем Божиим и малая лепта, но она имеет великую цену!

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

17 АВГУСТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-ый час.
18 АВГУСТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение
[Далее]