• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 21-ую по Пятидесятнице

    29/10/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 21-ую по Пятидесятнице

    Лк., 35 зач., VIII, 5–15

     Мф., 113 зач., XXVII, 33–54

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братья и сестры, несколько раз слышали в Евангельском чтении Недели 21-ой по Пятидесятнице, как Господь обращается к людям, стоящим окрест Него, а потом обращается и к ученикам и говорит: «имѣ́яй ýшы слы́шати, да слы́шитъ». Этим Он указывает на то, сколь не простое это дело для человека – слышать.

    Сегодня мы с вами также слышали Евангельское чтение, которое посвящено памяти сотника Лонгина. В нем читалось Евангелие о самых последних минутах жизни Господа нашего Иисуса Христа: о Его страданиях на Кресте, о том, как Господь терпел поношение от тех людей, которым оказывал благодеяния, милости в Своей земной жизни.

    Отзывается ли это Евангельское чтение в нашем сердце – каждому решать самому. Достигают ли эти слова о страданиях Господа нашего Иисуса Христа тех глубин нашего сердца, которые способны изменить нашу жизнь, ответить на эту безмерную любовь Господа нашего Иисуса Христа к человеку, ради которого Он пришел на Землю? И не человека вообще, какого-то усредненного, но конкретно каждого из нас. Все, что Господь совершил, Он совершил не о всем человечестве, не о всех людях, а конкретно о тебе! И эти страдания были ради того, чтобы ты смог приобрести жизнь иную, чтобы ты смог жить здесь на Земле совершенно иначе – не по тем стихиям, хотениям, желаниям, которые полагает на сердце враг рода человеческого, желая увести человека на страну далече, чтобы то сокровище, данное ему от Бога, – душу его – расхитить и лишить его этого сокровища, которое превозмогает все сокровища этого мира.

    Каждый из нас носит в самом себе вот эту тайну сокровенную, которая порой бывает непонятна нам самим. Мы не помышляем и не думаем, сколь драгоценны и дороги мы пред Лицем Божиим, что Сам Господь приходит ради тебя на Землю. Принимает страшные мучения для того, чтобы ты смог явить эту полноту и красоту твоей души, этого образа и подобия Божиего, сокрытого в сердце твоем.

    Причина этого так же указывается нам ныне Господом. Господь в притче о сеятеле показывает, как происходит спасение человека. В притче мы слышали, как сеятель сеет семя, и семя это падает при дороге, падает на камения, падает на земле, где растут сорняки, терния, падает на доброй земле – и только там начинает приносить свой плод. Господь, объясняя эту притчу Своим ученикам, указывает, что семя – это слово Божие, которое сеет Господь в этом мире. Это дело Божие, которое Он совершает здесь на Земле, полагая в сердца людей истины, которые принадлежат не этому миру - они принадлежат миру иному. Господь указывает на тот путь, по которому человек должен пойти, чтобы найти этот мир иной: «Азъ éсмь пýть и и́стина и живóтъ», - говорит Господь. Хочешь обрести истину, хочешь обрести жизнь? Тогда иди по тому пути, который Я тебе полагаю. Путь же этот нам не неведом, а знаем мы, что Господь нам сказал: «áще ктó хóщетъ по Мнѣ́ ити́, да отвéржется себé и вóзметъ крéстъ свóй и по Мнѣ́ грядéтъ». Таков путь полагает нам Господь.

    Что же значит «идти за Христом»? Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам о том, что Господь сеет на земле - а землей этой, которая имеет разное качество, является состояние нашей души и нашего сердца. Оно может быть утоптано многочисленными заботами, житейскими стремлениями, как дорога, по которой идет множество людей - это происходит, когда человек без конца цепляется за человеческие мнения. В такой душе слово Божие не прорастает, даже, более того: прилетает враг рода человеческого и похищает его у человека, чтобы не мог он приобрести ни веру, ни спасение. Не имеет слово Божие жизни в таком сердце, в таком устроении человеческом.

    Точно так же не имеет слово Божие жизни в сердце, подобном каменному устроению: вроде бы человек принимает слово Божие, радуется, восторгается, но не имеет в себе глубины духовной жизни, то есть не имеет терпения; не имеет смирения, то есть этой готовности духовно трудиться. Начинает прорастать это семя – слово Божие, но приходят заботы, приходят напасти – и человек быстро теряет то, что он, казалось бы, мог приобрести – слово Божие. Устремляется по стихиям мира сего. Страхования смущают такое сердце, быстро убегает вера и доверие к Богу из сердца такого. И земля вроде бы хорошая, но терния, заботы, волчцы прорастают в сердце таком. Многозаботливость, попечительность, бесконечные мысли о том, что надо сделать то и это – так человек не дает возможности расти в сердце своем этому делу Божиему: чтобы слово Божие проросло в сердце его и принесло плод свой. Забывает такой человек о том, что над любым делом, которое он совершает, должно быть благословение. И такой человек, есть хорошее слово наше русское – колготится, суетится, много чего-то делает. Кажется ему, что необходимо ему выполнять то, что он должен, но забывается в сердце таком самое главное: помолись, попроси у Бога помощи – и то, на что ты раньше тратил часы времени, ты сделаешь за несколько минут. Все устроится, потому что сила Божия, благословение Божие столь велико, что поможет тебе разобраться во всех хитросплетениях, управить все твои дела – и не будет этой суеты, съедающей твое время. Молитва помогает – помогает правильно выстроить строй-порядок жизни твоей. И если она теряется, то, действительно, начинается суета – терния и волчцы начинают прорастать в душе и заглушают звучание слова Божия, которое входит в нашу жизнь через молитву, через нашу церковную жизнь, через то небольшое наше домашнее правило.

    На доброй земле вырастает плод, но он тоже разный – в зависимости от того, как потрудился человек над землей души своей. Здесь Господь нам показывает, что дело спасения во многом зависит от нас самих. Это наше соработничество с Богом, когда Господь сеет слово Божие, попадающее в наши сердца и наши души.

    Но какова там почва – зависит от каждого из нас. Человек может трудиться, возделывать почву, вырывать терния, сорняки, очищать эту свою землю души, чтобы не было там никаких смутительных страстей, пороков – того, что раздражает других людей, – и казаться, порой, внешне добрым. Но этого мало! Можно приводить таким образом в порядок свою землю, но будут опять вырастать на ней волчцы и терния. Человек может писать великие хартии своих поступков на исповедь, смущаться, пребывать в таком стоянии, когда кажется, что ничего у него не получается, без конца он исповедуется, и уже не хватает тетрадок, которые исписаны всякого рода поступками и делами. Но в чем дело? Дело в том, что слово Божие надо принять в добрую почву, чтобы оно начало там расти. Человек все делает, только семя - слово Божие остается вне доброй почвы.

    Для того чтобы слово Божие начало расти в душе и сердце человеческом, должна быть в нас постоянная обращенность к слову Божию. А слово Божие для нас – это, прежде всего, Евангелие, где Сам Господь говорит нам, обращаясь конкретно к нашей душе и нашему сердцу. Познание и понимание Евангелия должно сопровождать всю нашу жизнь земную. Святитель Игнатий Брянчанинов метко выразился, говоря, что мы должны достичь такого состояния, когда «ум наш плавает в Евангелии», когда понятия Евангельские становятся для нас определяющими нашу жизнь здесь на Земле, определяющими наше взаимоотношение с другими людьми. Не земные понятия, не какие-то формулировки, которые почерпываем мы из всякого рода нынешних, современных психологических установок, но образы Евангельские, образы Священного Писания должны стать определяющими для нашей жизни. И эта земля, душа, над которой мы трудимся, приводим ее в порядок, чтобы она была доброй, мягкой, становится способной дать жизнь семени, которое падает в нее. Тогда и начинается особая духовная жизнь для человека, когда человек, исполняя Евангельские заповеди, начинает приобретать опыт в своей жизни – опыт жизни по Евангелию, выстраивая всю свою жизнь, проверяя ее по тому, что он слышит в Евангелии. Святитель Игнатий Брянчанинов напоминает и говорит нам о том, сколь важна эта книга в нашей духовной жизни, ибо по Евангелию нас будут судить: как мы выстраивали свою жизнь, и есть ли опыт Евангельской жизни в нашем сердце и душе? Или это все осталось где-то вовне? Как Господь говорит сегодня в Евангелии: «да ви́дяще не ви́дятъ и слы́шаще не разумѣ́ютъ». Что-то было прочитано, какое-то правило, может быть, было исполнено – но не зацепило, не осталось ни в сердце, ни в душе, проскользило по поверхности, как по утоптанной дороге, и не принесло своего плода… А должно быть иначе!

    Святая Церковь нас все время ведет к познанию в полноте духовной глубины Евангелия. Евангелие принадлежит Церкви. Вне Церкви Евангелие не может иметь той силы, которую имеет оно здесь в нашей духовной жизни, потому что здесь, в Церкви, мы должны приобретать опыт жизни по Евангелию. Этому содействуют и Таинства церковные, и наше богослужение, и те, может быть, небольшие труды и подвиги, которые мы совершаем дома, келейно, о которых никто не знает. Но труд этот домашний, небольшой: понудил себя человек встать ночью, прочитать молитовку, может быть, небольшую – дело великое сие есть, и польза великая для души человеческой и делу спасения.

    И мне хотелось бы сегодня пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что без этой Книги жизни, без постижения глубин Евангельских, мы не можем достичь никакого преуспеяния в нашей духовной жизни. Читать Евангелие как можно более, но, при этом стараться не только прочитать, но исполнить то, что услышал от Господа в Евангелии – те слова, которые были обращенные сегодня конкретно нашему сердцу!

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

20 НОЯБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
17:00 Всенощное бдение
21 НОЯБРЬ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]