• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец (24.12.2017)

    24/12/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец (24.12.2017)

    Лк., 76 зач., XIV, 16–24
    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    «И сказал мне Ангел: напиши, - так говорит Иоанн Богослов в Откровении своем, - блаженны званые на брачную вечерю Агнца». Господь указывает на ту радость, на ту полноту жизни, которая доступна человеку как творению Божию. Доступна возможность быть со Христом, быть в радости Господа нашего Иисуса Христа. И к этому блаженству Господь призывает всех. Он нам с вами указывает и в Евангелии говорит о том, что, как солнце светит на всех, как дождь дождит на землю («я́ко сóлнце своé сiя́етъ на злы́я и благíя и дожди́тъ на прáведныя и на непрáведныя» Мф 5:45), но по-разному отзываются сердца человеческие на этот призыв Божий.

    И сегодня Господь в притче в Евангелии, которую мы слышали, обращается и к нам с вами и говорит о том, чтобы мы имели возможность еще раз внимательно посмотреть на свое собственное сердце, чтобы понять, нет ли в нем того устроения, которое лишает этого общения со Христом, лишает этой жизни блаженной. Господь указывает в притче на то, что же больше всего отвлекает человека на страну далече, уйти от Господа своего. Господь указывает на три состояния сердец людей, которые увлечены земными стяжаниями, земными приобретениями, земными удовольствиями. И когда посещает человека Господь, то получается это «не во вовремя» - все-то он занят какими-то заботами. «Подожди, Господи» - «имѣ́й мя́ отречéна», говорят двое из званных на эту вечерю, которую уготовал господин. Они заняты земными делами. «Может быть, мы потом когда-нибудь и придем, посетим тебя, но сегодня мы заняты своими заботами - имѣ́й мя́ отречéна». Третий же, которые поимел себе жену, даже не извиняется перед господином, а говорит о том, что «я не приду к тебе по той причине, что у меня есть жена и меня ждут утехи и удовольствия, которых я не могу оставить, а к тебе, может быть, когда-нибудь приду».

    В мечтах и фантазиях увлекается человек и устремляется далеко от Господа. И когда напоминает нам Господь о Себе – когда приходят какие-то обстоятельства или мы должны научиться терпению, научиться смирению или должны проявить кротость, сострадание, милость, должны проявить любовь по отношению к другому человеку – Он посылает эти обстоятельства нам постоянно. Он как бы зовет нас, чтобы мы откликнулись на этот Его призыв Божественный. Но порой сердце отстоит далеко от того, чтобы ответить на этот призыв Божий вкусить сладости и радости добродетелей как некого особого яства с блаженной трапезы Царствия Небесного. Человек не хочет и не желает ответить, и говорит: «имѣ́й мя́ отречéна, молю тя – ибо я занят сейчас своими заботами, своими земными делами, своими переживаниями, мне некогда». Либо сердце человеческое начинает на эти призывы от Господа отвечать обидами, раздражениями – как не вовремя состоялось то или иное обстоятельство! Как я все выстроил, как я все правильно распланировал, и как бы было хорошо, если бы не было того, что Ты мне дал, Господи, сейчас! И в сердце рождается опять: имѣ́й мя́ отречéна. Ибо я хочу сейчас заниматься теми заботами и делами, которые мне близки, понятны, а то, чего Ты, Господи, ждешь сейчас от меня, я не готов сделать – это все потом!

    Но Господь нас с вами предупреждает, что того, кто отвергнется Господа, и Сам Господь отвергнется пред Отцем Небесным. Тот, кто не исповедует Христа, от того и Христос отступит пред Отцем Своим Небесным. Посему и в нашей жизни земной мы должны понимать, что Господь нас никогда не оставляет. Желает, чтобы мы напитались от царской трапезы, напитались тех блаженных и удивительных для сердца человеческого всерадостных яств духовных, которые только и могут дать человеку утешение, которые только и могут дать человеку эту удивительную сладость и радость, которую так ищет сердце человеческое здесь на Земле. Почувствовать счастье, которого так ищет сердце человеческое. Но это возможно только при одном условии: если мы уподобимся пророкам Божиим, которые отвечали Господу – вот я, Господи, что Ты мне повелеваешь сделать?

    «Жив Господь – и жива душа моя», - так отвечали души святые, так отвечали души праведников, святых праотец, которых мы сегодня вспоминаем и чествуем в преддверии праздника Рождества Христова. Такое устроение души и сердца были у них, и они готовы были всегда откликнуться и исполнить то, что повелевает им Господь. И действительно, в жизни их мы видим, как многое из того, что они совершали, было наперекор не только, может быть, своим желаниям, хотениям и устремлениям, но порой это было наперекор всему тому миру, обществу, в котором они проживали. Ибо они не отступали от того строя-порядка жизни, который положил им Господь, не разделяли жизнь свою на время, которые уделяется Господу, и на то время, которое человек отдает миру сему. Они были цельными, они не делились и не разрушали свое сердце и полноту своей жизни. Это для человека величайшее счастье – быть целым, быть цельным, быть целомудренным. В этом для человека сокрыта полнота жизни. А там, где дробится человек в самом себе, там не находит он никакого решения, ибо и в земной жизни счастья, как ему кажется, не находит – ускользает оно из рук, ибо здесь все тленно, временно. И только там, где дает Господь, человек получает эту особую радость и счастье, которое не может похитить из сердца человеческого мир сей. И вкусивши этой сладости Царствия Небесного, никогда не захочет уже иного – не захочет пить тех мутных вод, которые предлагает человеку мир сей.

    Мы видим, как это происходило и с угодниками Божиими – нашими святыми праотцами. Действительно, они жили этой радостью, верой: то, что сказано им от Бога, все будет исполнено. Хотя, казалось бы, и по-человечески это уже невозможно. И утроба нерождающая рождала, и в старости преодолевали они величайшие испытания и путешествия, но не смущалось их сердце, ибо они были с Богом. Как только человек лишается этого состояния и отвечает Богу «имей мя отреченна», сразу все становится трудным, становится порой для человека невозможным, не видит он путей выхода в тех или иных обстоятельствах, потому что все его понятия и возможности исчерпываются и заканчиваются, как говорил Федор Михайлович Достоевский, «на евклидовом уме человеческом». Не видит он более того, что возможно для человека. Плоские задачи решать – это одно, другое - решать задачи более сложные, когда есть еще одно измерение – духовное, и тогда все начинает видеться иначе, когда мы должны ответить себе честно на вопрос: с кем мы – с Богом, со Христом, или мы сами по себе – желаем устраиваться в мире сем. Если со Христом, то тогда должны следовать тому пути, который полагает нам с вами Господь.

    «Тот, кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет», - говорит Господь и указывает на тот признак, который определяет и должен определять жизнь христианина. И жизнь эта продолжаться и вне стен храма, вне тех минут молитвенных, которые мы уделяем Богу. Она должна быть для нас цельной. Мы должны все время быть на страже, чтобы не пропустить этот голос, обращенный к нам от Бога. Где требуется наша помощь? Где требуется наше внимание? Где требуется от нас терпение, смирение, кротость, которых ждет от нас Господь. Это то небольшое, может быть, сокровище, которое только и можем мы принести в дар Богу нашему. Как некая жемчужинка начинает в нашей душе формироваться, если мы умеем быть терпеливыми, смиренными, кроткими, сострадательными, уметь любить других людей не как человеческое и земное, а как образ и подобие Божие, как ту высоту, на которую возводит Господь человека. Видеть в другом человеке Христа, Которому мы бы желали послужить, а не каким-то земным желаниям, не каким-то человеческим устремлениям. Когда мы видим в другом человеке Христа, все соотносим с миром духовным, с той пользой, которая должна была бы быть и для этого человека, то здесь совершенно иные выстраиваются взаимоотношения, по-иному видится и окружающий нас мир, и каждый в нем человек.

    И мне сегодня хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, чтобы мы были внимательными к этим призывам Божиим, которые нам постоянно посылает Господь, желая, чтобы и мы, как образно можно сказать, соткали внутри души эту драгоценную жемчужину из добродетелей, и которую и принесли бы, как дар свой, Богу, Который приносит Себя в жертву за всех и за каждого из нас.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

25 ИЮНЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]