• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 7-ую по Пятидесятнице (23.07.2017)

    23/07/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 7-ую по Пятидесятнице (23.07.2017)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, в Евангельском чтении 7-ой седмицы по Пятидесятнице слышали, как Господь исцелил двух слепцов, которые приступили к Нему и просили: «поми́луй ны́, Иисýсе Сы́не Дави́довъ». Просили исцеления от того недуга, которым были связаны и не могли видеть красоты, полноты окружающего мира, не могли полноценно жить в этом мире. Просят у Господа исцеления – и Господь являет Свою милость над ними, исцеляет их, и вновь эта особая полнота жизни возвращается к ним, радостью исполняются их сердца. Ко Христу приводят человека, одержимого бесом – и Он исцеляет его. Все видят эти удивительные чудеса, прославляют Бога, являющего им таковую милость. И далее Евангелие говорит нам о том, что проходил Господь вся веси, села и города их, «проповѣ́дая Евáнгелiе цáрствiя, и цѣля́ вся́къ недýгъ и вся́ку я́зю въ лю́дехъ». То есть то, о чем мы сегодня слышали в Евангелии - о событиях, которые произошли в конкретном месте, но, подобно этому, Господь совершил чудеса, исцеляя больных людей и в других городах. Куда бы Он ни приходил, к Нему всегда приносили больных, немощных, и Господь являл над ними милость Свою, проповедуя о Царствие Небесном, о той милости, которая должна явится в мире сем. О том, что открыт для человека путь в мир совершенно иной, отличный от того, к которому люди здесь уже привыкли в своих заботах и трудах. Господь призывает и говорит им о том, чтобы помнили, что в этом мире действует Господь. И Он являет эту силу Божию здесь на Земле, напоминая людям о том, о чем они в своей жизни так часто забывают: все строится здесь на Земле Промыслом Божиим, действующей силой в этом мире является только сила Божия. Все остальные усилия человека, какие бы он ни употреблял, как бы он ни пытался рассудить и понять – все эти человеческие усилия ничто, по сравнению с силой Божией. Если Господь желает того, то изменяется весь строй и порядок в этом мире. И невозможное для человека становится возможным там, где действует Господь.

    Через это свидетельство Своего Божественного достоинства Господь говорит, напоминает людям о том, что приблизилось к ним Царствие Божие. Целью являются не эти исцеления и утешения, которые являет Господь, привносит на сердца людей. Это лишь некое особое напоминание о том, что близь Господь каждого из вас. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Откройте свои сердца навстречу Богу, и Господь, милостивый, любящий вас, готов оказывать то Свое отеческое покровительство и любовь, о которых Он уже свидетельствовал вам в Евангелии в притче о блудном сыне. Стоит только человеку обратиться ко Господу, сделать шаг навстречу Ему, и невозможное станет для него возможным. И Божественная любовь и милость покроют его. И успокоится и умирится сердце человеческое.

    Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам о том, что же является препятствием для человека для того, чтобы сделать этот первый шаг навстречу Богу. Где кроются те глубины, которые уводят человека с этого спасительного пути покаяния? И мы слышали сегодня в Евангелии о том, что многие люди прославили Господа. Даже и слепцы, которым Господь запрещал свидетельствовать и прославлять Его, не могут удержаться от той радости и прославляю Его, свидетельствуя о той милости, которую совершил над ними Господь. Но фарисеи, которые всегда были около Господа, говорят, что Он силой бесовской совершает все эти чудеса. Они желает лишь одного: чтобы не лишиться своей власти, своего значимого положения перед другими людьми. Они совершают страшный грех – они клевещут на Господа.

    Мы знаем, что означает слово «клеветник». В переводе с греческого это «дьявол». Тот, кто привносит такой способ своей жизни – клевету, тот становится орудием дьявольским. И не надо думать, что клевета – это понятное для нас и, может быть, неприятное для нас состояние, которое мы можем избежать, удержаться от него. Но это не так! Даже святые угодники Божии, которые жили под действием Духа Святого, не всегда могли удержаться от клеветы, от этого дьявольского наущения, и с большим трудом преодолевали те принятые помыслы, которые оказывались в сердце их.

    Мы знаем житие святителя Иоанна Златоуста. Вся жизнь вокруг него была исполнена человеческой клеветы. И царь, и цари желали добиться своей власти над ним, ибо непокорен он был тем человеческим страстям, обличал и царицу в ее недостойном поведении. Искала царица подобных себе клеветников на Иоанна Златоуста и среди архиереев. И такие находились. Они возносили свои просьбы царю Аркадию изгнать, наказать Иоанна Златоуста за те провинности, которых он и не совершал. Ибо он жил только одним желанием – чтобы слово Божие утверждалось в этом мире в сердцах многих людей. Огромное количество людей собиралось на проповеди его, ибо это был источник целительной живой воды. Люди с радостью пили из него. И вот это возмущало многих, ибо они из слов проповеди Иоанна Златоуста многое слышали о самих себе, но не желали расставаться с мнением о себе, со своим положением и употребляли всяческую клевету, чтобы убрать Иоанна Златоуста с кафедры его. Сие касалось и архиереев. Одним из самых известных и непримиримых гонителей был Феофил, патриарх Александрийский. Он принял все наущения, клевету, которая распространялась из Константинополя. Собирались соборы, на которых выставлялись всякого рода обсуждения тех или иных поступков и событий, которые совершались в жизни святителя Иоанна. Считалось, что это не соответствует каким-то канонам, которые не были подтверждены. И порой поступки не были подтверждены даже свидетелями. Но ни перед чем не останавливалась эта клевета. Наследовал кафедру Александрийскую святой Кирилл Александрийский. Будучи племенником патриарха Феофила, он точно так же усвоил в сердце своем неприятие святителя Иоанна Златоуста. Имя святителя не вносилось в помянную книгу Александрийской Церкви. Продолжалось это достаточно долго. Но Господь угодника Своего Кирилла Александрийского, и было дано ему видение: он стоит в Церкви Божией, видит Матерь Божию, среди угодников Божиих и святителей увидел он Иоанна Златоуста, которого изгоняют из удивительной по красоте Церкви. И Матерь Божия открыла ему его прегрешения по отношению к святителю Иоанна. Все было исправлено. Более того, торжество было великое в честь памяти Иоанна Златоуста в Александрийской Церкви.

    Клевета очень тонко разливается в окружающем нас мире. И избежать этого бывает очень и очень трудно. Даже любое простое человеческое обсуждение порой невольно переходит те границы, за которыми уже начинается клевета на другого человека. Когда человек пытается рассуждать о том, что находится за границами его рассуждений и действий, ибо действует в этом мире Промысел Божий. Человек же в своих рассуждениях переходит границы и начинает рассуждать и бороться с Самим Господом, становясь через эту клевету богоборцем. Но мы понимаем, что клевета – это средство, которым человек пытается достичь цели, которая лежит у него на сердце. Какая же это может быть цель, сродная дьявольскому действу? Это желание власти над другим человеком, желание показать себя выше другого человека – тщеславие. Хоть для тщеславия нет никаких причин, но на бытовом уровне, в разговоре тщеславец оказывается выше всех президентов и прочих служителей мира сего, политиков. Всем вынес свой суд. И вот ты уже почувствовал, что ты на вершине славы.

    Это тонкое чувство легко уживается в сердце человеческом. Суждение о Церкви, о высоких предметах, которые превозмогают знания человека и превозмогают его способности, всегда бывают лживы. Враг подталкивает, и выражается это в той клевете, которая начинает окутывать самого человека и касается сердец других людей. Это как некая паутина, попав в которую, человек уже не может избавиться. Вроде бы начинается порой с невинных разговор и рассуждений, но, переступив некую таинственную границу в сердце своем, человек оказывается «преступником» – он «переступил». Он перешел ту границу, которая положена у него на сердце и которую должно хранить для того, чтобы не разрушать мир в сердце своем, чтобы не разрушать самого себя, не разрушать окружающих людей. Но как часто эта граница, которая должна быть в нашем сердце и которая должна нас хранить, оказывается в небрежении - все время устремляемся за границу. Такое чувство, что за границей лучше, чем у нас, лучше, чем внутри тебя. Устраивай сердце свое, устраивай мир свой – и будет лучше, чем тебе даже представляется, чем ты можешь вообразить. Не ходи туда, где ты ничего не знаешь и где действует Промысел Божий. Сумей сделать себя человеком ограниченным, и тогда многое станет возможным для тебя. И не простирайся умом туда, где действует Господь. Не выноси своих суждений о том, где действует воля Божия. Будь скромнее, будь смиренным, и тогда многие тайны откроются сердцу твоему.

    Мне хотелось бы сегодня пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас  напоминание нам сегодня в Евангелии о величии Божием, о тех тайнах, которые открывает Господь сердцу человеческому, исполненному покаянием, с другой стороны, и напоминание нам о той осторожности в нашей духовной жизни, в нашем духовном делании, которое мы должны совершать, помнить о том, что клевета – очень тонкое средство, яд, легко вливающийся в сосуд нашей души. И избавиться от него даже святым угодникам было очень трудно. Для этого потребовалось действие даже Самой Матери Божией, чтобы исправить сердце святого Кирилла Александрийского, не говоря о том, сколь это бывает трудно и для нас с вами.

    Богу же нашему слава во веки веков!

     Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]