• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня (27.09.2017)

    27/09/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня (27.09.2017)

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня вспоминаем два события, связанных с Честным и Животворящим Крестом Господним.

    Первое событие произошло в начале IV века, когда равноапостольный царь Константин возжелал найти Крест Господень и воздать ему должное поклонение, ибо многие победы он одержал под Честным и Животворящим Крестом Господним, который был явлен ему на небе. Он сделал подобие этого Креста, выходил с ним на битвы и одерживал победы. Желая воздать славу Честному и Животворящему Кресту Господню, он отправляет на поиски этого Креста свою мать - царицу Елену в Иерусалим, чтобы узнать хотя бы есть ли место сие, где можно обрести Крест Господень.

    По иудейской традиции орудия казни зарывались рядом с тем местом, где казнь была совершена. Посему и царица Елена пыталась разузнать место, где совершилось распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Она узнала от старого еврея, имя коего сохранилось в истории – Иуда, где находится Голгофа и где находится место, куда сбрасывали кресты и зарывали их в земле. Туда же сбрасывали всякого рода нечистоты, поскольку орудие казни считалось тем, что не достойно почитать, а достойно лишь уничижения.

    Царица Елена приступила к раскопкам на месте, куда был сброшен Крест Господень – на том, которое ей указал старый еврей Иуда – под языческим капищем. А Иуда впоследствии принял христианство - после того, как был обретен Крест Господень. Нанятые ею для раскопок люди через какое-то время решили бросить работу и уйти, ибо, чем глубже они раскрывали землю, тем более становилось невозможным далее копать из-за неприязни к тем нечистотам, которые были в этом месте. По преданию, царица Елена сидела на краю раскопок и бросала туда золотые монеты, чтобы рабочие продолжали свою работу.

    Известна история, что в месте сем были обретены три креста, были обретены гвозди и та самая дощечка, на которой были написаны слова: «Царь иудейский» по-иудейски, гречески и римски. Чудесным образом было открыто, который же из этих обретенных крестов – Крест Господень: возложением Креста Господня был возвращен к жизни умерший человек. И множество людей пришло увидеть и поклониться Кресту Господню. Патриарх, видя огромное количество людей, стал поднимать – воздвизать – Крест Господень, чтобы люди могли увидеть и поклониться ему. Отсюда и праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

    Крест Господень был обретен накануне праздника Святой Пасхи. И празднование обретения Честнаго и Животворящего Креста Господня – Воздвижение – совершалось в Иерусалимской Церкви на второй день после Пасхи. Но в 335 году на месте Голгофы и месте Воскресения Господня был построен чудесный храм Воскресения Господня, на освящение которого собрались епископы всей Церкви. И было решено перенести празднование Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня на следующий день после празднования освящения этого храма Воскресения Господня в Иерусалиме. И епископы, собравшиеся на это освящение, разнесли по всей вселенной этот удивительный праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Когда Крест воздвизался, народ поклонялся и единственное, что мог произносить: Господи, помилуй! С того времени 14 сентября по старому стилю уже многие века в Церкви сохраняется праздник Возвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

    Также с этим праздником связано возвращение Честнаго и Животворящего Креста Господня из персидского плена. В 614 году персидский царь Хосрой вместе с сокровищницей Иерусалимского храма увел в плен и Честный и Животворящий Крест Господень. Но византийский император Ираклий через 14 лет, одержав победу над персами, возвращает святыню на свое место. Он в простой одежде, босой несет Крест Господень в храм Воскресения в Иерусалиме, и опять огромное количество людей желает поклониться Честному Древу. И опять патриарх воздвизает Крест, и народ, как и в далекое время (почти 300 лет назад) поклоняется Кресту со словами: Господи, помилуй!

    Такова история этого праздника и тех событий, которые мы вспоминаем сегодня в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

    Предстоя у Креста Господня, и мы поклонялись ему так же, как и в те далекие времена. И в нынешнее время можем только в сердце своем произносить: Господи, помилуй! Ибо силой Честнаго и Животворящего Креста Господь победил миродержца мира сего и даровал нам возможность вновь вернуться к той жизни благодатной, ради которой и был создан человек. Человек создан для Рая, для удивительной и таинственной жизни с Богом, создан для того, чтобы погружаться в те тайны мироздания, которые некогда были открыты Адаму, в сущность вещей, в глубины. Но, отступив от Бога, человек утерял первое свое райское состояние, утерял эту радость жизни с Богом, утерял свет в душе своей, и жизнь его стала совершенно иной: человек здесь на Земле несет свой крест – крест земной жизни. Крест, как некую епитимью, которая наложена Богом для того, чтобы вновь исцелилось человеческое естество и вновь смогло вернуться к Богу, восстановить нарушенный порядок жизни внутри самого человека.

    Эта наша земная жизнь с ее скорбями, трудностями, заботами, которые нам дарует Господь, служит ко исцелению и к пользе нашей души. Это и есть наш первый крест – наша земная жизнь, который помогает нам более и более понять самих себя. И от человека здесь зависит: принять крест земной жизни или постоянно его отвергать. Если же человек принимает и благодушно несет все обстоятельства, с которыми он сталкивается в своей земной жизни, то познает удивительную тайну, о которой нам возвещает Господь: «Иго бо Мое благо и бремя легко есть». У того, кто со крестом идет по жизни легко, радость наполняет сердце. Тот же, кто борется со своим крестом, пытается его отвергнуть, пытается подобрать иной крест, который видит у другого человека и который кажется ему полегче, чем собственный, тот без конца смущается, без конца сердце его отягощается всякого рода помыслами, сравнениями, и крест, без того не легкий, становится для человека все более и более тяжелым. Порой, невыносимой становится для человека эта земная жизнь. А всего-то навсего надо довериться Богу, нужно принять то, что нам назначено. Ибо, как благоразумный разбойник, распятый на кресте, говорил: по делам нашим достойное восприемлем. И действительно, если мы внимательны к своей собственной жизни, то понимаем, сколь далеки мы от того идеала, который нам задает Господь: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Сколь много еще преткновений! Сколь непросто откликается наше сердце на обстоятельства, которые нам дает Господь! Как не готовы мы еще доверять Богу во всех наших обстоятельствах! Маловерие живет и наполняет сердце, от того и крест становится тяжелым.

    Другой же крест, с которым сталкивается и который несет человек в своей жизни, это его собственные немощи, всякого рода неустроенность его собственной души. Ибо грех, некогда войдя в жизнь человека, расстроил весь его внутренний состав. Все то, что создано как единое и равное, целое, простое в человеке – все вдруг получило разлад, все устремилось к своим целям. Воля имеет одни устремления, ум тянет его к другому. Рассудочная жизнь, которой человек предает сейчас большее значение, чем всему остальному, показывает человеку иные цели. И все это приводит человека в разлад с самим собой. Даже апостол Павел говорит: чего хочу, того не делаю, а чего не хочу – то делаю. И это состояние не может не смущать сердце человеческое. И порой человек сколько ни желает совершить добрые начинания, а в результате получает какие-то неустройства, и вновь и вновь смущается сердце человеческое.

    Для того чтобы нести наши кресты – земной жизни и внутреннего нестроения – есть только один путь, о котором нам возвещает Господь: «тот, кто хочет идти за Мной, да возьмет крест и идет вслед Меня». Таков путь положил нам Господь в нашей земной жизни.

    Идти за Христом под своим крестом возможно только при одном условии: если мы Ему доверяем. Если в сердце есть ответ на те слова, которые нам говорит Господь в Евангелии, если жизнь наше не двоится: когда одно дело – то, что мы прочитываем в Евангелии, другое дело – когда мы совершаем поступки как бы вне Церкви. Крест – это подвиг. Господь нам показывает, что мы не можем измениться без подвига, без той жертвы, которую мы должны принести ради того, чтобы достичь цели, которую нам полагает Господь. Господь ждет того, что мы забудем о самих себе и сделаем шаг навстречу Ему. Не со своими какими-то переживаниями, размышлениями, рассудочными построениями будем идти по этой жизни, но будем всегда готовы жертвовать ради Евангелия, ради того, чтобы исполнять заповеди Божии, а не свои хотения и пожелания.

    Жертвенность и есть то начало нашей духовной жизни, которое должно помогать нам преображать самих себя. Но это возможно только при одном условии: если мы верим Господу, если мы готовы последовать за Ним, если мы готовы принять все, что Он нам дает, и если мы за Божественной Литургией понимаем и верим в то, что Господь здесь, посреди нас. Господь видит сердце каждого из нас. Господь знает все наши глубины и тайны сокровенные. Он Сам нам об этом сказал и много раз подтверждает, отвечая порой, может быть, на все наши сердечные вопрошения.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы помнили о том, что, когда мы приходим в храм Господень, устремляясь к высотам духовной жизни, не требуется от нас многих знаний, не требуется много чтения и изучения, требуется только одно: способность жертвовать ради Христа, забывать о самом себе в тех обстоятельствах, которые нам поставляет Господь, чтобы мы другого человека могли поставить перед собой, чтобы другого мы могли увидеть как Самого Христа, пришедшего к нам, и послужить ему. Господь нам говорит: если кому-то малому вы послужите так, как Мне, то, значит, послужили и Мне Самому.

    И мне хотелось пожелать самому себе и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что духовная жизнь требует от нас подвига и жертвенности в нашем духовном восхождении, а не иных каких-то рассуждений, пониманий и устремлений в попытках понять тайны Божии своим человеческим рассудком.

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]