• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице (12.11.2017)

    13/11/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице (12.11.2017)

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братья и сестры, в Неделю уже 23-ю по Пятидесятнице слышали Евангельское чтение о том, как Господь исцеляет бесноватого человека, который вышел к Нему навстречу, когда Господь приплыл в страну Гадаринскую. Вышел «из гробов», где он жил и, увидя Господа, возопил: «Зачем Ты пришел мучить мене?» Господь же, обратившись к нему, говорит: «Как имя тебе?» И слышит в ответ: «легион», - во свидетельство того, что огромное количество бесов связало этого человека своей волей, подчинило его, заставляло его поступать и действовать по воле своей так, что и люди не могли уже справиться с ним. Как повествует нам Евангелие, и железными оковами пытались его связать, и закрывали в доме, стерегли его, чтобы он не убежал, пытались удержать его, чтобы он не причинил себе вреда, но ничто же преуспевали, ибо и оковы железные он разбивал, и путы развязывал, и убегал в пустыню. И никто из людей не мог, как ни желалось бы его ближним, оказать ему помощь, ибо сила бесовская была столь велика, что превозмогала все усилия человеческие.

    Сегодняшнее Евангельское чтение ставит нас с вами перед той реальностью, которая предстоит нам в это мире. Как бы мы ни пытались порой выстраивать свои человеческие усилия, как бы мы ни пытались понять те или иные обстоятельства жизни, события, привлекая привычные нам земные понятия – не много удается до конца понять и рассудить. Всегда остается что-то неясное, вдруг события и обстоятельства выстраиваются так, как нам и не представлялось. Сегодняшнее Евангельское чтение приоткрывает перед нами эту тайну и говорит о той силе, которая превозмогает все человеческие усилия и которая реально действует в этом мире – это сила, которую являет враг рода человеческого над человеком, как подчиняет она его своей воле, заставляет его действовать по своим понятиям и законам. Господь показывает нам, сколь велика эта власть над человеком, что человек уже не властен и в своих поступках, не понимает и не осознает, что делает, причиняет порой и другим людям боль, причиняет боль и самому себе – те раны, которые приходится потом с большим трудом залечивать, когда человек очнется и скажет самому себе: «Зачем это было сказано? Почему совершил тот или иной поступок по отношению к другому человеку?». Порой многое помнится долгие годы, и неисцельна рана эта бывает на сердце человеческом, потому что, действительно, та сила вражия, которая понуждает нас совершать эти поступки, стремится только к одному: разрушить самого человека, разрушить любые добрые начинания и взаимоотношения людей в это мире, разрушить любой строй-порядок жизни как в доме, семье, так и в самом обществе, чтобы пошел разрушительный процесс, когда люди, ввергая сами себя в хаос, не понимают порой, что говорят и какие поступки они совершают по отношению к другим людям.

    Сегодняшнее Евангельское чтение нам с вами говорит, сколь велика эта сила. Но сегодняшнее Евангелие показывает нам, что сила эта не может устоять перед властью, которую являет Господь здесь на Земле. «Изыди от человека сего!» - и освобождается душа человеческая от этого насильства, от этих страданий, которые она несет сама в себе. Стоит только Господу сказать, прикоснуться к человеку – как является эта божественная сила, исцеляющая раны, останавливающая токи крови, как некогда у кровоточащей женщины. Исходят бесы и оставляют душу страждущую уже осмысленной и способной быть у ног Христовых, слышать слово Божие, свидетельствовать перед другими людьми о том, что сотворил Господь, исцелив человека.

    Обо всем этом мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Но мы должны всегда помнить, желая здравия души своей, что Господь готов всегда нам помочь. Господь всегда близь каждого из нас. Господь и здесь посреди нас. Видит желания наши сердечные и всегда готов выйти нам навстречу. От нас требуется лишь сделать первый шаг навстречу Богу. Сделать так, чтобы не осталось уже никаких сомнений, смущений – полностью доверить себя в руки Божии, отдать Господу все до конца в самих себе, понимая, что только Он может нам помочь, только Он может нас исцелить. И тогда тайна этой встречи человека с Богом является во всей полноте для человека, и человек получает то желаемое от Господа, получает послабление в тех немощах, которыми враг смущает сердце человеческое.

    От человека же требуется только сделать этот первый шаг. И что же за шаг должен сделать человек? Каков этот шаг навстречу Богу? Господь Сам указывает на это в Евангелии ранее, в рассказе о том, как отец просил учеников Господа исцелить бесноватого сына, а они не могли этого сделать. Потом спрашивали у Господа, почему они не смогли исцелить этого отрока, хотя много до этого совершали чудес? Господь же говорит, что сила вражия не способна противостоять посту и молитве. Это те начала в нашей духовной жизни, которые мы должны соблюдать неопустительно. Говорить о молитве и располагать свое сердце в молитвенном делании невозможно, если нет у человека поста. И в молитве можно предаваться мечтаниям, в молитве можно рассеиваться и умом своим облетать все свои заботы, но пост помогает человеку собрать себя воедино. И это для нас очень важно, когда и тело наше приносит жертву Богу через пост, и молитвенное наше стояние приятно пред лицем Божиим.

    Некогда, как рассказывают очевидцы, в храме оказался психически больной человек, которого не могли даже вывести из храма, потому что он мешал богослужению. Сколь люди ни пытались, но столь велика была сила его, что никак справиться с ним не могли. И тогда священник, умудренный духовным опытом, обратился к прихожанам своим и спросил: «Кто из вас всегда соблюдает среду и пятницу, кто постится в эти дни неопустительно?» Оказалось, что так делает только одна немощная старушка. Тогда он попросил ее подойти к больному человеку и вывести его из храма. И вот эта женщина, внешне слабая и немощная, взяла за руку больного, одержимого человека и спокойно  вывела из храма. Одержимый подчинился воли немощной старушки. Такова духовная сила, которую приобретает человек, совершая свой подвиг без утраты этих малых дел.

    Человек может думать и рассуждать о многом, о своих каких-то полетах и фантазиях. Но Господь желает от нас только одного: чтобы мы были Ему верными в том малом деле, которое мы должны совершать. Мы переживаем о наших близких, переживаем о каких-то обстоятельствах, родители переживают о детях. Но что же переживать? Ты возьми и понеси перед Господом подвиг тайно и сокровенно, и пусть Господь ведет по жизни, пусть являет милость Свою над теми, о ком мы молимся. Известно, что часто матери брали на себя пост о детях своих, вымаливали их – и возвращались они с войны невредимыми, и в жизни изменялось многое по этому предстательству и материнской молитве.

    В любых делах, которые мы совершаем, перед этим шагом навстречу Богу, который мы можем и должны сделать, нет никаких препятствий. Порой человек, рассуждая умом своим о том, как и что делать, остается в бездействие, ибо кажется ему, что он должен сделать нечто великое, чтобы изменит ситуацию. Он думает, что у него и сил не хватит. Но Господь никогда нам не говорит о том, что мы должны сделать нечто такое, что превозмогает наши возможности и силы. Господь ждет от нас того первого шага, которые мы можем и должны сделать. В любых обстоятельствах кроме того, что кажется человеку, что он должен сделать, есть то, что мы можем сделать. Небольшое: взять на себя возможность дополнительно попоститься о наших ближних. Можем? Конечно же, можем! Можем прочитать молитву, главу Евангелия за своих близких. Возможно же это человеку! Наверно тоже, можно так расположить день свой, что и это станет возможным для нас. И многое будет изменяться в нашей земной жизни при одном условии: если мы не предаемся этим мечтаниям и фантазиям, которыми нас связывает враг, подчиняя воле своей.

    Не только есть такое внешнее проявление силы вражией, о которой мы слышали сегодня в Евангелии, но есть и более тонкая и мягкая сила, которой враг связывает человека и подчиняет воле своей – это его человеческие фантазии, это его мечтания, это его представления о том, как должно было бы быть. И живет человек этими своими мечтаниями и представлениями и о процессах, которые должны проходить в этом мире, о событиях, о других людях, которые должны поступать так, как ему видится и представляется. И все время возникает конфликт между тем, что он имеет в своих мечтаниях и фантазиях, в это мире нереальном, который бес выстраивает вокруг человека, и теми реальными людьми, обстоятельствами и событиями, с которыми человек сталкивается в жизни. И происходит разрушение внутреннего устроения человека, когда фантазии перехлестывают, мечтательность начинает воспитываться в сердце человеческом, и теряет человек эту реальность жизни со Христом. Человек подчиняет себя этим бесовским наваждениям, и делает это самостоятельно – никто его к этому не понуждает. Ему нравится, ему приятно погрузиться в это мир современных средств – в телевизор, в интернет - где действительно огромное количество мечтательных образов, которые напечатлеваются в сердце человеческом. Но беда не заставляет себя ждать! Потому что человек начинает свою земную, реальную жизнь строить по этим образам и представлениям, которые напечатлелись в сердце его.

    И каждый, сталкиваясь с этими мечтаниями, когда надо на молитвенном стоянии особым образом собрать себя, должен всегда помнить источник – с кем он сталкивается, кто противостоит ему. И только в этом понимании – того, что в этом мире действует сила, которая противостоит человеку в его добрых начинаниях и желаниях, в его устремлении к Богу – только в этом понимании мы можем устоять и удержать себя от соскальзывания в эти мечтательные фантазии даже во время нашего стояния на молитве.

    Мне хочется пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали, сколь лукав тот мир, который противостоит нам, сколь изощрен он по отношению к хитрости к человеку, сколь трудно устоять человеку в этих обстоятельствах борьбы, которую он порой не замечает и не видит, когда нам предлагают: ну, еще чуть-чуть отступи, не предавай этому большого значения! И так мало-помалу начинается это отступление человека от Бога, и уходит человек на страну далече. И лишь потом, опомнившись, может вновь вернуться к Богу через покаяние, через предание себя полностью в руцы Божии. И невозможное станет тогда возможным для человека, ибо только с Богом человек обретает свободу над самим собой. Только с Богом человек возвращается в радость жизни – без этого будут только мечтания, фантазии, обиды, всякого рода препятствия без конца будут вызывать в человеке состояние раздражения, порой даже нежелания трудиться. Но Господь являет силу - освобождает и нас с вами из этого плена дьявольского и дает нам свободу жить – жить в том мире, где действует Он, где действует Его закон, а не понятия этого нашего падшего мира.

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

20 НОЯБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
17:00 Всенощное бдение
21 НОЯБРЬ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]