• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице (22.10.2017)

    22/10/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице (22.10.2017)

    Лк., 30 зач., VII, 11–16.  Свв. отцов
    Ин., 56 зач., XVII, 1–13
    Лк., 51 зач., X, 16–21. Ап.

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
    Сегодня мы, братия и сестры, слышали три Евангельских чтения, которые посвящены сегодняшней Неделе, памяти апостола Иакова Алфеева и памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора. Во всех трех сегодняшних чтениях Евангелия мы прежде всего слышали о том, что Господ исповедует пред людьми Себя, как Того, которого послал Отец Небесный. Исповедует Свое небесное достоинство. Свидетельствует об этом и делами, о которых мы сегодня слышали в Евангелии: исцелил умершего единородного сына вдовы, которая осталась безутешна, так как не имела уже надежды на поддержку в жизни земной тех, кто был столь близок ей. Господь являет милость и словом Своим возвращает жизнь умершему юноше и отдает его матери. Радость и утешение! И тот ужас, который объял тех людей, которые сопровождали эту похоронную процессию у града Наин, ибо не знали люди, что ответить в сердцах своих на то дивное и преславное чудо, которое совершилось пред ними.

    В этом есть явление силы божества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Который повелевает и стихиями, и жизнью, и смертью. Ничто не может устоять пред словом Его. Мы слышали, как Сам Господь свидетельствует о том, что Он «ви́дѣхъ сатанý я́ко мóлнiю съ небесé спáдша». Это свидетельство того, что Он был свидетелем тех тайн творения и падения ангелов, которые совершились в мире духовном, свидетельство того, что ничто не сокрыто от Него в этом мире духовном, открыты все тайны как Богу и Творцу, как единому от Троицы Святой.

    Господь в своей молитве, которую мы слышали сегодня в Евангельском чтении, молится как Бог всемогущий о тех, ради которых Он пришел сюда на Землю. И мы понимаем силу этой молитвы, видя эти явления силы божества Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. Понимаем, что Господь молится о тех, которые идут во след Его, как Сам говорит, обращаясь к Своему Отцу: «не о [всéмъ] мíрѣ молю́, но о тѣ́хъ, и́хже дáлъ еси́ мнѣ́, я́ко твои́ сýть».

    В Евангелии Он нам указывает на то, что Он молится о тех, «ктó хóщетъ по мнѣ́ ити́, да отвéржется себé, и вóзметъ крéстъ свóй, и послѣ́дуетъ ми́». Господь молится о тех, которые несут свой крест здесь, в земной жизни, подобно тому, как Он Сам нес Свой Крест. И мы знаем, что, несмотря на все страдания, которые понес Господь в Своей земной жизни, Он являл кротость, смирение, терпение по отношению к той несправедливости, которая была явлена со стороны людей за все Его благодеяния и милости, которые Он являл по отношению к ним в Своей земной жизни.

    Господь с терпением и смирением принимал все в этой жизни. И Нас с вами научает, как мы должны нести свой крест: «научи́теся от менé, я́ко крóтокъ éсмь и смирéнъ сéрдцемъ». Господь не желает от нас с вами каких-то восторгов о чудесах, каких-то бесконечных исканий, мечтаний духовных. Даже многочтения не желает от нас Господь. Но желает только одного: нашего кроткого и смиренного сердца. И другого пути для человека нет в следовании за Христом в том, как изменить самого себя. И этот путь крестоношения – это есть тот подвиг, который принимает на себя человек своей свободной волей - идти во след за Христом… Он может стремиться избавиться от этих всех внешних обстоятельств, которые выпадают ему в его земной жизни, может обвинять всех и вся в тех или иных обстоятельствах, в которых он оказывается, бороться с Богом, противиться. И ни что же успевает такой человек. Но только более и более смущается сердце его, разрушается внутренний строй-порядок такого человека, ум помрачается, вокруг образуется пустыня.

    И нам с вами Господь указывает, что иначе мы должны жить: мы должны все принимать из руки Божией с благодарностью – и сладкое, и горькое. Во всем присутствует Господь, научающий нас и желающий только одного: чтобы мы научились этим кротости и смирению, которые Он принес на Землю. Научились жить на Земле по добродетелям, а не по стихиям греховного мира сего. И в этом крестоношении для человека особый подвиг борьбы за добродетель. Грех легко усваивается сердцем человеческим. Достаточно услышать слово одно и увидеть какие-то образы, которых столь много в мире сем стало, как устремляется человек, забывая уже об ответственности, о том, что он идет за Христом – и желает он бросить крест свой и устремиться на иные пути. Но наша жизнь должна строиться в этой борьбе за добродетель, чтобы добродетель стала частью нашей жизни. Не частью внешней, но мы должны внутренне измениться, сердце должно быть исполнено желания жить по пути добродетели. Грех извне может только оставаться, смущать, и в этом мы должны научиться преодолевать его, понимая, что то сокровенное, что мы приобретаем на пути борьбы со грехом, гораздо значимее для нас, ибо этот путь борьбы за добродетель в мире сем прелюбодейном труден для человека, но приносит величайшую радость, умиротворение и счастье, которого столь желает сердце человеческое.

    Сама добродетель принадлежит миру иному – она принадлежит миру вечному. И тот, кто через подвиг напечатлевает добродетели в жизни своей, в сердце своем, он уже здесь начинает вкушать радость грядущего мира, ту тишину, особую, благодатную, которую приносит на сердце человеческое присутствие Бога. И тот, кто вкусил этой радости и сладости добродетели, как мы видим в жизни святых угодников Божиих, не желает ничего уже в мире сем, не желает расставаться с этим миром души своей, который обретается на пути борьбы со грехом. Не желает расставаться с чистотой, которую вкусил уже как некую сладость. И, наоборот, как только грех касается сердца, смущается оно и понимает, чего оно лишилось, и какое сокровище оно имело, как невнимательно отнеслось к тому, что было у него. Преподобный Силуан говорил: скучает душа моя о Господе. И многажды описывали нам и современные подвижники, о которых мы читаем и знаем, как они переживали, когда теряли это особое присутствие Бога в душе своей.

    Благословение, благодать – множество слов есть, которые определяют это состояние, но невозможно описать его человеческим языком. Это должен человек пережить. И тот, кто это пережил, оставляет этот мир и желает только одного – не утерять сокровище, которое он приобрел в жизни своей. Но приобретая это сокровище, человек должен понимать, что есть много тех, кто желал бы похитить это сокровище у него, вновь оставить его нищим, подчинить его своей воле падшей. И сколь много приходится трудиться, чтобы уберечь себя от этого внутреннего расхищения, которое враг рода человеческого стремится совершить, похитив у человека это сокровище, которое порой многими трудами и многим временем собирает человек в жизни своей.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что Господь посреди нас, и здесь Он слышит молитвы сердец ваших. Так же, как Он молился о тех людях, кто был близь Него, точно так же первосвященническая молитва Господа продолжается о тех, кто живет и пребывает в Церкви Его Святой, о тех, кто желает идти за Ним, чтобы добродетели напечатлевались в жизни и сердце человеческом, чтобы преодолевать грех этого мира, стремящегося расхитить то сокровище, которое мы приобретаем в жизни нашей духовной со Христом. Мне хотелось бы пожелать величайшей осторожности, внимательности в своей духовной жизни и понимания того, что мы в этой жизни идем за Христом.

    Господь нам полагает путь. И Он уже совершил этот путь. Ничего для нас непреодолимого и невозможного нет на этом пути. И если будем послушны Господу, подобно тому, как Он был послушлив Отцу Своему Небесному, то и для нас многое в нашей жизни станет возможным: умирится сердце, тишина придет в душу, утихнут всякого рода житейские треволнения. Со Христом все становится возможным. Со Христом и бурное море, которого так боялись апостолы, стало тихим и гладким. Точно так же бывает и в нашей жизни. И наша задача: не отступать от Христа, не отступать от того пути, который нам полагает Господь. А путь Он нам полагает только для одного: чтобы мы научились кротости и смирению, подобно тому, как Он в Своей жизни нес Свой Крест для того, чтобы и мы смогли обрести спасение в нашей жизни.

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

20 НОЯБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
17:00 Всенощное бдение
21 НОЯБРЬ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]