• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее (28.01.2018)

    28/01/2018
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее (28.01.2018)

    Лк., 89 зач., XVIII, 10–14

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами слышали известную нам всем притчу о фарисее и мытаре. Притча очень серьезная – серьезная для нас с вами, православных христиан, потому что она обличает каждого из нас, в больше или меньшей степени. Фарисей был человек действительно праведной жизни. По меркам современного мира, если бы мы такого человека увидели, мы бы сказали, что это – святой человек, потому что он исполнял все повеленное Законом. Был очень порядочным человеком, уважаемым в обществе, соблюдал все положенные предписания – если переводить на наш язык, то он соблюдал все посты положенные, регулярно причащался, исповедовался, был набожным, религиозным человеком. А мытарь, в нашем представлении, был возможно человеком и некрещеным, который и в храм-то не ходит, который далек от храма – обычный человек, может быть, в детстве крестился, а может, и не крестился вовсе, где-то на отшибе таких людей… Сейчас у нас такое отношение к бомжам, пьяницам: когда мы смотрим, то нам неприятно рядом с ним находится, от него неприятно пахнет. Хотя мытари в то время были люди богатые, но к ним относились, как к изгоям общества. Сейчас такими изгоями является такой «элемент», который, как нам кажется, ведет неправильный образ жизни. И, помогая ему, мы зачастую себя немного возносим: мы оказали милостыню этому человеку.

    И важно понимать, почему Господь осуждает духовное состояние фарисея и оправдывает мытаря. Ведь фарисей дошел до такого состояния не потому, что он был плохим человеком и не потому, что он хотел сознательно быть богоборцем. Он дошел до такого состояния, потому что против нас всех, против рода человеческого, начиная с Адама, ополчился лукавый змей. И даже раньше, когда Денница – светлейший ангел Господень был от Бога увенчан высотой добродетелей, увенчан высотой красоты божественной, он пал. Пал не снизу, пал не низким грехом, который исходит от нашей плоти, как мы с вами знаем, есть такие грехи, которые от плоти происходят: объедение, блуд, помыслы. А он пал с высоты – с высоты добродетелей. И Адам пал с высоты богообщения, с высоты приближенности к Богу. И то состояние, в котором мы с вами находимся, в которое нас с вами Христос возводит – оно очень опасное, потому что мы с вами за Божественной Литургией доходим до самой высоты богообщения, которая невозможна человеку, которая невозможна даже ангелам, которой удивляются ангелы и хотели бы иметь такую высоту богообщения, которую даровал нам наш Господь Иисус Христос - высоты принятия в себя Сына Божия через принятие Пречистых Его Тела и Крови. Через то, что Сын Божий делает нас равными Себе и усыновляет нас Отцу Своему Небесному.

    Задумайтесь, какое дерзновение, какая высота, что мы можем называть Бога Отцом! Ни одна религия не дает права Творца называть свои Отцом, потому что бесконечная разница между Тем, Кто сотворил, и тем, что Он сотворил. Посмотрите, что делает Бог Отец: Он посылает Сына Своего единородного, единственного Своего Сына, чтобы сделать нас подобными Ему. Этот Сын берет на Себя наше человеческое естество и усыновляет его Своему Отцу. И через Иисуса Христа мы можем называть Бога Отцом. Это – несказанная высота! Высота, о которой не могут мечтать даже ангелы. И вот с этой высоты – высоты христианства – нам с вами очень легко упасть. Упасть подобно фарисею, ведь фарисей в этом мире безбожном, который его окружал, находился тоже на очень большой высоте: у него был Закон, у него были пророки, которых мир не знал. Мир не знал истинного Бога. А фарисей мог его познать.

    И вот мы с вами, по милости Божией, находимся в Церкви Христовой. По милости Божией можем познавать Бога Иисуса Христа и Бога Отца, и иметь причастие Святого Духа. Это несказанная высота – высота, с которой могут быть только два пути: либо восхождение на Небо, либо падение в бездну. «Тот, кому много дано, с того много спросится».

    И вот современная наша позиция христианская: батюшка, мы такие немощные, слабые, грешные, научите нас чему-нибудь, а сами мы учиться ничему не хотим, сами мы не хотим зачастую подвизаться… Это позиция лукавого, потому что нам с вами много дано, и много с нас спросится. Но как же нам быть на этой высоте? Как не возгордиться? Как возделать то, что святые отцы называют «фундаментом» любой добродетели – это мытарево смирение? Очень просто проверить себя на смирение: многие очень долго ходят в церковь, и когда даешь такому человеку совет духовный или что-то рассказываешь, он говорит: я же лучше знаю, я же уже 20 лет, 30 лет, 40 лет в Церкви, я столько времени подвизаюсь, столько времени соблюдаю весь закон христианский. Если у нас с вами такое устроение, то, видимо, мы мало еще научились тому, что есть христианство. Истинное христианство всегда готово учиться, всегда признает себя ниже всех. Авва Дорофей говорит, что смирение подобно пыли, которая валяется на дороге, и ее все попирают. А она ничего об этом не говорит плохого, потому что считает себя достойной попрания, ведь она же – пыль.

    И вот если мы с вами будем учиться у людей некрещеных, которые находятся вне Церкви – учиться общению друг с другом, учиться, даже не говорю «смирению», а просто человеческому отношению друг к другу, человеческому отношению к старшим, человеческому отношению к своим родителям, человеческому отношению к нашим детям – если мы хотя бы дойдем до этой высоты человеческого отношения к людям, это уже будет во многом проявлением нашего смирения. Признать, что мы, несмотря на то, что находимся в Церкви Христовой, не приняли в наши сердца того, что говорит нам Христос, не научились не то, что смирению, а не научились человеческому взаимоотношению друг с другом, не научились послушанию старшим, не научились послушанию Святой Церкви.

    Послушание Церкви у нас заключается также в том, что мы исполняем предписания поста. Следующая неделя у нас без поста в среду и пятницу, седмица сплошная. И зачастую люди в конце этой седмицы, в воскресенье, приходят причащаться. И такого человека спрашиваешь: ну, как же так, ты постился, а в эту неделю не положено поститься? А человек говорит: у меня душа расположена причаститься, и я пришел причащаться. И ему все равно, что говорит Святая Церковь.

    И таких моментов очень много в нашей жизни, когда мы не слушаем Церковь, когда мы наш духовный ритм, нашу духовную жизнь подчиняем своему хотению. Мы в храм приходим для того, чтобы исполнить нашу религиозную нужду или даже порой религиозную жажду общения с Богом, но убираем из этого общения послушание Святой нашей Матери-Церкви. И вот в эту неделю хочется всем нам пожелать этого послушания.

    Вчера на всенощном бдении мы слышали, как пелось: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» - это уже постное песнопение. Идет настройка на постный лад. То, что следующая седмица сплошная, это не значит, что нам с вами нужно объедаться и предаваться всякого рода увеселениям. Уже настроение ближе к посту – начинается постное настроение. И хочется нам всем пожелать, чтобы мы слушали Церковь, слушали то, что читается за богослужением, и впускали это в самое-самое сердце свое. Начинали менять свою жизнь. Начинали выстраиваться по образу святых отцов, по образу истинного смиренномудрия, которое да сподобимся мы получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]