• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 19-ую по Пятидесятнице (15.10.2017)

    15/10/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 19-ую по Пятидесятнице (15.10.2017)

    Лк., 26 зач., VI, 31–36
     Ин., 36 зач., X, 9–16 (Свв.)

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали слова Господа, обращенные к нам, где Он поставляет ту духовную задачу, которую мы должны воплотить в своей жизни: «Бýдите ýбо милосéрди, я́коже и Отéцъ вáшъ милосéрдъ éсть». Господь поставляет эту духовную задачу и указывает на ту высоту, до которой должен подняться человек, указывает на то, что человек должен быть милосердным подобно Отцу Небесному. То есть подобно Самому Богу! Вот такая высокая задача стоит перед каждым из нас.

    Взирая на эту вершину, с трудом можно удержаться от слов: как же это возможно? Возможно ли это вообще для человека? Достижима ли эта цель, которую ставит перед нами Господь? Но Господь никогда не говорит ничего не возможного для нас. Если цель поставлена, то, значит, есть и средства, с помощью которых человек может достигнуть этой высочайшей цели, вершины, от которой, может быть, у человека и кружится голова, ибо трудно даже представить, до какой высоты должен взойти человек. Господь, прежде чем поставить перед нами такую высокую цель и задачу достижения столь высокой добродетели милосердия, которая должна быть подобна той, что у Небесного Отца, дает нам с вами ту возможность, с помощью которой мы можем достичь этой цели. Эта возможность – только в Церкви и только Церковью. Вне Церкви для человека, живущего по понятиям земным, цель эта не достижима и не возможна.

    Есть те понятия, по которым выстраивает свою жизнь земной человек. И Господь указывает нам в Евангелии, как строится жизнь земного человека, понятная и доступная для падшего человека, когда человек любит любящих его, не обижающих его, взаим дает и чает восприять хотя бы равное, а хорошо бы, и большее. Это понятно и доступно человеку. Но то, о чем говорит Господь, находится за пределами понятий и сознания человека земного, навыкшего строить жизнь по земным понятиям. Господь нам говорит: вы должны жить иначе. Иные понятия должны быть у нас на сердце, по которым мы выстраиваем свою жизнь. Некогда люди-язычники, увидев христиан, говорили, что они видели других людей, ибо они отличались всем от того мира, который их окружал. И столь притягателен был для других людей образ первых христиан, что они, не задумываясь, оставляли свои привязанности и понятия и желали научиться этой новой жизни от этих людей. Там не требовались слова, призывы, лозунги, не требовались какие-то бесконечные наставления и назидания. Оказывается, было достаточно только увидеть этих людей, почувствовать то тепло и свет, которые исходят из их сердец, как это преображало и окружающий их мир, и людей, которые видели этих первых христиан. Такова сила этих добродетелей, которыми должна украшаться наша жизнь.

    Путь к тому, чтобы наполнить свою жизнь добродетелями, требует от человека многих сил и усердия. И кажется, действительно, как это возможно для человека, который привязан всем своим существом, понятиями своим к этому миру земному, как возможно ему наполнить храмину души своей совершенно иными понятиями, иным строем жизни? И возможно сие только в Церкви. Церковь – это Богочеловеческое Тело Господа нашего Иисуса Христа. Ради этого Господь пришел на Землю и оставил нам, как величайшее сокровище и дар, Святую Церковь. Он Сам пребывает в ней как Глава. И каждый из нас по мере сил своих должен стремиться к тому, чтобы быть частичкой этого Богочеловеческого Тела, где ток божественной благодати никогда не пресекается, но наполняет каждую клеточку этого Богочеловеческого Тела. И мы должны более всего в своей жизни заботиться о том, чтобы теснейшим образом соединиться с этим Телом Господа нашего Иисуса Христа, чтобы эти благодатные силы позволяли нам иначе выстраивать свою жизнь и являть эту полноту жизни в Церкви и для внешнего для нас мира.

    Жизнь для христианина только в Церкви, вне Церкви жизни нет. Там иной строй-порядок, во всем отличный от того, в котором мы должны жить, от того, как мы должны воспринимать окружающий нас мир и самих себя. Кроме Церкви научиться этому нигде невозможно. Мир быстро научит своим понятиям, представлениям, навяжет всякого рода понятия, которые человек потом с трудом пытается преодолеть в самом себе, ибо так легко отдает те величайшие сокровища, сокрытые в самом человеке, этому миру. Потом лишь будет с трудом отвоевывать в сердце своем эту часть, чтобы там укоренились иные совершенно добродетели, а не эти злые обычаи мира сего.

    Человек в Церкви живет в Таинствах. Полнота церковной жизни должна наполнять нас, и эта таинственная сокровенная жизнь Церкви никогда не должна пресекаться в нашей духовной жизни. Мы должны понимать, что как только мы отпадаем от жизни в Таинствах в Церкви, то благодатный поток сил и помощи божественной слабеет в нас, и многое становится для нас трудным. Только в Церкви мы и можем научиться добродетелям, ибо действительно здесь нам Господь дает Свою благодатную  помощь, чтоб мы, укрепляясь, шли навстречу друг другу. И где, как не в Церкви, учиться этой полноте жизни, о которой нам возвещает Господь?

    Сюда не надо приносить мир в своем восприятии, в своих понятиях, в своих взаимоотношениях с другими людьми. В Церковь нужно приносить лучшее: лучшее свое отношение к другому человеку. Это возможно только при одном условии: если мы понимаем, что другой – он образ и подобие Божие. Не какой-то человек, который меня смущает, отвлекает, требует от меня участия в своих заботах. Но другой – это образ и подобие Божие, которому я должен послужить. В Церкви все выстроено на понятии «служение», где каждый служит каждому, а не на желании удовлетворять свои интересы, свои запросы, свои человеческие устремления, которые человек вносит в эту таинственную жизнь из мира. Все, что принадлежит миру и понятиям его, должно остаться за дверями церковными. Мы должны понять, что Господь желает, чтобы мы были в этом мире другими, а не подобными тому, что происходит за стеной Церкви. Из храма мы должны выходить преображенными действием благодатной силы – через Таинства церковные, через наше молитвенной единение. И сохранять эту благодать как некое сокровище, данное нам от Бога, а не терять тут же за порогом храма. Сколь осторожными и внимательными мы должны быть в своей жизнь! Ибо цель, которую ставит нам Господь, очень велика.

    Помощниками нам в этой духовной жизни должны быть угодники Божии, которых мы прославляем за нашими богослужениями. Сегодня мы прославляем священномученика Киприана, мученицу Иустинию, мученика Феоктиста – особо чтимых угодников Божиих. Мы знаем из их жития, как они смогли преодолеть эту не просто только привязанность к миру, но и силу демоническую, которая действует в этом мире. И угодники Божии всегда протягивают нам руку помощи. Они уже взошли на эти вершины добродетелей и полноты жизни, на которые мы со страхом и ужасом взираем, на которые порой, может быть, со страхом пытаемся подняться. Но если мы обращаемся к ним, они всегда протягиваю нам руку помощи и дают возможность преодолеть и страх, и ужас, дают возможность ощутить небесную помощь и поддержку, которая утешает и умиряет сердце человека.

    И мне хотелось бы сегодня пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, помнить о том, что цели, которые ставит перед нами Господь, Он ставит не вообще - для мира: не вообще мы слушаем Евангелие и узнаем, что когда-то давно это происходило. Здесь и сейчас Господь обращается к каждому из вас и говорит о том, какими должны быть вы, каким должен быть конкретно каждый из нас, если он желает быть со Христом. Другого пути у нас нет. И помнить о том, что в Церкви это возможно. В Церкви Господь нам дает все благополезное для нашей жизни. И мудрость дает ту, которой в мире нет. Желается только одного: чтобы мы были очень осторожны в своей духовной жизни, внимательны к тому, как мы живем в окружающем нас мире. Если порой мы не можем явить вот тот высокий образ и идеал христианина, то надо хотя бы стремиться поступать так, чтобы имя Божие не хулилось через наши поступки, слова и дела.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]