• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты
  • Юридическая консультация

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 5-ую по Пасхе, о самаряныне (14.05.2017)

    14/05/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 5-ую по Пасхе, о самаряныне (14.05.2017)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Христос воскресе!

    Удивительную картину увидели ученики Господа нашего Иисуса Христа, когда вернулись после того, как, оставив Господа у колодца Иаковлева, отошли в город купить еды, чтобы немного отдохнуть от пути и укрепиться, ибо еще долгий путь предстоял им в Галилею. Придя к колодцу, они увидели, как Господь беседует с женой-самаряныней. И вдруг она оставляет свои водоносы и устремляется во град, и через некоторое время через поля, которые уже были готовы к жатве, большое количество людей из града Сихарь торопятся ко Господу. Господь обращает внимание учеников на это и говорит о том, что уже жатва поспела, что иной сеет, а иной жнет, указывая им уже внешним образом на то служение, которое им предстоит. Приходят люди из этого града и желают лишь одного – чтобы Господь пребыл у них, сказал слово истины, которое они слышали от жены-самяряныни, ибо она свидетельствовала о том, что обрела пророка, который сказал ей все, что она сотворила.

    Господь откликается на просьбу этих людей вопреки каким-то человеческим представлениям, понятиям, которые существовали в то время. Ибо мы слышали в Евангелии, как, когда Господь обратился к жене-самаряныне с просьбой дать Ему пить, она Ему ответила: «как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются?» Иудеи считали самарян отверженным народом, и во град их нельзя даже было заходить, не то, что разговаривать. Господь нарушает по их представлениям запрет, являет Свое всемогущество, то, что Он не нуждается во всякого рода человеческих оценках и понятиях и свободен поступать так, как Он считает нужным.

    Почему же Господь совершил этот поступок, начав Свой разговор с женой-самаряныней? Господь – сердцеведец, Он видит сердца людей и знает, что у них на сердце. Начиная Свой разговор с женой-самаряныней, Он уже видит то большое количество людей, которые устремятся к нему через засеянные поля, готовые к жатве, чтобы услышать слово Его.

    Что же потребовалось от жены-самаряныни, чтобы услышать слово Истины? Разговор, который мы слышим в Евангелии, начинается буднично и не предвещает никаких откровений. Но Господь видел ее поступки и грехи, и она сама свидетельствует о своей неблагочествиой жизни, ибо пять мужей она имела, и, возможно, по своей вине оставляла этих мужей, жила так, как она хотела. Господь, видя сердце ее, дает ей возможность обрести Жизнь. И в чем же эта Жизнь? Господь и нам сегодня показывает через жену-смаряныню, что обретение Жизни возможно только через оживление своей собственной совести. Господь касается ее совести, говоря: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Так осторожно коснулся ее совести, но тут же она поняла, о чем идет речь. И совесть ее оживает от этого прикосновения Господа, и она сама свидетельствует перед ним еще только половину правды: «у меня нет мужа». Эти слова еще не до конца открывшегося сердца Господь принимает как полноту исповеди и открывает ей нечто большее о ней. Господь как бы перстом Своим открывает раны ее совести, немощи и болезни, ибо предвидит и знает, что она способна справиться с собой и исправить это строй-порядок своей жизни. Господь указывает ей на ту жизнь, которую она вела. Господь говорит ей: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Он дает ей понять, что причина такого количества мужей в ее жизни находится в ней самой. Оживает совесть в ней. И Господь нам показывает, что, когда оживает совесть в человеке, то недалеко от него и спасение. Ибо она слышит слова, которые говорят о жизни вечной. Она слышит слова, с которыми Господь обращается к ней. Она уже начинает понимать и предчувствовать те таинственные откровения, которые Господь может открыть ей. Оживает душа у нее и становится способной слышать глаголы о жизни вечной.

    Господь говорит нам, что эта способность человека быть причастным к тайнам жизни вечной открывается только тогда, когда человек говорит правду о самом себе. Пусть она будет еще не до конца глубокой, как у этой женщина, когда она пыталась уйти от прямого ответа на вопрос Господа. Но совесть, оживающая в человеке, подсказывает правильные ответы и указывает, как должно поступать и как должно себя вести тому, кто слышит в себе этот голос совести. Вне этого пути для человека нет жизни.

    И сколько бы человек ни пытался найти какие-то рассудочные решения в своей жизни, как бы ни пытался он говорить о Господе, изучать книги и постигать разумом своим тайны, но все это для человека остается не ведущим в жизнь вечную, а порой смущением для его рассудка. Много вопросов рождается в сердце человеческом, так что ему желается только отвечать, отвечать и отвечать на бесконечно рождающиеся в больном уме его вопросы. А надо-то всего-навсего оживить совесть в себе. И Сам Господь ответит тебе на все вопросы. И ответит один раз и так, что больше никаких вопросов и смущений не будет возникать в сердце твоем.

    Господь останавливает круг бесконечных человеческих вопрошений, рождающихся в сердце, которое обращено к внешнему, по отношению к человеку, миру. Нас же сегодня Господь призывает и говорит о том, что мы должны взглянуть в самих себя, сказать правду перед Богом о самих себе. Не о других людях, не о тех или иных обстоятельствах по правде, как нам кажется, рассуждать. Но по правде рассуждать о самих себе. А подскажет нам, как правильно видеть самих себя, наша совесть. И без этого постоянного совестливого испытания человек не может достичь той цели, к которой он устремляется – достичь Царствия Небесного.

    Совесть руководит и ведет нас по земной жизни, определяет наши поступки по отношению к Богу, по отношению к другим людям. Не какая-то иная правда, не какие-то человеческие измышления и построения, не какие-то рассудочные обязанности и законы, которые изобретает человек – все это ничто, по сравнению с тем, что говорит нам наша совесть. Совесть – это неписанный закон, начертанный Богом в наших сердцах. И мы должны научиться слышать ее и знать о самих себе настоящую правду – знать, кто мы есть на самом деле пред Отцем нашим Небесным. Не в наших фантазиях, не в наших мечтаниях, не в наших каких-то человеческих попытках «прикрыть срамоту свою», но должны совестью своей предстоять перед Богом и открывать Ему все немощи, болезни, чтобы Господь исцелил нас и даровал возможность жизни вечной.

    Господь словами «позови мужа своего» дает этой женщине возможность открыть свою совесть. Точно так же и нас с вами Господь никогда не оставляет и задает нам так или иначе непростые вопросы в нашей жизни – через других людей, через те или иные обстоятельства. И на эти вопросы мы должны ответить по совести. И тогда особый благодатный мир, о котором говорил Господь жене-самаряныне, придет в сердце наше. Не буйство страстей, фантазий и желаний начинает наполнять нашу душу, но мир, тишина и покой, когда нет никаких смущений. И тогда другой человек будет видеться нам не как препятствие в наших заботах и делах, в наших планах, схемах и построениях, но будет он видеться нам как человек, которого Господь нам дает как помощника, как тот, о ком мы должны позаботиться, проявить свою любовь и внимание, дать ему то тепло, в котором он нуждается, напоить его чашей воды, посетить его. Сам Господь об этом нам постоянно говорит.

    Посему в этот день, когда мы слышим удивительные и таинственные слова, обращенные к жене-самаряныне, мы должны всегда помнить о том, что истина и тайна открывается лишь только тому сердцу, которое живет в согласии со своей совестью. Живет так, чтобы ничто не смущало его. Господь дает нам для этого все необходимое и все возможное, исцеляет нас через те или иные обстоятельства и ведет нас по пути покаяния. По пути спасительного покаяния, которое дает нам возможность войти в жизнь вечную, в Царствие Небесное.

    Желается только одного: чтобы мы в своей жизни не утратили способность, столь необходимую и важную в духовной жизни – слышать свою совесть.

    Христос воскресе!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне
17:00 Вечерня, Утреня, 1-ый час
30 МАЙ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия
[Далее]