• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Обрезание Господне.   Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (14.01.2018)

    14/01/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (14.01.2018)

    Мк., 1 зач., I, 1–8
    Лк., 6 зач., II, 20–21, 40–52
    Лк., 24 зач., VI, 17–23

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, братия и сестры, мы с вами слышали три Евангельских зачала, которые посвящены событиям этого воскресного дня. Прежде всего, это Евангельское чтение от Марка, посвященное Неделе пред Богоявлением. Мы слышали о том, как Иоанн Креститель выходит на проповедь свою. И люди устремляются к нему в пустыню, чтобы принять от него крещение в водах Иорданских. Что же влекло этих людей в пустыню – в места, далекие от тех, где они жили, в места дикие? Это был Иоанн Креститель, который привлекал их сердца. Слова, которые он говорил, ложились на их сердца, и люди готовы были исполнять то, что он им говорил, ибо слова его имели особую силу для них.

    Много слышится слов в этом мире. О многом пытаются люди сказать друг другу, достучаться до сердец, чтобы, как кажется, исправить то, что недолжно в душе и сердце другого человека. И не успевает ничто же человек, ибо слова его не достигают сердца другого человека. Люди смущаются, пытаются вновь и вновь приступить к сердцу другого человека, но оно остается закрытым, и слова, может быть, самые хорошие, во множестве своем, остаются вовне и не касаются сердца человеческого. Что-то здесь не так, ибо, как нам кажется, мы желаем доброго, желаем пользы, но ничто же достигаем в своих усилиях и, порой, может быть, даже эти слова, которые произносятся, приводят к разномыслиям, к раздражениям и ко всякого рода обидам, которые возникают между людьми.

    Не так происходило с теми людьми, которые слышали слова Иоанна Крестителя в пустыне Иорданской. Те слова, которые он произносил, ложись на сердце этим людям. Слова не простые - слова, которые обличали их грехи, которые требовали от них изменить жизнь, иначе совершать в жизни своей многие поступки — против того, к чему они привыкли, против, может быть, обычаев сложившихся. Но люди готовы были принимать эти слова и исполнять их в своей жизни. Они видели перед собой иного человека, отличного от всего того, что было известно им из опыта своей жизни и об окружающих их людях. Они видели человека несокрушимой воли. Они видели человека, способного противостать всем соблазнам мира сего. Они ему верили, ибо действительно видели в нем эту несокрушимую силу, подобную тому, как некогда являл ее своим современникам пророк Божий Илия. Понимали, что человек, который стоит перед ними, не будет лукавить, и слово его будет одинаково и для богатого, и для во власти сущего, и для человека простого, ибо он будет говорить от Бога – от того, что ему Господь повелевает и полагает на сердце его.

    Он в послушании у Бога. И это величие и достоинство Божиего человека, которого видели люди перед собой, делало их способными воспринимать те слова, которые говорил пророк Иоанн Креститель, и позволяло им исправить жизнь свою. Но что же сделало его таким твердым и несокрушимым адамантом веры, которая побеждала неверие в сердцах людей, всякого рода разномыслия? Об Иоанне Крестителе мы знаем, что он был спасен своей матерью Елисаветой от избиения младенцев царем Иродом, когда она убежала с ним в пустыню, сокрылась в пещере. Но недолго она прожила – буквально через несколько дней она почила, и младенец остался один. Явились ангелы, и они воспитывали его. Так вот люди видели перед собой человека, который был воспитан ангелами. И они понимали, что он – совершенно иной человек, отличный от того, что они видели и знали до сего времени.

    Бывает разница, как мы знаем, от того, где воспитывается человек. Как говорят, что человек, воспитанный с животными, уже никогда не сможет  стать человеком в полной мере. Человек воспитывается в том обществе, в котором он живет, воспринимает от него те навыки, понятия, нравственные ценности, на которых выстраивается его жизнь. И велика бывает разница для человека в зависимости от того, где укреплялась, возрождалась и воспитывалась его душа. И вот сегодня Святая Церковь являет перед нами этот облик Иоанна Крестителя – человека, способного следовать за Богом вопреки всем понятиям, всем соблазнам мира сего, ибо для этого человека главным является служение Богу, послушание Богу, а не всякого рода мирские компромиссы в попытках решить земные дела, устраивая так, чтобы не смутить ни одних, ни других, но при этом отступить от того, что заповедует нам Господь. Иоанн Креститель следовал только по тому пути, который полагал ему Господь. Идти по этому пути очень нелегко для человека. И мы видим, что, для того, чтобы встать и обрести эту силу духа и веры, требовалось воспитание среди ангелов.

    Сегодня мы слышали и Евангельское чтение о событии Обрезания Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. Господь, не нуждающийся ни в каких внешних человеческих знаках, совершает это событие, повеленное некогда Богом Аврааму, как свидетельство принадлежности народу Божию, как послушание Богу. И Господь принимает на Себя этот знак для того, чтобы свидетельствовать о том, что Он входит в это особое духовное родство с тем народом, обетование о котором было дано праотцу Аврааму. Входит внешним образом, плотски, показывая, что Он желает только одного: чтобы ничто не разделяло Его с теми, кто должен пойти во след Его.

    Господь желает, чтобы мы, идя во след Его по этому пути, воспитывали и сами себя в той полноте жизни, которую Он принес сюда на Землю, в тех возможностях, открывающихся для человека в таинствах церковных. Ничто не разделяет нас со Христом! Господь все принимает на Себя без остатка для того, чтобы мы смогли, преодолев свои немощи, пороки, страсти, гнездящиеся в душе, пойти во след Его. Господь дает нам жизнь в Церкви для того, чтобы мы через таинства церковные могли обрести эту полноту своей жизни и войти в полноту меры жизни духовной, чтобы стать такими же несокрушимыми в своей вере и в своей воле, как Иоанн Креститель – в той мере, которая доступна для нас. Господь показывает нам тот путь, которым мы должны идти. И никакие смущения, никакие переживания не должны останавливать нас в этом делании, в этом восхождении от Земли на Небо. Какие бы трудности ни возникали у человека на его пути - он все может преодолеть, если он со Христом, если он не уходит с того пути, который полагает ему Господь здесь на Земле.

    Сегодня мы празднуем память святителя Василия Великого. Жизни его здесь на Земле было 49 лет. Но сколь много успел этот дивный светильник Божий! Сколь много было сделано им! Родившись в 330 году, святитель Василий Великий был воспитан своей благочестивой бабкой, которая была христианкой. Из млада был напитан знанием о Христе и уже через 30 лет он становится чтецом, сопровождающим епископа среди тех нестроений, бурных обсуждений, которые возникли в этом мире в связи с появлением в Церкви ересей. Это состояние Церкви он уподоблял морской битве, которая происходит в сплошном тумане: многое было непонятно, еще многие понятия церковные не были отточены, и граница между правыми и неправыми мыслями были не столь очевидна, и приходилось употреблять усилия, прежде всего – богословские, для того, чтобы найти, как правильно выразить понятия нашей веры. Это был величайший труд и подвиг, который понес святитель Василий. Но за те 30 лет - до того, как он стал участвовать в жизни Церкви, он сумел пройти обучение в Кесарии, учиться и в Константинополе, учиться и в Афинах. Приняв крещение, он отправляется в Египет, в Александрию, в монастыри, чтобы увидеть дивных старцев, увидеть монастырь преподобного Антония, познакомиться с уставом и житием общежительного монастыря Пахомия Великого. Посещает монастыри Сирии. Возвращается и уединяется недалеко от своего города Понта, куда приходит к нему друг его Григорий Богослов. И все это он успел за очень небольшой отрезок времени – до 30 лет. Хотя не было современных средств коммуникации, не было современных средств передвижения… Как много может успеть человек, если он этого желает и устремляется к тому, чтобы познавать и открывать для себя полноту духовной жизни и тайны сокровенные через искания добрых учителей!

    Святитель Василий Великий возводится на кафедру Кесарии Каппадокийской в эти времена борьбы с арианством, ибо действительно настало уже то время, когда трудно было различить, кто прав, кто заблуждается. Но этот внутренний подвиг воспитания себя и научения принёс свои плоды. И, прежде всего, конечно же научения на подвиге угодников Божиих, дивных отцов, которых он видел во Египте, где к тому времени сложилось уже монашество во всей своей полноте и в тех научениях, которые были восприняты по том по лику всей Земли.

    Сегодня мы вспоминаем все эти события и Евангельские чтения, напоминающие нам о том достоинстве, которое несет каждый из нас в самом себе. И как бы мы ни желали многое сказать другим людям, чему-то их научить, но не многое удается успеть. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что если бы мы были истинными христианами, то вокруг нас не осталось бы ни одного язычника. Напоминает нам о том, что наша жизнь духовная не должна ограничиваться храмом, теми небольшими минутами чтения нашего молитвенного правила. Но наша вера должна сопровождать нас во всех наших поступках и, наверно, прежде всего в тех словах, которые мы говорим по отношению друг к другу, порой не задумываясь о том, какие оценки мы выставляем окружающим нас людям или событиям, не имея о том ни малейшего понятия и представления. Кто может заглянуть и понять, какую меру труда и подвига, какой крест несет другой человек? Не все, что видится внешним образом, соответствует тем трудностям и переживаниям, скорбям, которые несет человек, как крест внутренний. И что значат наши слова, какие-то наши подсказки, если мы не понимаем самого главного и не видим тех трудностей и скорбей на сердце другого человека? И, прежде всего, требуется от нас научиться молиться друг за друга. Не слова говорить, не совершать какие-то попытки наставлять и назидать другого, но мы должны научиться молиться за другого человека. Видеть те трудности и скорби, которые он несет в своей жизни, чтобы в этой молитве обрести те слова, которые желал бы Сам Господь сказать другому человеку. И тогда эти слова будут исполнены силы благодатной и будут они касаться сердца человеческого, и будут способны изменять жизнь другого человека. Нежели те слова, которые говорятся без молитвенного делания, без молитвенного устроения прежде - они никакой пользы не приносят. Они являются разрушительными как для самого человека, так и для окружающих его людей.

    Слово имеет особую силу в нашей жизни. Его нельзя вернуть назад. Выскочив однажды из уст твоих, оно будет уже жить своей жизнью в сердце другого человека. Посеял что-то – потом пожнешь то, что посеял своими словами! Уж лучше промолчать, нежели говорить пустое, ненужное, недолжное, а уж тем более, когда не знаешь, как это отзовется в сердце другого человека, чем это обернется для него и для тебя. Благоразумное молчание и молитва – это то, что должно нас сопровождать в нашей духовной жизни, помогать нам выстраивать своего внутреннего человека таким образом, чтобы он воспитывался в молитвенном делании. И тогда наши слова будут иными. Как Иоанн Креститель воспитался среди ангелов, среди тех слов, которые он слышал от ангелов, точно так же и наша душа, воспитываясь в молитве, приобретает иное качество, которое зримым образом будет видимо другим людям. И сила, сокрытая в наших словах, будет не нам принадлежать, не нашей рассудительности, не нашим каким-то человеческим размышлениям, но будет исходить от Самого Бога.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что молитвенное делание – это то, что воспитывает, прежде всего, нас, то, что делает возможным изменять тот окружающий нас мир, в котором мы находимся. И мы не должны заблуждаться - другого пути не существует!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

23 ФЕВРАЛЬ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Утреня, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров, молебное пение вмч. Феодору Тирону и благословение колива.
17:00 Великое Повечерие, Утреня (полиелей), 1-ый час.
24 ФЕВРАЛЬ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение
[Далее]