• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты
  • Юридическая консультация

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Слово после Литургии в Великую Субботу (15.04.2017)

    15/04/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Слово после Литургии в Великую Субботу (15.04.2017)

    Мы с вами, братия и сестры, совершили особое богослужение Великой Субботы: совершили Часы, Вечерню с Литургией. Слышали множество паремий, которые читались на Вечерне. Все это было направлено на то, чтобы мы поняли то значение, которое имеет для нас это особое событие Великой Субботы: когда, как говорит Церковь, Господь, уснув плотию Своей, входит в те адские глубины, которые всегда привыкли властвовать над человеком, те глубины, которые имели власть над каждым, кто попадал туда. И Господь ныне сходит, и свет блистания Его озаряет глубины. И слово Его слышит множество людей, от века успоших, которые ждали этого события, надеялись, что близь оно. Но оно все отодвигалось во времени, в веках, и все большее количество праведников покидало эту Землю с надеждой, что вот скоро исполнится обетование, данное Богом человеку: что придет Спаситель этого мира и освободит человека от этой власти адской, что иная для человека будет уготована участь, нежели пребывать в глубинах ада. Но время проходило, чреда людей поглощалась этими адскими глубинами, и не имел человек надежды на то, чтобы освободиться от этой духовной власти над человеком.

    Точно так же разверз уста свои ад для того, чтобы поглотить и Спасителя. Он видел перед собой человека исстрадавшегося, человека, над которым враг смог сполна явить свою власть, злобу, зависть. И надеялся он, как обычно, что и этот человек станет пленником адских глубин, но Сам Бог вошел в эти глубины ада для того, чтобы освободить тех людей, кто от века там томился.

    И, как поет Церковь, когда Господь вошёл в эти глубины, то его Божество было прикрыто как неким плащом смирения, как и в Своем Рождестве Он младенчеством прикрыл Свое божественное достоинство. Враг всё время стремился понять, кто же это перед ним. Враг ввергает Его в страшные мучения в надежде на то, что не выдержит человеческое естество, и божество отделится от человека, и тогда станет все понятно – и ад вновь одержит свою победу над человеком. Но этого не происходило. И Господь сокрывал все глубже и глубже Свое божественное достоинство в тех страданиях и испытаниях, страшных мучениях, которые предлагал Ему человек, ведомый духом вражды, духом злобы, зависти. И ныне Господь входит в эти адские глубины, и вот, человеческое отступает от Него, и ад поражен блистанием света. Тьма, в которой никогда не было света, озарилась светом. И ад не может выдержать это свет. Как для человека, у которого болят глаза, яркий солнечный свет становится мучением, испытанием, так и адские глубины не могут выдержать блистания Божества. Как повествует нам церковное песнопение: сокрушились врата адовы. Открылись те ворота, которые никогда не выпускали попавших в ад. И множество людей получило возможность выйти даже зримым образом, как мы слышали в Евангелии: «и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».

    Господь открывает человеку путь иной жизни, не той, которая была участью всех живущих на Земле. Что бы человек ни совершал, как бы он ни жил, но все оказывались в местах темных, удаленных от света, в местах мучения. И Господь, разрушив власть ада над человеком, дает ему путь иной жизни, на котором человек может обрести для себя радость, полноту жизни, пребывать во свете и достигать на нем тех целей, которые он перед собой полагает.

    И сегодня нам необходимо понимать, что Господь совершает все это ради каждого из нас, чтобы и мы не стали добычей адских глубин, Господь дает нам полноту церковной жизни, жизни в таинствах, чтобы мы могли последовать за Ним: «Аще кто хочет по Мне идти, да возьмёт крест свой и по Мне идёт». На этом пути человек обретает ту полноту жизни, о которой нам так же говорил Господь: «иго бо Мое благо, и бремя мое легко есть». То есть тот, кто идет за Христом со своим крестом, получает то особое в это мире состояние, которого мир не может человеку дать – это состояние, когда все трудности, обстоятельства, которые вынуждают человека к терпению, вдруг для человека становятся легкими, и он их порой даже не замечает, проходит, и лишь потом понимает, как удивительно провел его Господь сквозь множество этих сетей, который грозили его душе.

     Господь дает нам возможность идти по иному пути жизни, а не по тому, который был уделом всех людей. Здесь у Плащаницы мы должны ответить для себя только на один вопрос: почему же так часто стремимся к совершенно иному, почему мы чаще всего стремимся в адские глубины, нежели к свету – идти за Христом? Почему нас так тянет этот мир? Почему он властвует над нами? Почему мы даем ему власть над самими собой? Почему мы не бываем хозяевами своему слову? Почему наша вера бывает порой бессильна, и враг властвует над нашей душой?

    Здесь у Плащаницы мы можем все сказать Господу. Мы можем испросить у Него помощи, поддержки, чтобы Он помог нам найти правый путь в своей жизни. Не путь, который ведет к этим глубинам адским, но путь, который ведет к свету, ведет к иной жизни со Христом, которую этот мир не знает. От нас требуется только одно: не терять этого пути следования за Христом, не отступать от Него своим сердцем, своей душой, всеми своими поступками и делами, словами. Требуется только одно: чтобы мы не предавали Христа, чтобы наша совесть не обличала нас. И тогда иной строй-порядок будет утверждаться в нашей жизни.

    Мне желается только одного, чтобы, приступая к святой Плащанице, прикладываясь к ней, мы действительно делали это с чистой совестью и испрашивали у Господа, чтобы Он вывел нас этой «земли тьмы и тени смертной», из юдоли печали, вывел нас к свету, к полноте жизни, к той радости, которую Господь подает любящим Его.

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне
17:00 Вечерня, Утреня, 1-ый час
30 МАЙ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия
[Далее]