• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице (24.09.2017)

    24/09/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице (24.09.2017)

    Ин., 9 зач., III, 13–17. Недели пред Воздвижением
    Мф., 105 зач., XXV, 14–30. Ряд.
    Лк., 24 зач., VI, 17–23. Прп.

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня за воскресным богослужением встретились три Евангельских чтения. Первое Евангельское чтение, которое мы слышали, это чтение Недели пред Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста Господня. Второе Евангельское чтение – рядовое – 16-й Недели по Пятидесятнице. И третье - Евангельское чтение преподобному Силуану Афонскому.

    В Евангельском чтении пред Воздвижением мы слышали слова, обращенные Господом к нам: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного», чтобы Он исполнил волю Отца Своего Небесного, принес Себя в жертву, «быв послушлив даже до смерти, смерти крестной». И все это – ради того, чтобы верующий в Него наследовал живот вечный.

    Как это происходит – наследие блаженной вечности для человека – Господь раскрывает нам в рядовом Евангельском чтении через притчу о талантах. Как мы слышали, господин, отходя в страну далече, своим рабам против силы каждого дает таланты, средства, кому пять, кому два и единому один талант. Каждый из них по-разному употребляет то, что они получили от господина своего. Имеющий пять талант употребляет труды и приобретает еще пять талантов, получивший два таланта приобретает через труды свои еще два таланта, а получивший один талант идет и скрывает его в землю, чтобы никто не мог его украсть, чтобы, когда придет господин, вернуть ему ровно то, что он ему дал.

    Участь каждого из этих получивших таланты рабов нам так же раскрывается в сегодняшнем Евангельском чтении. Приумножившие таланты получают от господина своего с избытком. Господь говорит каждому из них: «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю», то есть, кто сумел и потрудиться, и остаться верным господину своему, получает от него особую награду, которой он и не чаял: он получает в управление уже большие части имения и сам становится уже господином. Каждого, кто потрудился и приобрел таланты, Господь похваляет за верность. Ведь каждый из них мог бы приобрести еще какие-то таланты, скрыть это от господина своего, а отдать ему только то, что получил, подобно тому, кто получил один талант. Но они свидетельствуют пред господином, как они трудились: «пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Свидетельствуют о своем труде, об усердии, о верности своей господину – отдают ему все, что получили от него и с прибытком. Тот же, кто получил один талант, предстает пред господином, как ему кажется, с чистой совестью: ничто не обличает его, ведь он ничего не сделал дурного и возвращает господину ровно то, что получил от него. Но слышит в адрес свой страшные слова: «лукáвый рáбе и лѣни́вый». Почему бы тебе не потрудиться, чтобы приумножить и вернуть господину своему то, что ты получил, с прибытком?

    Но, видимо, хотя мы и не слышим этих слов в Евангелии, когда господин отходил на страну далече, он дал какое-то поручение каждому из рабов, чтобы они трудились и приумножали. Этот раб, скрывший талант, считал, что он прав, поручений никаких не было, указаний никаких не поступало, посему можно скрыть талант и жить так, как тебе хочется, не употребляя трудов, усердия, переживаний, которые сопряжены с любым делом, которое совершает человек. Он этого не хотел. Не желал трудиться, не желал лишних переживаний, считал, что можно спокойно пережить это время, не напрягаться, не переживать о том, как будет идти дело, что нужно следить за тем, как совершается это дело – а зачем все это нужно мне? Можно спокойней прожить это время, ведь указаний никаких не поступало.

    Это Евангельское чтение обращено к нам с вами. Мы знаем о том, как уходит юноша на страну далече, расточает имение и живет блудно, вызывает скорбь отца своего. Здесь нам все понятно. Также мы знаем, что есть раб, которого господин поставил над имением своим. Он начинает расточать имение. Здесь тоже понятно, за что он терпит наказание… Но сегодняшнее Евангелие нам говорит о том, как мы должны жить в Церкви. Мы получили величайшее сокровище и возможность для каждого из нас жить полнотой церковной духовной жизни. Жить в Церкви, исполняясь тех благодатных сил, которые мы получаем через Таинства церковные. Господь подает нам все с преизбытком. Но Он надеется на то, что то, что Он нам дает, мы приумножим, что это не останется невостребованным, наше усердие будет приложено к тому, чтобы приумножить то, что нам дает Господь.

    А что же нам дает Господь? И чего же Он от нас желает? Какую цель ставит Он перед каждым из нас – вошедшим в храм, ставшим частичкой Тела Христова? «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Мы не можем сказать, что мы не знаем, чего желает от нас Господь. Мы не можем сказать, что мы не знаем того пути, по которому мы должны пойти для того, чтобы достичь этой цели. Господь постоянно указывает нам на то, что мы должны заботиться о том, чтобы преумножались в сердце и жизни нашей добродетели, чтобы мы украшались не какими-то внешними знаками, которые привлекают внимание к нам, но украшали душу свою той небесной красотой добродетелей, в которых мы должны воспитывать ее.

    Всякие недолжные пороки легко приклеиваются к сердцу человеческому. Как говорится: легко начать разговор о здравии, а закончить его за упокой. Потому что падшая природа человеческая так легко уводит нас на сторону далече, и мы даже не замечаем, как попадаем под власть того, кто желает только одного: чтобы было разрушено дело Божие здесь на Земле, чтобы Церковь здесь на Земле пришла в какое-то состояние беспокойства, смущения. Посему и полагает на сердца людей всякого рода треволнения, смущения, которыми человек начинает и сам смущаться, переживать, и других приводить в такое же волнительное, неустойчивое, немирное состояние. А Господь желает от нас только одного: чтобы мы не принимали в сердце своем эти наваждения и помыслы вражии, а чтобы приукрашались добродетелями, которые и должны свидетельствовать о том, что мы желаем и стремимся к той цели, которую ставит перед нами Господь.

     Все необходимое для достижения этой цели нам Господь оставил. Господь оставил нам Церковь – это Он Сам здесь пребывает посреди нас. Он слышит сейчас сердца наши, слышит те желания, которые есть на нашем сердце. И, наверное, много разномыслий, говора слышно из сердец наших Господу. Но мы должны помнить о главном: о том, что мы поем и слышим во время Божественной Литургии – «едиными усты и единым сердцем» мы должны предстоять перед Богом. И не какие-то наши пожелания, просьбы бесконечные, обращенные ко Господу, должны быть на сердце во время Божественной Литургии, но только одно: Господи, желаем быть с Тобою всегда и не отступать никогда от Тебя! Все остальное для нас не так важно и значимо. Если мы будем со Христом, не будем отступать от Него, то и все мирские заботы и дела наши устроятся. «Ищите прежде Царствия Небесного, и все остальное приложится вам».

    Посему и желается, чтобы мы с вами, во время Божественной Литургии, предстоя перед Господом, всем сердцем своим были открыты навстречу Ему, чтобы то, о чем говорит нам Господь, сполна исполнилось в жизни нашей. Чтобы те блаженства, о которых возвещает Господь в третьем Евангелии, посвященном преподобному Силуану Афонскому, где говорится о том, какие удивительные и таинственные блаженства доступны для человека здесь на Земле, мы должны понимать, что они возможны и для нас.

    Господь ничего невозможного не говорит для каждого из нас. Только нежелание трудиться, лукавство, которое порой бывает на сердце у человека, не позволяет ему войти в полноту блаженной, благодатной жизни церковной. А все время остается это человеческое смущение, человек все время оставляет что-то из себя, когда он желает, как ему кажется, обратиться к Богу.

    Если мы хотим жить полнотой церковной жизни, хотим жить с Богом, мы должны забыть о самих себе. Господи, только с тобой желает наша душа пребывать! «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже». Так же должен устремляться человек к Господу, забывая эти всякие свои смущения, переживания, вверяя полностью себя в волю Божию – только тогда и может человек достичь той цели, о которой говорит Господь: в сердце и душе своей напечатлевать небесные добродетели. Без этого труда приобретения духовных добродетелей не бывает никакого для человека результата духовной жизни.

    О добродетелях мы знаем все! Читали многое, и каждый из вас может уже дать много определений той или иной добродетели. Но главным являются то, чтобы хоть одна из этих добродетелей напечатлелась в сердце и душе вашей. Тогда придет величайшая радость на сердце, придет величайшая сладость, ибо в каждой добродетели сокрыто предвкушение Царствия Небесного. И возвращается человеку по приобретении той или иной добродетели величайшая радость, если он не отступает с этого пути. Отступив, теряет все. И теряет самое главное – теряет Господа в жизни своей. И тогда все становится трудным, сложным, все начинает рушиться, и солнышко уходит из жизни. Блуждать начинает такой человек в темноте. Но Господь нас не оставляет и желает только одного: чтобы вновь и вновь, даже если ушли на сторону далече, сделали шаг навстречу Ему, и вновь разверзнутся эти тучи, сокрывающие от нас солнце, и Господь озарит путь наш земной, ведя нас в Царствие Небесное.

    Желается только одного: чтобы мы помнили, что путь приобретения добродетелей – это повседневный труд, который мы должны совершать в нашей жизни, как в общецерковной, так и в молитвенной жизни, в храме, дома, в общении. Мы должны помнить, что мы - христиане, и должны своим трудом, усердием, внимательностью к сердцу своему не растрачивать того богатства, которое нам дал Господь.

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

21 ОКТЯБРЬ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение
22 ОКТЯБРЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]